↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Руководство по эксплуатации МТЗ 952


Инструкции по работе

>> Вернуться к содержанию

Обкатка

ВАЖНО! Первые 50 часов работы трактора оказывают большое влия­ние на рабочие показатели и срок службы трактора, особенно его ди­зеля.

Ваш новый трактор будет работать надежно и длительное время при условии правильного проведения обкатки и необходимых сервисных операций в рекомендованные сро­ки.

При проведении 50 - часовой обкат­ки соблюдайте следующие меры предосторожности:

  1. Постоянно следите за показания­ми приборов, работой систем смазки, охлаждения и пита­ния. Контролируйте уровни масла и жидкости в заправочных емкос­тях.
  2. Проверяйте затяжку и подтягивай­те наружные крепежные соедине­ния.
  3. Не перегружайте дизель, не до­пускайте дымления и падения оборотов. Признаками перегруз­ки являются: резкое падение оборотов, дымление и нереаги­рование дизеля на увеличение подачи топлива.
  4. Работа трактора на слишком низ­кой передаче с малой нагрузкой при высоких оборотах дизеля приведет к перерасходу топлива. Правильный выбор передачи для каждого конкретного условия ра­боты дает экономию топлива и снижает износ дизеля.
  5. Избегайте длительной работы без нагрузки в режиме макси­мальных или минимальных обо­ротов дизеля.
  6. Избегайте длительной работы трактора в режиме постоянных оборотов дизеля.
  7. Для гарантии правильной приработки трущихся деталей муфты сцепления в процессе обкатки более часто и плавно включайте муфту сцепления.
  8. Регулярно проводите ежеднев­ное техническое обслуживание в соответствии с рекомендациями, изложенными в настоящей инст­рукции.

Подготовка трактора к работе

Выполните следующие операции:

  • проверьте затяжку болтов креп­ления головки цилиндров;
  • проверьте зазоры между клапа­нами и коромыслами и, если не­обходимо, отрегулируйте;
  • очистите ротор центробежного масляного фильтра дизеля;
  • замените масло в картере дизе­ля;
  • слейте отстой из фильтров гру­бой и тонкой очистки топлива;
  • заправьте все заправочные емко­сти;
  • проверьте натяжение приводного ремня вентилятора;
  • проверьте и отрегулируйте дав­ление воздуха в шинах;
  • обслужите аккумуляторные бата­реи;
  • подтяните крепеж;
  • прошприцуйте все точки смазки;
  • проверьте и, если необходимо, отрегулируйте сходимость пе­редних колес.

ВАЖНО! Убедитесь в том, что все кто работает или обслуживает трактор, понимают важность чисто­ты топлива и топливоподающей ап­паратуры.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Чтобы избежать травмирования, перед запуском дизеля убедитесь в том, что все защитные ограждения на­ходятся на своих местах.

Запуск дизеля

Запуск при нормальных условиях

Проверьте уровень масла в картере дизеля и охлаждающей жидкос­ти в радиаторе.

ВАЖНО! Никогда не запускайте дизель при не заправленной систе­ме охлаждения!

ВАЖНО! Ваш трактор оборудован дизелем с турбонаддувом. Высо­кие обороты турбонагнетателя тре­буют надежной смазки при запуске дизеля. При запуске дизеля в пер­воначальный момент или после длительного хранения прокрутите коленчатый вал стартером в тече­нии около 10 сек. без подачи топ­лива, чтобы обеспечить смазку подшипников турбонагнетателя. Дайте дизелю поработать 2 - 3 мин на холостом режиме, прежде чем нагружать его.

ВАЖНО! Запуск дизеля и опера­ции контроля приборов производи­те только находясь на сидении опе­ратора.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Никогда не работайте на тракторе в закры­тых помещениях.

  1. Затормозите трактор стояночным тормозом.
  2. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
  3. Установите рычаг включения ВОМ в выключенное положение.
  4. Включите выключатель "Массы".
  5. Установите рычаг подачи топлива в среднее положение,
  6. Выключите муфту сцепления.
  7. Поверните ключ включателя стартера в положение II ("Пуск") и удерживайте его до запуска ди­зеля, но не более 15 сек. Если ди­зель не запустился, вторичное включение производите не рань­ше, чем через 30 - 40 сек.
  8. После запуска дизеля проверьте работу всех индикаторных ламп и показания приборов (температу­ра охлаждающей жидкости, дав­ление масла в дизеле, заряд ак­кумуляторных батарей).

Дайте дизелю поработать при 1000 об/мин. до стабилизации дав­ления масла в рабочем диапазоне.

Запуск при низких температурах (+4°С и ниже)

ВАЖНО! Чтобы избежать повреж­дения силовой передачи, не тол­кайте и не тяните трактор для запу­ска дизеля с буксира.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Ваш трактор оборудован электрофа­кельным подогревателем для об­легчения запуска дизеля при низ­ких температурах. Никогда не ис­пользуйте эфирные средства об­легчения запуска при установлен­ном электрофакельном подогрева­теле. Применение эфира может привести к взрыву во впускном кол­лекторе и к серьезным травмам или увечью. При установке эфир­ных средств облегчения запуска отсоедините и заизолируйте про­вода электрофакельного подогре­вателя, находящиеся на всасываю­щем коллекторе дизеля.

Электрофакельный подогреватель эффективен в диапазоне окружаю­щих температур от +4°C до -20°С. Он состоит из бачка (1) с дизель­ным топливом и подогревательного элемента (2) (свеча накаливания, соленоидный клапан и форсунка). При включении подогревателя рас­каленная свеча зажигает топливо во всасывающем коллекторе и по­догревает всасываемый в цилинд­ры воздух.

Для запуска дизеля при окружающих температурах ниже 20°C необходимо использовать специальный циркуляционный по­догреватель охлаждающей жидкос­ти. Использование такого подогре­вателя эффективно до температу­ры окружающего воздуха минус 30°С. Одновременно применяйте и электрофакельный подогреватель. При установившихся низких темпе­ратурах используйте в картере ди­зеля, в коробке передач и гидроси­стеме зимние сорта масел в соот­ветствии с рекомендациями насто­ящей инструкции.

Содержите батареи полностью за­ряженными.

Используйте чистое, без примесей воды зимнее дизельное топливо. Во избежание неисправностей, ежедневно сливайте отстой из топливного фильтра - отстойника и топливных баков.

ВАЖНО! Заправляйте топливные баки в конце каждого рабочего дня для исключения образования кон­денсата внутри баков.

Порядок запуска дизеля

  1. Заполните бачок электрофа­кельного подогревателя дизель­ным топливом.
  2. Отключите привод масляного насоса гидросистемы и ком­прессора пневмосистемы для уменьшения сопротивления проворачиванию коленчатого вала.
  3. Поднимите (закройте) шторку водяного радиатора для быст­рейшего прогрева дизеля.
  4. Проверьте уровень масла в под­доне дизеля и охлаждающей жидкости в радиаторе.
  5. Затормозите трактор стояноч­ным тормозом.
  6. Установите рычаг переключения передач в нейтраль, а рычаг понижающего редуктора в среднее положение.
  7. Установите рычаг управления ВОМ в положение "Выключено".
  8. Включите выключатель "Массы".
  9. Установите рычаг управления подачей топлива в среднее по­ложение
  10. Нажмите и удерживайте нажа­той кнопку электрофакельного подогревателя до загорания контрольной лампы красным светом.
  11. Выключите сцепление
  12. Поверните ключ выключателя стартера в положение "Пуск" и удерживайте его в этом положе­нии до запуска, но не более 15сек. Если дизель не запустил­ся, повторный запуск произво­дится не ранее чем через 30 - 40сек.
  13. Когда двигатель запустился и его обороты стали устойчивыми, выключите подогреватель и ус­тановите 1000 об/мин до стаби­лизации давления масла в рабо­чем диапазоне. Прогрейте ди­зель. Проверьте работу прибо­ров. Отрегулируйте положение шторки водяного радиатора для поддержания нормального теп­лового режима.

ПРИМЕЧАНИЕ: Включатели стартера и электрофакельного по­догревателя удерживайте вклю­ченными до стабилизации скорост­ного режима дизеля.

Циркуляционный подогреватель охлаждающей жидкости дизеля

ПРИМЕЧАНИЕ: Циркуляционный подогреватель охлаждающей жид­кости применяется для системы охлаждения, заправленной анти­фризом.

При запуске дизеля в условиях крайне низких температур (ниже минус 20°С) пользуйтесь цуркуля - ционным подогревателем, который можно заказать через Вашего ди­лера.

Подогреватель эффективен до тем­ператур ниже минус 30°С при ис­пользовании его в сочетании с эле­ктрофакельным подогревателем.

Установка циркуляционного подо­гревателя показана на рисунке ни­же.

Переключение трансмиссии

ВНИМАНИЕ! При выборе требу­емой передачи пользуйтесь схемой переключения коробки передач.

Для начала движения:

  1. выжмите педаль сцепления;
  2. переместите рычаг (1) из нейтра­ли в крайнее левое положение, преодолев сопротивление воз­вратной пружины, а затем, пере­мещением рычага (1) в продоль­ном направлении, включите тре­буемый диапазон I или II. После включения диапазона перемес­тите рычаг в продольном направ­лении обратно к центру, после чего пружина автоматически воз­вратит его в нейтраль;
  3. выберите требуемую передачу перемещением рычага из нейт­рали в поперечном и продольном направлениях:
    • 1,2,3 и R1 передачи в диапазо­не I;
    • 1,2,3, 4 и R2 передачи в диапа­зоне II.

Для включения 1-ой передачи и заднего хода переместите рычаг (1) вправо, преодолев усилие фикса­тора. Если передача сразу не вклю­чается, слегка отпустите и выжмите педаль муфты сцепления, и вклю­чите требуемую передачу.

ВНИМАНИЕ! Всегда выжимайте педаль сцепления перед включени­ем диапазона (ступени) и передачи в коробке передач.

ВАЖНО! Рычаг (2) понижающего редуктора, расположенный под ру­левой колонкой, должен всегда на­ходиться в крайнем заднем ("L") или в крайнем переднем ("Н") по­ложениях. Среднее нефиксирован­ное положение рычага (2) допуска­ется только при запуске дизеля в холодное время года.

Для увеличения тягового усилия каждая из выбранных скоростей может быть уменьшена в 1,32 раза, путем перемещения рычага (2) на­зад, предварительно выжав педаль сцепления.

При работе с тяжелыми прицепами начинайте движение с 1-ой переда­чи II-го диапазона, последователь­но переходя на 2-ую, 3-ую и 4-ую передачи. Если мощности дизеля не хватает для разгона трактора при переходе на 4-ую передачу, то, без выключения передачи, устано­вите рукоятку (2) в положение "L" (назад) и после разгона дизеля вновь переключите редуктор в по­ложение "Н" (вперед).

Переключение трансмиссии с реверс - редуктором (если уста­новлен)

Переключение КП и реверс - редук­тора производите в соответствии со схемой переключения справа.

При использовании трактора в ре­жиме "челнока" с помощью рукоят­ки (3) можно быстро изменить на­правление движения трактора, не пользуясь рычагом (1) переключе­ния КП.

Рычаг (3) управления реверс - ре­дуктором расположен под рулевой колонкой (в отличие от рычага (2) понижающего редуктора он изогнут влево) и имеет два положения:

  • "РЕВЕРС ВЫКЛЮЧЕН" - крайне переднее положение.
  • "РЕВЕРС ВКЛЮЧЕН" - крайнее заднее положение.

ВАЖНО! При изменении направ­ления движения необходимо вы­жать педаль сцепления и остано­вить трактор.

ПРИМЕЧАНИЯ!

  1. При включе­нии реверс - редуктора автоматиче­ски блокируется передача II - 4 КП.
  2. При включенном реверс - редук­торе и установке рычага (1) КП на передачи I - R и II - R трактор движет­ся вперед.

ВАЖНО! Всегда выжимайте пе­даль сцепления, прежде чем вклю­чить передачу или диапазон короб­ки передач. Чтобы избежать шума при переключении, рычаги коробки передач и понижающего редуктора перемещайте только при останов­ленном тракторе.

Не держите ногу на педали сцепле­ния во время работы, т.к. это при­ведет к пробуксовке муфты, ее пе­регреву или выходу из строя.

Начало движения

Всегда избегайте начинать движе­ние с большой тяговой нагрузкой (например, заглубленный в почву плуг). После включения передачи, выключите стояночный тормоз и за­тем плавно включите сцепление. После начала движения трактора постепенно увеличьте подачу топ­лива.

Рулевое управление

ВАЖНО! Тракторы "Беларусь 952/950" оборудованы гидро­объемным рулевым управлением. Если дизель остановлен, насос не питает систему и она автоматичес­ки переходит на ручной режим, при котором требуется большее усилие на рулевом колесе для поворота трактора. Однако, никакая гидрав­лическая система не сможет пра­вильно работать, если применять не рекомендованные масла, нару­шать правила эксплуатации и тех­нического обслуживания (низкий уровень масла, люфты в шарни­рах).

Остановка трактора

Для остановки трактора:

  • снизьте частоту вращения коленчатого вала дизеля;
  • выжмите педаль сцепления;
  • установите рычаг коробки пере­дач в нейтраль;
  • остановите трактор с помощью рабочих тормозов;
  • включите стояночный тормоз.

ВАЖНО! Для остановки трактора в аварийной ситуации, одновремен­но нажмите педали сцепления и сблокированных рабочих тормозов как можно быстрее.

Остановка дизеля

ВАЖНО! Прежде чем остановить дизель, опустите орудие на землю, дайте дизелю поработать при 1000об/мин в течении 1 - 2 мин. Это позволит снизить температуру дизеля.

Для остановки дизеля выполните следующие операции:

  • установите рычаг ручной подачи топлива в положение минималь­ной подачи;
  • выключите ВОМ и установите все рычаги распределителя в нейт­раль;
  • опустите орудие на землю;
  • установите рычаг подачи топлива в положение полной остановки дизеля;
  • выключите выключатель "массы" во избежание разряда аккумуля­торных батарей.

>> Вернуться к содержанию