↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Руководство по эксплуатации МТЗ 952
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Общие технические данные

>> Вернуться к содержанию

Масса и габаритные разделы

  Технические данные Беларусь 950 (2x4) Беларусь 952 (4x4)
А Длина 3835 мм 3980 мм
Б Ширина 1970 мм
В Высота 2840 мм
Г База 2370 мм 2450 мм
Д Колея передних колес 1450...1720 мм 1410...1660 мм
Е Колея задних колес 1400...2100 мм 1400...2100 мм
Ж Просвет под задним мостом 465 мм
З Масса (эксплуатационная) 3700 ± 100 кг 4000 + 100 кг

Номера узлов трактора

Фирменная табличка трактора с указанием номеров трактора и ди­зеля.

Серийный номер трактора дублируется на правом или левом лонжероне полурамы.

Номер дизеля (дублируется на фирменной табличке дизеля, прикрепленной к блоку цилиндров слева).

Номер муфты сцепления.

Номер коробки передач.

Номер заднего моста

Дизель

Модель дизеля Д - 245.5
Марка ММЗ (Минский моторный завод)
Тип 4 - х цилиндровый, рядный, с турбо - наддувом
Тактность 4 - х тактный
Система впрыска топлива непосредственный впрыск
Степень сжатия 15.1:1
Диаметр цилиндра 110 мм (4,33")
Ход поршня 125 мм (4,92")
Литраж 4,75 (290 cu.in.)
Порядок работы 1 - 3 - 4 - 2
Система охлаждения жидкостная
Номинальная частота вращения 1800 об/мин
Максимальная частота вращения X. х. 1980 об/мин
Минимальная устойчивая частота вращения 700 об/мин
Мощность номинальная 94 л.с. (66 кВт) при 1800 об/мин
Максимальный крутящий момент 39,4 кгс.м (386 Н.м.) при 1000 об/мин
Зазор между впускными клапа­нами и коромыслами (на холодном дизеле) 0,25 - 0,30 мм
Зазор между выпускными клапа­нами и коромыслами (на холодном дизеле) 0,40 - 0,45 мм
Угол опережения впрыска до ВМТ 22 ±1
Давление впрыска топлива (175 - 180) кгс/см² (17,5 - 18,0 МПа)

Система смазки дизеля

Тип комбинированная с масляным радиатором
Очистка масла сетчатый фильтр предварительной очистки и центробежный фильтр тонкой очистки.
Минимальное давление масла 0,8 кгс/см² при 700 об/мин.
Нормальное давление масла 2 - 3 кгс/см² при 1800 об/мин
Максимальное давление на холодном дизеле до 6 кг/см²
Емкость системы смазки 15 литров
Марки моторных масел от - 40°С до +5°С - М8Г 2к, М8Г 2, М - 4./8Г. (SAE - 20,SAE20 - 20W, SAE 10W - 20) ,
от +5°С до +5ЕГС - М10Г 2к, M10r2 (SAE - 30).
Всесезонное масло SAE 15W - 40.

Система питания дизеля

Топливный насос: 4 - х плунжер­ный, рядный, с подкачивающим на­сосом.

Регулятор: механический всережимный.

Топливные фильтры: фильтр гру­бой очистки и фильтр тонкой очист­ки (со сменным бумажным фильтру­ющим элементом).

Марка топлива: дизельное:

  • "Л" - 0,5 - 40 (летом)
  • "3" - 0,5 (зимой)
  • "А" - 0,4 (минус 35°С)

Емкость топливных баков: два бака по 65 л каждый. Общей емкос­тью 130 л.

Воздухоочиститель: комбиниро­ванный, с сухой центробежной и масляной инерционно - контактной очисткой воздуха.

Емкость масляной ванны возду­хоочистителя: 1,5 литра.

Средства облегчения запуска:

  • электрофакельный подогрева­тель (свеча накаливания во впуск­ном коллекторе);
  • легковоспламеняющаяся жид­кость (ЛВЖ) в аэрозольной упа­ковке.

Система охлаждения дизеля

Тип: водяная, закрытая с принуди­тельной циркуляцией жидкости; с контролем температуры термоста­том и регулируемой шторкой ради­атора.

Нормальная рабочая температура: от 75°C до 95°С.

Термостат: ТС - 107

Емкость системы охлаждения: 20 литров.

Рулевое управление

Тип: гидростатическое с гидроци­линдром в рулевой трапеции и цельной рулевой тягой.

Производительность насоса: 20 л/мин.

Гидроцилиндр: двойного дейст­вия, диаметр цилиндра 50 мм, ход - 200 мм.

Насос - дозатор: объемная посто­янная - 100 см³/об, рабочее давле­ние от 10 до 14 МПа. Установлен на передней стенке кабины.

Рулевая колонка: регулировка по высоте на 100 мм бесступенчато.

Регулировка по углу наклона: от 25 до 40° с интервалом через 5°. Свободный ход рулевого колеса до 25°.

Муфта сцепления

Тип: фрикционная, сухая, однодисковая, с тангенциальной подвеской нажимного диска.

Диаметр ведомо­го диска: 340 мм.

Коробка передач

Тип: 7/2, механическая, ступенча­тая, синхронизированная, двухдиапазонная.

I-ый диапазон (ступень): 1 - ая, 2 - ая и 3 - ья передачи переднего хода и одна - заднего хода.

II-ой диапазон (ступень): 1 - ая, 2 - ая, 3 - ья и 4 - ая передачи переднего хода и одна - заднего хода. 2 - ая, 3 - ья и 4 - ая передачи - синхронизиро­ваны, остальные переключаются скользящими муфтами.

ВНИМАНИЕ! 4 - ая передача включа­ется только при включенном II-ом диапазоне для предотвращения чрезмерного нарастания частоты вращения промежуточного вала ко­робки передач.

Понижающий редуктор

Тип: механический, синхронизиро­ванный, с прямой и замедляющей (в 1,32 раза) передачами. Располо­жен между муфтой сцепления и ко­робкой передач и управляется ры­чагом под рулевой колонкой. Поз­воляет в движении на каждой пере­даче уменьшить скорость в 1,32 ра­за и получить 14 передач переднего хода и 4 - заднего хода.

Реверс - редуктор (по заказу)

Тип: механический, синхронизиро­ванный, с передним ходом и ревер­сом (i= - 1,07). Устанавливается вме­сто понижающего редуктора и позволяет получить 9 передач вперед и 8 - назад.

Ходоуменьшитель (по заказу)

Тип: механический, двухдиапазонный, двухскоростной. Позволяет получать сверхнизкие скорости движения. Устанавливается вместо левой крышки коробки передач и позволяет получить дополнительно 16 передач вперед и 16 - назад.

ВАЖНО! При использовании ходоуменьшителя включайте в коробке передач только 1-ую передачу пе­реднего хода и 1-ую передачу зад­него хода (I - I и I - R).

Передаточные числа трансмиссии и расчетные скорости движения при номинальной частоте вращения дизеля (задние шины 16.9R38)

*) В целях безопасности работы указанные скорости включать не рекомендуется.
**) Заблокирована для КП с реверс - редуктором.

ПРИМЕЧАНИЕ: Скорости движения являются расчетными при номинальном скоростном режиме дизеля, без уче­та буксования. Для расчета скорости движения при частичном режиме дизеля пользуйтесь следующей формулой: СКОРОСТЬ = (Скорость по таблице) х (Фактический скоростной режим дизеля) / (Номинальный скоростной режим дизеля)

ПРИМЕЧАНИЕ: При установке реверс - редуктора расчетные скорости в режиме "РЕВЕРС ВКЛЮЧЕН" определяют по формуле:

СКОРОСТЬ НА "РЕВЕРСЕ" = (СКОРОСТЬ ПО ТАБЛИЦЕ ДЛЯ ВЫКЛЮЧЕННОГО ПОНИЖАЮЩЕГО РЕДУКТОРА) : ( - 1,07)

Задний мост

Главная передача: пара коничес­ких шестерен со спиральным зу­бом.

Механизм блокировки диффе­ренциала: гидравлическая фрик­ционная муфта.

Тормоза

Рабочие: на задние колеса, диско­вые, сухие с механическим сервоприводом Honeywell LKS 210 21. Диаметр диска 204 мм.

Стояночный: дисковый, сухой, с механическим ручным приводом. Рычаг под правую руку оператора. Диаметр диска 180 мм.

Передний ведущий мост (Беларусь 952)

Главная передача: конические шестерни со спиральным зубом.

Тип дифференциала: самоблоки­рующийся, повышенного трения.

Конечные передачи: колесные ре­дукторы с коническими прямозубы­ми парами.

Трансмиссионные масла: ТАп - 15В, ТСп - 15К или Тэп - 15.

Привод: от раздаточной коробки двумя карданными валами с проме­жуточной опорой.

Управление: механическое, рыча­гом под правую руку оператора, Рабочие режимы:

  • "ПВМ выключен"
  • "ПВМ включен принудительно"
  • "ПВМ включен/выключен автома­тически"

Привод вала отбора мощно­сти (ВОМ)

Тип: независимый двухскоростной и синхронный.

Муфта включения: планетарный шестеренный редуктор с ленточны­ми тормозами.

Привод: механический, рычагом на правом боковом пульте управления.

Частота вращения хвостовика ВОМ при включенном независи­мом приводе:

  • I - 540 об/мин. при 1632 об/мин. дизеля (80 л.с);
  • II - 1000 об/мин. при 1673 об/мин. дизеля.
  • 3,5 об/метр пути при синхронном приводе на шинах 16.9R38,

Хвостовик ВОМ: по стандарту SAE с 6 - ю шлицами для 540 об/мин. и 21 шлицем при 1000 об/мин. ( быстро - съемного типа).

Направление вращения: по часо­вой стрелке.

Гидросистема

Тип: с открытым центром.

Давление в системе: максималь­ное 185 - 200 кг/см².

Распределитель: секционного ти­па 3 - х золотниковый с подпружи­ненной нейтралью, плавающим по­ложением, принудительным опус­канием и подъемом. Небольшие усилия на рычагах при управлении выносными цилиндрами обеспечи­вают точное перемещение орудия. Движение потока масла и скорость движения штока в цилиндре линей­ны и пропорциональны движению руки оператора.

Выводы гидросистемы: 2 боко­вых, 2 задних и сливной маслопро­вод.

Система управления ЗНУ имеет три рабочих режима:

  • силовой;
  • позиционный;
  • смешанный (по заказу).

В каждом режиме есть "нейтраль­ное" положение, "подъем", "опуска­ние" и "автоматический диапазон управления".

Марки масел гидросистемы:

М10В2, М - 8В, МШ - 8А; М - 8Г2.

Трехточечная навесная система

Тип: Категория 2.

Грузоподъемность: 3000 кг на концах продольных тяг.

Электрооборудование

Напряжение: 12 В.

Напряжение системы запуска: 24 В.

Батареи: 2x12 В параллельного со­единения (автоматическое последовательное соединение только для включения стартера 24 В при запуске дизеля).

Прочее оборудование

Передний и задний стеклоочисти­тели, система отопления и вентиля­ции кабины, стеклоомыватель ло­бового стекла, плафон освещения кабины, кондиционер воздуха (по заказу).

Шины

Передние: 9.00 - 20 (Беларусь 950); 13.6 - 20 (Беларусь 952)

Задние: 16.9R38 (стандартная) или 18.4R34 (по заказу)

При нормальной работе трактора устанавливайте давление в шинах как ука­зано в таблице ниже. При работе с фронтальным погрузчиком устанавливай­те давление воздуха в передних шинах на максимально допустимом уровне в соответствии с таблицей. При работе в режиме максимальной загрузки трактора давление в задних шинах устанавливайте в соответствии с фактиче­ской нагрузкой на шины.

Допустимые нагрузки на шины (кгс) в зависимости от давления воздуха в шинах (бар)

Размер шины Слойность Давление воздуха в шине при скорости 30 км/ч, бар
0.8 0.9 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1,6 1.7 1.8 1.9 2.0 2.1 2.6
13.6 - 20 8 835 895 955 1010 1070 1105 1165 1210 1250 1300 1345 1390 1430 - -
11.2 - 20 8 - - 765 810 850 890 930 970 1000 1040 1080 1115 1145 1175 -
9.0 - 20 6 - - - - 695 720 760 790 815 845 875 905 935 960 1100
15.5R38 8 - - 1455 1545 1630 1690 1775 1850 1900 1980 2060 - - - -
16.9R38 8 - - 1825 1925 2025 2125 2250 2325 2425 2520 - - - - -
18.4 - 30 6 - - - 2120 2225 2320 2415 2520 2615 2715 2815 - - - -
18.4 - 34 8 - - - 2250 2350 2440 2565 - - - - - - - -

При нормальных условиях выбирайте минимальные значения давлений в шинах для работы с прицепными машинами. При работе с навесными машинами и орудиями устанавливайте более высокое давление в шинах. При использовании сдвоенных шин давление воздуха во внешней шине должно быть на 0,15 бар меньше, чем во внутренней шине.

Общие рекомендации по давлению воздуха в шинах, Бар

Вид работы Задние шины Передние
950 952
Универ­сальные 1.0 - 1.2 1.2 - 1.5 1.0 - 1.2
Работа на мягкой поч­ве и пахота 1.0 - 1.7 1.2 1.0 - 1.2
Работа с тяжелыми машинами

1.2 - 1.8 1.2 - 1.5 1.0 - 1.2

Допустимые изменения нагрузки на шины в функции скорости, %

Максимально допустимая скорость км/ч (миль/ч)

Допустимое изменение нагрузки, ± %
Ведущие колеса Управляемые колеса
8* (5) +40 +50**
20 (12.5) +20 +35
25 (15.6) +7 + 15
30 (18.75) 0 0
35 (21.87) - 10 - 10

*) Увеличьте давление в шине на 25% для ши­ны с нормой слойности "6" или более.

**) Нагрузка на шину может быть увеличена до 100% при использовании шин с нормой слойности "6" или более при работе с фронталь­ным погрузчиком, работающим только в режи­ме загрузки.

ВАЖНО! В тракторах с передним ведущим мостом следует применять правильно подобранную комбинацию передних и задних шин. Использова­ние правильного сочетания передних и задних шин обеспечит максималь­ные эксплуатационные качества трактора, повысит срок службы шин и сни­зит износ составных частей силовой передачи. Смешивание изношенных и новых шин или шин разных диаметров или динамических радиусов может привести к неправильному соотношению скоростей, В таблице ниже приве­дены рекомендуемые сочетания шин передних и задних колес.

Сочетания передних и задних шин и кинематические несоответствия для тракторов "Беларусь 952"

Задние шины

Радиус качения R↓ r→

  Передние шины
11.2 - 16 8.3 - 20 11.2 - 20 13.6 - 20 16.0 - 20
r = 420 r =450 r = 460 r = 500 r = 513
16.9R30 R = 675 - 3.8% - - - -
18.4R34 F44 R = 807 - - - - 3.3% - 0.8%
18.4R34 F11 R = 770 - - - +1.2% -
15.5R38 R = 750 - - - 4.58% - -
16.9R38 R = 800 - - - - 2.62% - 0.02%
18.4R38 R = 829 - - - - - 3.65%
9.5 - 42 R = 725 - - 3.68% - 1.09% - -
11.2 - 42 R =749 - - - 3.88% - -
18.4 - 30            

Соотношение В/г должно быть в пределах от 1,54 (+1,2%) до 1,64 ( - 4.6%)
Знак "+" означает забегание передних колес.
Знак " - " означает забегание задних колес.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Не производите монтажно - демонтажные опера­ции и не ремонтируйте шину на ободе. Не производите сварные работы или другие ремонтные операции обода с накачанной шиной. Отправьте шину с ободом в специализированную мастерскую, в которой имеется специаль­ное ремонтное оборудование. Никогда не превышайте давление в шине, ре­комендованное заводом - изготовителем. Шины могут лопнуть с большой силой и вызвать серьезные травмы и увечье.

Жидкостный балласт

Заполнение шин жидкостным бал­ластом является удобным спосо­бом балластирования трактора.

ПРИМЕЧАНИЕ: Не рекоменду­ется балластировать передние ши­ны, поскольку это ухудшает показа­тели управляемости трактора.

Рекомендуется применять смесь хлористого кальция с водой. Это обеспечивает низкую температуру замерзания и дает безопасный и экономичный балласт. При пра­вильном его использовании он не приводит к повреждению шин, ка­мер или ободов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Не рекоменду­ется использовать в качестве бал­ласта спиртовые жидкости. Рас­твор хлористого кальция имеет больший удельный вес и более эко­номичен.

При заполнении шины раствором хлористого кальция в воде вентиль должен располагаться в наивысшей точке колеса. Для балластирования шин требуется специальное при­способление. Если необходимо применить жидкий балласт, обрати­тесь к дилеру "Беларусь". В табли­це ниже приведены данные по рас­ходу хлористого кальция и воды для различных размеров задних шин, исходя из соотношения: 0,6 кг хло­ристого кальция на 1 л воды.

Размер шин Вода Хлористый кальций Общая масса рас­твора на одну шину
галлон США литров фунтов кг фунтов кг
16.9R38 48 184 244 111 651 295
16.9 - 38 72 276 366 166 976 442
18.4 - 30 71 273 360 163 960 436
18.4 - 34 81 307 405 184 1085 491
15.5R38 56 215 198 90 671 305

ВАЖНО! Никогда не заполняйте радиальные шины более чем на 40­50 % объема. В противном случае останется малое пространство для воздуха, для погашения ударов. Может иметь место повреждение шин. Это вызвано более низкими давлениями воздуха в радиальных шинах. Диагональные шины можно заполнять до 75% объема.

ПРИМЕЧАНИЕ: Этот раствор хлористого кальция в воде имеет точку замерзания до минус 46°С ( - 51°Ф).

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! При смешивании раствора жидкостного балласта важно добавлять хлопья хлористого кальция в воду и пере­мешивать раствор до полного рас­творения хлористого кальция. НИКОГДА не добавляйте воду в хлористый кальций. Если произош­ло попадание частиц хлористого кальция на слизистую оболочку глаз, немедленно промойте их чис­той холодной водой в течение не менее 5 минут. Как можно скорее обратитесь за медицинской помо­щью.

Весовые ограничения

Для оптимальной надежности сило­вой передачи и тяговых показате­лей, максимальная балластирован­ная масса трактора (базовый трак­тор + балласт и любое навесное оборудование (опрыскиватели, ем­кости и т.д.) ) не должна превышать 6000 кгс при максимальной колее 1600 мм. Максимально допустимая нагрузка на заднюю ось с баллас­том и навесным оборудованием - 3800 кгс.

Общая нагрузка на переднюю ось не должна превышать 2200 кгс или грузоподъемности шин, что меньше (при максимальной колее 1600 мм).

ПРИМЕЧАНИЕ: Нагрузка на пе­реднюю ось включает фронтальный погрузчик в поднятом положении, но без груза в ковше.


>> Вернуться к содержанию