↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Руководство по эксплуатации двигателей Д-243 и Д-245


Использование дизеля

>> Вернуться к содержанию

2.2.1 Порядок действия обслуживающего персонала

2.2.1.1 Общие указания

Для обеспечения длительной и безотказной работы дизеля придерживайтесь следующих основных положений:

  • до включения нового дизеля в работу под нагрузкой произведите его обкатку, руководствуясь разделом 2.2.1.5;
  • периодически проверяйте состояние крепления сборочных единиц, при необходимости производите подтяжку креплений;
  • перед пуском дизеля проверяйте уровень масла в картере дизеля и охлаждающей жидкости в радиаторе;
  • заполните топливом и прокачайте систему топливоподачи с целью удаления из нее воздуха;
  • после пуска, до включения нагрузки, дайте дизелю поработать 2-3 мин сначала на минимальной частоте вращения холостого хода с постепенным повышением ее до максимальной;
  • работа дизеля на холостом ходу более 15 мин не рекомендуется;
  • нагружайте дизель только после того, как температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения поднимется до плюс 50 °С;
  • не допускайте перегрузки дизеля, во время работы следите за показаниями контрольных приборов;
  • проводите своевременно техническое обслуживание дизеля, руководствуясь разделом 3;
  • применяйте топливо и масло только тех марок, которые указаны в настоящем руководстве;
  • содержите дизель в чистоте, не допускайте течи топлива, масла и охлаждающей жидкости, подсоса неочищенного воздуха в цилиндры;
  • дизель может работать при продольных и поперечных наклонах не более 20°.

Во избежание нарушений рабочего процесса при работе дизеля на высоте более 1500м над уровнем моря произведите регулировку топливного насоса с целью уменьшения его производительности в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Высота над уровнем моря, м Барометрическое давление, ГПа Уменьшение производительности насоса, %
1500-2000 2000-2500 2500-3000 840 - 800 800 - 747 747 - 700 10 15 20

Работа дизеля на высоте более 3000м над уровнем моря не рекомендуется.

2.2.1.2 Запуск дизеля пусковым двигателем

Запуск дизеля производите в следующем порядке:

  • установите рычаг переключения передач трактора (машины) в нейтральное положение;
  • прокачайте систему топливоподачи ручным подкачивающим насосом для удаления из нее воздуха;
  • включите включатель "массы";
  • установите рычаг управления топливным насосом в положение, соответствующее полностью выключенной подаче топлива;
  • откройте краник топливного бака пускового двигателя и заполните карбюратор топливом;
  • поворотом рычага введите в зацепление с венцом маховика дизеля шестерню включения и выключите муфту редуктора пускового двигателя;
  • прикройте воздушную заслонку карбюратора, при запуске прогретого двигателя воздушную заслонку можно не прикрывать;
  • включите стартер и запустите пусковой двигатель; продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с; если двигатель не запустился, то операции пуска необходимо повторить через 30-40 с; при появлении первых вспышек медленно откройте воздушную заслонку карбюратора;
  • после запуска пускового двигателя немедленно отключите стартер и прогрейте двигатель на холостом ходу в течение 30-60 с;
  • включите плавно муфту редуктора пускового двигателя;
  • установите рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче, и запустите дизель; как только дизель начнет устойчиво работать, выключите муфту редуктора и остановите пусковой двигатель, для чего выключите зажигание, нажав на кнопку выключения магнето до полной остановки двигателя; закройте краник топливного бака пускового двигателя и установите воздушную заслонку карбюратора в исходное положение.

В случае неисправности стартера или аккумуляторной батареи пусковой двигатель П-10УД или ПД-10У можно запустить ручным способом с помощью пускового шнура, сняв предварительно стартер и обе половины кожуха маховика пускового двигателя..

В случае затруднительного пуска пускового двигателя, особенно в холодное время года, нажмите на утопитель мембраны карбюратора и держите ее нажатой в течение 3-5 с.

Нельзя производить запуск пускового двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

2.2.1.3 Запуск дизеля стартером

При запуске дизеля:

  • установите рычаг переключения передач трактора (машины) в нейтральное положение;
  • прокачайте систему топливоподачи ручным подкачивающим насосом для удаления из нее воздуха;
  • включите включатель "массы";
  • установите рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче;
  • включите электрофакельный подогреватель поворотом включателя в положение I (включена спираль накаливания электрофакельного подогревателя);
  • через 30-40 с, когда контрольный элемент электрофакельного подогревателя накалится, выключите муфту сцепления трактора (машины), включите стартер поворотом включателя в положение II и запустите дизель; при прогретом дизеле, а также в летний период его можно запускать без предварительного включения электрофакельного подогревателя поворотом включателя непосредственно в положение II, не задерживая в положении I;
  • после запуска дизеля плавно включите муфту сцепления;
  • прогрейте дизель на холостом ходу (на режиме 800-1000 мин -1 с постепенным переходом до 1500-1600 мин -1 не более) до температуры охлаждающей жидкости 50 °С не менее.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Если дизель не запустился, повторный запуск производите через 30-40 с. Если после трех попыток дизель не запустился, найдите неисправность и устраните ее.

Загрузка дизеля разрешается только после прогрева его до указанной выше температуры.


2.2.1.4 Остановка дизеля

Перед остановкой дизеля после работы с большой нагрузкой дайте ему поработать в течение 3-5 мин сначала на средней, а затем на минимальной частоте холостого хода для охлаждения нагретых до высокой температуры деталей турбокомпрессора.

Остановите дизель перемещением рычага останова топливного насоса по часовой стрелке в крайнее положение, соответствующее отключению подачи топлива.

После остановки дизеля выключите включатель "массы".

2.2.1.5 Эксплуатационная обкатка дизеля

Работа дизеля под нагрузкой без предварительной обкатки не допускается.

Дизель должен быть подвергнут обкатке эксплуатирующей организацией. Рекомендуется придерживаться следующей очередности работ: подготовка дизеля к обкатке, обкатка дизеля на холостом ходу и под нагрузкой в течение 30 ч, подготовка дизеля к эксплуатации.

При подготовке дизеля к эксплуатационной обкатке руководствуйтесь разделом 2.1 "Подготовка дизеля к использованию".

Запустите дизель и, убедившись в исправной его работе, приступайте к обкатке. Обкатку дизеля на холостом ходу проводите в течение 5 мин с постепенным увеличением частоты вращения до максимальной.

Обкатку дизеля, установленного на тракторе, под нагрузкой проводите на легких транспортных (прицеп с грузом 2-3 т) и полевых (боронование, культивация, сев и др.) работах, постепенно увеличивая нагрузку на различных передачах. Перегрузка дизеля не допускается.

После обкатки дизеля, при подготовке его к эксплуатации, выполните следующие операции:

  • проверьте затяжку болтов крепления головки цилиндров;
  • проверьте зазор между клапанами и коромыслами;
  • очистите ротор центробежного масляного фильтра;
  • замените масло в картере дизеля;
  • слейте отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива;
  • проверьте натяжение ремня вентилятора;
  • проверьте наружные резьбовые соединения.

При необходимости устраните замеченные отклонения.

2.2.1.6 Особенности эксплуатации и обслуживания дизеля в зимних условиях

При низкой температуре окружающего воздуха эксплуатация дизеля усложняется. Чтобы обеспечить бесперебойную и надежную работу его в зимний период, который начинается при понижении температуры окружающего воздуха до плюс 5 °С и ниже, заблаговременно подготовьте дизель к переходу на режим зимней эксплуатации, для чего проведите очередное его техническое обслуживание, дополнив операциями сезонного технического обслуживания. Оборудуйте дизель утеплительным чехлом (капотом) и, при необходимости, жидкостным предпусковым подогревателем, заполните систему охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре в соответствии с химмотологической картой (Приложение А).

При переходе на режим зимней эксплуатации применяйте только зимние сорта масла и топлива. Масляный картер дизеля заправляйте моторным маслом в соответствии с химмотологической картой (Приложение А).

При температуре окружающего воздуха ниже минус 20 °С перед запуском дизель необходимо разогревать предпусковым подогревателем.

Для облегчения пуска дизеля, установленного на тракторе, при низкой температуре окружающего воздуха выполняйте следующее:

  • выключите насос гидросистемы трактора;
  • при включении стартера выключите муфту сцепления и включите ее плавно после запуска дизеля.

Штатные средства облегчения пуска, например электрофакельный подогреватель впускного воздуха или пусковое приспособление для впрыска легковоспламеняющейся жидкости, используются во всех случаях пуска дизеля при низкой температуре.

Не подогревайте всасываемый воздух перед воздухоочистителем открытым пламенем и не производите запуск дизеля буксировкой трактора (машины).

В зимний период времени, в случае заправки системы охлаждения водой, при длительных остановках сливайте воду из системы охлаждения во избежание размораживания радиатора и дизеля

Следите за тем, чтобы вся вода была слита и не замерзла в сливных краниках радиатора и блока цилиндров, для чего прочистите краники проволокой.

Для ускорения слива воды из системы откройте пробку заливной горловины радиатора. После слива воды краники оставьте открытыми.

При установке трактора (машины) на открытой площадке в конце смены, после остановки дизеля установите рычаг управления топливным насосом в положение, соответствующее наибольшей подаче, для облегчения последующего пуска.

2.2.2 Возможные неисправности и методы их устранения

Перечень возможных неисправностей дизеля в процессе эксплуатации и рекомендации по действиям при их возникновении приведены в таблице 3.

Таблица 3
Неисправность, внешнее проявление Методы устранения
1 Дизель не запускается
1.1 Воздух в топливной системе Прокачайте систему насосом ручной подкачки топлива. Устраните подсос воздуха в топливной системе
1.2 Неисправен топливный насос Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
2 Дизель не развивает мощности
2.1 Рычаг управления топливным насосом не доходит до упора Отрегулируйте тяги управления топливным насосом
2.2 Засорился фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива
2.3 Неисправны форсунки Выявите неисправные форсунки, промойте распылители и прочистите их сопловые отверстия, при необходимости замените распылители
2.4 Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива Установите рекомендуемый угол опережения впрыска топлива
2.5 Засорен воздухоочиститель дизеля Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя
2.6 Неисправен топливный насос Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
2.7 Снизилось давление наддува Снимите турбокомпрессор с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
3 Дизель неустойчиво работает на холостом ходу
3.1 Попадание воздуха в топливную систему Прокачайте систему насосом ручной подкачки топлива. Устраните подсос воздуха в топливной системе
3.2 Не отрегулирована пружина холостого хода в топливном насосе Отрегулируйте пружину холостого хода
3.3 Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
4 Дизель дымит на всех режимах работы
4.1 Из выпускной трубы идет черный дым
4.1.1 Засорен воздухоочиститель дизеля Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя
4.1.2 Зависла игла распылителя форсунки Выявите неисправную форсунку, промойте или замените распылитель, отрегулируйте форсунку
4.1.3 Неисправен топливный насос Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
4.2 Из выпускной трубы идет белый дым
4.2.1 Дизель работает с переохлаждением Прогрейте дизель, во время работы поддерживайте температуру охлаждающей жидкости в пределах 85…95 °С
4.2.2 Попадание воды в топливо Замените топливо
4.2.3 Не отрегулированы зазоры между клапанами и коромыслами Отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами
4.2.4 Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива Установите рекомендуемый угол опережения впрыска топлива
4.3 Из выпускной трубы идет синий дым
4.3.1 Попадание масла в камеру сгорания в результате износа деталей гильзо-поршневой группы Замените изношенные детали гильзо-поршневой группы
4.3.2 Избыток масла в картере дизеля Слейте избыток масла, установив уровень по верхней метке стержня масломера
5 Дизель перегревается
5.1 Охлаждающая жидкость в радиаторе кипит Очистите радиатор от пыли и грязи, при необходимости очистите систему охлаждения от накипи. Отрегулируйте натяжение ремня вентилятора
6 Давление масла на прогретом дизеле ниже допустимого
6.1 Неисправен датчик или указатель давления Замените датчик или указатель давления (при необходимости) после проверки давления масла контрольным комплектом приборов
6.2 Нарушена герметичность соединений маслопроводов Выявите место нарушения герметичности и восстановите ее
6.3 Неисправен масляный насос Выявите неисправность и устраните
6.4 Уровень масла в картере дизеля ниже допустимого Долейте масло до верхней метки стержня масломера
6.5 Заедание сливного клапана центробежного масляного фильтра Промойте клапан и отрегулируйте давление в системе смазки в соответствии с рисунком 15.
6.6 Предельный износ сопряжений шейки коленчатого вала-подшипники Перешлифуйте шейки коленчатого вала и поставьте вкладыши подшипников ремонтного размера
7 Турбокомпрессор (См. приложение Д )
8 Пусковой двигатель
8.1 Пусковой двигатель не запускается:
а) Нет подачи топлива Проверьте наличие топлива в баке ПД, промойте отстойник на топливном баке, промойте сетчатый фильтр топливоподводящего штуцера карбюратора пускового двигателя
б) На электродах свечи зажигания нет искры Проверьте надежность электрического контакта провода высокого напряжения в выводе магнето, проверьте зазор между контактами прерывателя магнето, при необходимости зачистите контакты и отрегулируйте зазор
в) Пусковой двигатель работает с перебоями и не развивает полной мощности Отрегулируйте устойчивую работу двигателя винтом холостого хода. Частично разберите карбюратор, промойте и продуйте жиклер холостого хода
9 Стартер
9.1 При включении стартера тяговое реле не срабатывает (отсутствует характерный щелчок):
а) Слабая затяжка клемм аккумулятора или их окисление Зачистите контакты и затяните клеммы
б) Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея Зарядите или замените батарею
в) Неисправность в электрической цепи реле стартера Проверьте электрическую цепь и устраните неисправность
9.2 При включении стартера слышен повышенный шум шестерни привода Зачистите заусенцы или забоины на зубьях, замените венец маховика или привод стартера
9.3 При включении стартер не проворачивает коленчатый вал дизеля или вращается очень медленно:
а) Разрядилась аккумуляторная батарея Зарядите или замените аккумуляторную батарею
б) Загрязнились коллектор и щетки Очистите коллектор и щетки
в) Обгорели контакты реле стартера Зачистите контакты реле стартера
г) Пробуксовка муфты привода стартера (износ роликов муфты или трещина обоймы) Замените привод стартера
9.4 После запуска дизеля стартер остается во включенном состоянии Остановите дизель, отключите батарею и зачистите контакты тягового реле
9.5 Шестерня привода не выходит из зацепления с венцом маховика вследствие поломки возвратной пружины рычага отводки привода Замените возвратную пружину
10 Генератор
10.1 Генератор не дает зарядки:
а) Замыкание на корпус обмотки статора Снимите генератор с дизеля, изолируйте место повреждения изоляции
б) Обрыв цепи катушки возбуждения Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте место обрыва или замените катушку
в) Замыкание на корпус цепи вывода «Д» Снимите генератор с дизеля, изолируйте место повреждения изоляции
г) Обрыв выводов двух и более обмоток статора Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте места обрыва выводов, при необходимости замените фазные обмотки
д) Неисправность регулятора напряжения блока БПВ 52-100 Замените регулятор напряжения
10.2 Генератор не отдает полной мощности:
а) Проскальзывание приводного ремня Отрегулируйте натяжение приводного ремня
б) Обрыв одной из обмоток статора Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте место обрыва или замените обмотку
в) Межвитковое замыкание катушки возбуждения Замените катушку возбуждения
г) Неисправен один из диодов блока БПВ 52-100 Замените выпрямительное устройство блока БПВ 52-100
10.3 Шум генератора:
а) Проскальзывание натяжного ремня или чрезмерное его натяжение Отрегулируйте натяжение приводного ремня. При необходимости замените подшипники якоря
10.4 Аккумуляторная батарея систематически перезаряжается (амперметр длительное время показывает большой зарядный ток, либо вольтметр показывает повышенное напряжение):
а) Короткое замыкание или обрыв цепи конденсатора регулирующего устройства блока; Восстановите цепь или замените регулирующее устройство блока
б) Неисправность ИУ регулирующего устройства Замените ИУ

2.2.3 Требования безопасности

Для обеспечения безопасной работы и предупреждения несчастных случаев во время эксплуатации и технического обслуживания дизеля выполняйте следующие правила:

  • приступайте к работе только после изучения устройства и правил эксплуатации дизеля;
  • не запускайте дизель в закрытом помещении с плохой вентиляцией;
  • техническое обслуживание и устранение неисправностей производите при неработающем дизеле;
  • во избежание ожогов лица и рук пробку горловины радиатора на горячем дизеле открывайте, пользуясь рукавицей или тряпкой;
  • в случае аварии немедленно остановите дизель выключением подачи топлива;
  • монтаж и демонтаж дизеля производите при помощи троса, зачаленного за рым-болты, имеющиеся на дизеле;
  • не пользуйтесь открытым огнем для прогрева топливопроводов и масляного картера дизеля в холодное время года;
  • следите, чтобы во время работы дизеля вблизи выпускного коллектора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов;
  • заправку горючесмазочными материалами производите механизированным способом с соблюдением правил пожарной безопасности;
  • в случае воспламенения топлива пламя засыпьте песком или накройте брезентом или войлоком, используйте углекислотный огнетушитель, не заливайте горящее топливо водой;
  • при остановке дизеля выключите включатель "массы".