↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Пневматическая система привода тормозов прицепов

>> Вернуться к содержанию

Сборочные единицы, механизмы и приспособления рабочего оборудования тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 используют при выполнении специальных работ или при специфических условиях эксплуатации.

В основное рабочее оборудование входят: пневматическая система привода тормозов прицепов, гидрофицированный прицепной крюк, автоматическая сцепка для навесных машин, буксирное устройство.

Дополнительное оборудование не входит в комплект трактора и поставляется по заказу потребителя за отдельную плату. Оно включает в себя ходоуменьшитель, приводной шкив, боковой вал отбора мощности, балластные грузы, задние колеса с шинами 9-42 для пропашных работ в узких междурядьях (45 см), проставки для сдваивания задних колес, полугусеничный ход, выносные цилиндры и соединительную аппаратуру.

Для работы с прицепами и другими машинами, снабженными пневматическим или гидравлическим приводом тормозов, трактор оборудуется однопроводной пневматической системой (рис. 100), в которую входят компрессор, регулятор давления, ресивер, тормозной кран, пневматический переходник, разобщительный кран, соединительная головка, трубопроводы. Система применяется также для накачки шин и других целей, где требуется сжатый воздух.

Рис. 100. Схема пневматической системы:

1 - тормозной кран; 2 - разобщительный кран; 5 - пневматический переходник; 4 - соединительная головка; 5 - ресивер; б - спускной краник; 7 - манометр; 8 - регулятор давления; 9 - компрессор.

Компрессор (рис. 101) служит для сжатия воздуха и нагнетания его в пневмосистему. Тип компрессора-поршневой, одноцилиндровый, одноступенчатого сжатия, воздушного охлаждения. Установлен компрессор слева на крышке распределительных шестерен дизеля. Приводится он от шестерни топливного насоса через подвижную промежуточную шестерню 13 и шестерню, выполненную как одно целое с коленчатым валом 2 компрессора.

Рис. 101. Компрессор:

1 - рукоятка включения; 2 - коленчатый вал; 3 - шатун; 4 - цилиндр; 5 - поршневые кольца; 6 - головка цилиндра; 7 - нагнетательный клапан; 8 - всасывающий клапан; 9 - поршень; 10 - поршневой палец; 11 - картер; 12 - подшипник; 13 - промежуточная шестерня; 14 - ось шестерни.

Смазывание трущихся поверхностей обеспечивается разбрызгиванием масла, поступающего от шестерен распределения двигателя.

Работает компрессор следующим образом. При повороте рукоятки 1 промежуточная шестерня 13, перемещаясь, входит в зацепление с шестерней коленчатого вала 2. От вала возвратно-поступательное движение передается поршню 9.

При движении поршня вниз воздух из всасывающего коллектора двигателя через соединительный патрубок и всасывающий клапан 8 поступает в цилиндр компрессора. При движении поршня вверх всасывающий клапан закрывается, и сжатый воздух через нагнетательный клапан 7 и трубопроводы поступает в систему.

Когда в ресивере 5 (см. рис. 100) давление воздуха достигает 0,7...0,74 МПа (7,0...7,4 кгс/см²), срабатывает регулятор 8 давления и отключается компрессор. Воздух из компрессора поступает в атмосферу через регулятор 8 без противодавления, и благодаря этому компрессор разгружается. При снижении давления в ресивере до 0,67...0,63 МПа (6,7-6,3 кгс/см²) регулятор подключает компрессор, и сжатый воздух снова поступает в систему.

На работах, где пневмосистема не используется, компрессор нужно отключать.

Регулятор давления (рис. 102) предназначен для автоматического регулирования в заданных пределах давления воздуха в системе, а также для очистки воздуха от воды, масла и твердых частиц. В цепи пневматической системы регулятор находится между компрессором и ресивером, крепится на ресивере с помощью штуцера.

Рис. 102. Регулятор давления:

1, 4, 24 и 31 - пружины; 2 - уплотнитель; 3 - седло клапана; 5 - поршень; 6 - фильтрующий элемент; 7 - шток; 8 - предохранительный клапан; 9 - корпус; 10 - поршень регулятора; 11 - диафрагма; 12 - пружины регулятора; 13 - верхний корпус; 14 - регулировочная крышка; 15 - колпак;76 - клапан отбора воздуха; 17- корпус клапана; 18 - защитная гайка; 19 - обратный клапан; 20 - штуцер; 21 - пружина клапана; 22 - атмосферный клапан; 23 - нижняя крышка; 25 - корпус; 26 - седло клапана; 27 - корпус предохранительного клапана; 28 - шарик; 29 - сухарь; 30 - стержень; 32 - контргайка; 33 - регулировочный винт.

Работает регулятор следующим образом. Сжатый воздух от компрессора поступает через входное отверстие Б к фильтрующему элементу 6. Далее очищенный воздух, отжимая обратный клапан 19, по штуцеру 20 направляется в ресивер. Одновременно через отверстие В воздух поступает под диафрагму 11.

При повышении давления диафрагма 11 вместе с поршнем 10 регулятора поднимается вверх, сжимая пружины 12. При этом под действием пружины 24 атмосферный клапан 22 также поднимается вверх и, достигнув внутренней плоскости корпуса 25 разгрузочного клапана, перекрывает выход воздуха из полости Д в атмосферу по зазору между штоком 7 и корпусом 25 разгрузочного клапана. Сжатый воздух по сверлениям в поршне 10 и через зазор, образовавшийся между поршнем 10 и предохранительным клапаном 8, поступает в полость Д. При повышении давления до 0,72...0,73 МПа (7,2...73 кгс/см²) поршень 5 разгрузочного клапана вместе с корпусом 25 перемещается вниз, открывая выход воздуха из полости А в атмосферу. При этом компрессор разгружается, и вместе с воздухом в атмосферу удаляются скопившиеся в полости А конденсат и механические частицы.

Регулировка срабатывания разгрузочного клапана производится крышкой 14.

При падении давления в системе до 0,67...0,63 МПа (6,7...6,3 кгс/см²) диафрагма 11, поршень 10 регулятора и шток 7 опускаются вниз, и клапан 8 перекрывает выход воздуха из-под диафрагмы в полость Д, а разгрузочный клапан 22, отодвинувшись от полости корпуса 25, выпускает имеющийся в полости Д воздух в атмосферу.

Под действием пружины 1 корпус 25 разгрузочного клапана вместе с поршнем 5 поднимается вверх и перекрывает выход воздуха в атмосферу из полости А, и компрессор начинает подавать воздух в ресивер.

При повышении давления до 0,85...0,9 МПа (8,5-9 кгс/см*) срабатывает предохранительный клапан: воздух, преодолевая усилие пружины 31, открывает шариковый клапан 28 и по зазору между регулировочным винтом 33 и стержнем 30 выходит в атмосферу.

Если предохранительный клапан срабатывает при давлении, отличающемся от 0,85-0,9 МПа (8,5...9 кгс/см²), то давление нужно регулировать до указанных пределов с помощью регулировочного винта 33 и контргайки 32.

В регуляторе давления размещен специальный клапан 19 для отбора сжатого воздуха с целью накачки шин и для других нужд. Чтобы использовать клапан, нужно снять защитную гайку 18 и на ее место навернуть гайку шланга отбора воздуха, который входит в комплект инструмента, прилагаемого к трактору.

Ресивер 5 (см. рис. 100) представляет собой герметичный металлический баллон, который служит для сохранения запаса сжатого воздуха с целью обеспечения нормальной работы пневматической системы.

Вместимость ресивера 20 л, он закреплен на двух кронштейнах к правому лонжерону полурамы трактора.

Тормозной кран (рис. 103) предназначен для управления приводом тормозов прицепов. Он обеспечивает пропорциональную зависимость между усилием на педали тормозов или на рычаг рулевого тормоза и давлением воздуха в тормозных камерах прицепа, от величины которого зависит интенсивность торможения. Устанавливается тормозной кран с правой стороны трактора на кронштейне 15.

Рис. 103. Тормозной кран:

1 - рычаг; 2 -тяга ручного тормоза; 3 - регулировочный болт; 4 - палец; 5- кронштейны; 6 и 7 - рычаги педалей тормоза: 8 - кожух правого тормоза; 9 - пробка; 10 - впускной клапан; 11 - стяжка клапанов; 12 - пружина клапана; 13 - выпускной клапан, 14 - крышка крана; 15 - кронштейн крепления крана; 16 - пружины диафрагмы; 17 - диафрагма; 18 - уравновешивающая пружина; 19 - фиксатор; 20-тарелки пружины; 21 - толкатель; 22- кулачок; 23 - поворотный валик; 24 - корпус крана; 25 - палец, 26 - рычаг; 27 - оттяжная пружина; 28 - палец; 29 - тяга; 30 и 32 - кронштейны; 31 -кожух ручного тормоза.

В отторможенном состоянии впускной клапан 10 открыт, а выпускной 13 закрыт, и сжатый воздух из ресивера через канал нагнетания А поступает в канал управления Б и соединительную магистраль.

При торможении усилие от рычагов 6 и 7 педалей основных тормозов или от рычага ручного тормоза через тягу 29 и рычаг 26 передается на валик 23, который поворачивается вместе с кулачком 22 в сторону уменьшения затяжки уравновешивающей пружины 18. Благодаря снижению усилия пружины 18 диафрагма 17 под действием пружины 16 и сжатого воздуха, поступившего к диафрагме из канала управления Б через отверстие в крышке 14, перемещается вниз, уменьшая давление на выпускной клапан 13. Выпускной клапан под действием пружины 12 движется вслед за диафрагмой до тех пор, пока связанный с ним впускной клапан 10 не сядет в гнездо, разобщив канал нагнетания А с каналом управления Б.

Далее диафрагма, продолжая опускаться, отрывается от выпускного клапана 13, что дает возможность сжатому воздуху выйти из канала управления и соединительной магистрали в атмосферу через выпускное окно В. В результате этого срабатывает воздухораспределитель прицепа, подавая при этом сжатый воздух к тормозным камерам колесных тормозов прицепа для обеспечения торможения.

В случае разрыва сцепки трактора с прицепом и рассоединения пневматической магистрали также срабатывает воздухораспределитель, и прицеп автоматически затормаживается.

При подтормаживании, когда педаль тормоза перемещается лишь на часть своего хода, соответственно уменьшается ослабление сжатия уравновешивающей пружины 18. В этом случае также диафрагма 17 опускается, выпускной клапан 13 открывается, и воздух из соединительной магистрали выходит в атмосферу. Это продолжается до тех пор, пока давление сжатого воздуха и пружины 16 на диафрагму не сравняется с сопротивлением пружины 18. Как только усилия окажутся одинаковыми, выпускной клапан 13 закрывается, и давление воздуха в канале управления и соединительной магистрали стабилизируется. Благодаря этому обеспечивается следящее действие тормозного крана или пропорциональность между усилием на педали тормозов и давлением в тормозных камерах прицепа, так как каждому положению педалей соответствуют определенное давление в канале управления и соответствующая эффективность торможения прицепа.

При оттормаживании происходит обратное действие. Под усилием оттяжной пружины 27 рычаг 26 поворачивает валик 23 с кулачком 22 в обратную сторону и, воздействуя на толкатель 21 и тарелку 20, сжимает уравновешивающую пружину 18 и перемещает диафрагму 17. При этом трубка диафрагмы упирается в седло выпускного клапана, перекрывая выход сжатого воздуха в атмосферу из канала управления и соединительной магистрали. Одновременно с закрытием выпускного клапана 13 открывается впускной клапан 10,    и сжатый воздух из ресивера поступает в соединительную магистраль, осуществляя оттормаживание.

Пневматический переходник (рис. 104) позволяет использовать пневматическую систему трактора для приведения в действие гидравлического привода тормозов прицепа, агрегатируемого с трактором.

Рис. 104. Пневматический переходник:

1 - заглушка; 2 - седло; 3 - пружины; 4 - корпус; 5 и 10 - штуцера: 6 - хомут; 7 - крышка корпуса; 8 - диафрагма; 9 - Диск; 11 - шток.

Он установлен с правой стороны трактора на кронштейне кабины.

Пневматический переходник состоит из корпуса 4 и крышки 7, между которыми с помощью хомута 6 зажата резинотканевая диафрагма 8. Возвратной пружиной 3 к диафрагме прижат диск 9 со штоком 11. К корпусу двумя болтами крепится седло 2 с манжетами и втулкой. В седло установлена съемная заглушка 1. При работе трактора с прицепом, оборудованным тормозами с гидроприводом, заглушку снимают и на ее место устанавливают главный тормозной цилиндр прицепа.

Полость А переходника соединена с ресивером, а полость управления через отверстие 5- с соединительной магистралью пневматической системы.

При нажатии на педали тормозов трактора давление в полости управления переходника резко падает, так как сжатый воздух через соединительную магистраль выходит из этой полости в атмосферу.

Под действием сжатого воздуха, поступающего в полость А из ресивера, диафрагма 8 перемещает диск 9 со штоком 11, который воздействует на поршень главного тормозного цилиндра прицепа и затормаживает прицеп.

При оттормаживании сжатый воздух из ресивера поступает в соединительную магистраль, а оттуда в полость управления переходника. Давление в полостях выравнивается. Диафрагма с диском 9 и штоком 11 под действием возвратной пружины перемещается в исходное положение, растормаживая прицеп.

Разобщительный кран (рис. 105) предназначен для включения и отключения тормозной магистрали прицепа. Он установлен на правом заднем кронштейне кабины.

Рис. 105. Разобщительный кран:

1 - корпус крана; 2 и 11 - пружины; 3 - диафрагма; 4 - крышка; 5 - штифт; 6 - рычаг управления; 7 - толкатель; 8 - шток; 9 - клапан; 10 - шайба; 12 - прокладка; 13 - пробка.

При включении тормозной магистрали пневматической системы прицепа рычаг 6 устанавливают вдоль оси крана. Сжатый воздух из полости А через открытый клапан 9 проходит в полость Б и к соединительной головке.

Для отключения пневматической системы прицепа рычаг 6 поворачивают на 90°. При этом клапан 9 закрыт, и поступление сжатого воздуха из полости А в пневматическую систему прицепа прекращается. Воздух из полости Б пневматической системы прицепа по отверстиям в штоке 8 выходит в полость В и через сверления в крышке 4- в атмосферу. Благодаря этому давление в соединительной магистрали падает до нуля, чем облегчается разъединение соединительных головок.

Соединительная головка (рис. 106) предназначена для соединения пневматических систем трактора и привода тормозов прицепа. Она крепится к разобщительному крану при помощи штуцера.

Рис. 106. Соединительная головка:

1 - корпус головки; 2 - пружина клапана; 3 - обратный клапан; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - пылезащитная крышка; 6 - гайка.

При подсоединении головки прицепа ее стержень отжимает обратный клапан 3 соединительной головки трактора, и сжатый воздух из пневмосистемы трактора беспрепятственно поступает в пневмосистему прицепа. Резиновые уплотнения 4 головки, касаясь друг друга, отделяют внутренние полости от атмосферы и предотвращают утечку воздуха.

Для подсоединения прицепа следует снять крышку 5, нажать на клапан и, открыв разобщительный кран, продуть головку для удаления пыли.

После этого соединить головки и открыть разобщительный кран.

При отсоединении прицепа необходимо сначала закрыть разобщительный кран, затем разъединить головки и закрыть их пылезащитными крышками 5.

В случае разъединения сцепки трактора с прицепом головки разъединяются, что предотвращает разрывы шлангов. Обратный клапан 3 головки закрывается и препятствует выходу сжатого воздуха из пневматической системы трактора.

Техническое обслуживание пневматической системы привода тормозов прицепов заключается в систематической проверке герметичности, периодическом контроле величины давления воздуха, подтяжке крепежа, проведении регулировок.

Проверку герметичности проводят после остановки двигателя или при отключенном компрессоре по времени падения давления воздуха в пневмосистеме.

Скорость падения давления не должна превышать 0,03 МПа (0,3 кгс/см²) от величины давления на регуляторе давления в течение 30 мин при свободном положении тормозных педалей и в течение 15 мин при полном ходе тормозных педалей, исключая падение давления за счет заполнения воздухом тормозных магистралей.

Если скорость падения давления превышает допустимые пределы, нужно выявить места утечек по шипящему звуку выходящего воздуха или путем последовательного покрытия соединительных мест системы мыльной эмульсией.

При выполнении работ, на которых пневматическая система не используется, компрессор следует отключать. Рекомендуется после 60 ч работы с отключенным компрессором включить его и проверить состояние системы (работу компрессора, регулятора давления и тормозного крана).

Проверка и очистка компрессора. После 1920 ч работы снимают головку цилиндра и удаляют нагар с поверхностей головки, поршня, клапанов и воздушных каналов. Одновременно проверяют герметичность клапанов. Если нагар затвердел, его следует размягчить керосином или растворителем и очистить поверхности мягкой ветошью.

Герметичность клапанов проверяют при давлении воздуха 0,5...0,7 МПа (5...7 кгс/см²). При необходимости клапаны следует притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску. После притирки клапаны промывают керосином.

Промывка фильтра и регулировка регулятора давления проводятся через 240 ч работы. Чтобы снять фильтр 6 (см. рис. 102), нужно отвернуть крышку 23, вынуть разгрузочный клапан и отражатель. Фильтр промывают в керосине или бензине, после чего его продувают сжатым воздухом и высушивают.

Если показания манометра на щитке приборов не соответствуют пределам 0,63...0,73 МПа (6,3...7,3 кгс/см²), то требуется регулировка, которую проводят в такой последовательности:

  1. подсоединяют к ресиверу контрольный манометр с ценой деления 0,01 МПа (0,1 кгс/см²) и со шкалой не менее 1,0 МПа (10 кгс/см²);
  2. снимают колпак 45, после чего расконтривают регулировочную крышку 14;
  3. заворачивают крышку 14 на два-три оборота и проверяют давление срабатывания предохранительного клапана 28. Давление должно быть в пределах 0,85-0,90 МПа (8,5...9,0 кгс/см²). Если давление не соответствует норме, то нужно расконтрить регулировочный винт 33 и, заворачивая или отворачивая винт, установить рекомендуемое давление и законтрить винт;
  4. отворачивая или заворачивая крышку 14, устанавливают тем самым давление срабатывания регулятора в пределах 0,72-0,73 МПа (7,2... 7,3 кгс/см²).

При снижении давления в ресивере до 0,67-0,63 МПа (6,7...6.3 кгс/см²) регулятор давления должен включить компрессор на накачку воздуха в пневматическую систему.

После проведения указанных работ нужно законтрить крышку 14 проволокой и отъединить контрольный манометр от ресивера.

Слив конденсата из ресивера производится ежедневно (при использовании пневмосистемы). Для слива конденсата по окончании работы, когда в ресивере воздух еще находится под давлением, открывают спускной кран 6 (см. рис. 100) и сливают конденсат. Если давление воздуха в ресивере отсутствует, то его очистка будет неполной, что вызовет коррозию внутренних поверхностей ресивера. Периодически следует проверять герметичность спускного крана. При сезонном техническом обслуживании рекомендуется продуть ресивер паром либо чистой водой, затем проверить его на герметичность при давлении 1,4 МПа (14 кгс/см²).

Регулировки тормозного крана. Через 960 ч работы нужно проверить и при необходимости отрегулировать давление воздуха на выходе тормозного крана, а также привод к тормозному крану.

Кроме того, не разбирая кран, смазать валик 23 (см. рис. 103) тормозного крана моторным маслом.

Для проверки давления воздуха на выходе тормозного крана (в соединительной магистрали) нужно: закрыть разобщительный кран 2 (см. рис. 100) и подсоединить к соединительной головке 4 манометр с подключенной к нему емкостью на 0,5... 1 л, затем открыть разобщительный кран, довести давление в ресивере до 0,72...0,73 МПа (7,2...7,3 кгс/см²), контролируя давление по манометру на щитке приборов трактора. При этом давление на манометре, подсоединенном к соединительной головке 4 (см. рис. 100), также должно быть в пределах 0,72...0.73 МПа (7,2...7,3 кгс/см²).

Если давление в соединительной магистрали ниже указанных пределов, то нужно убедиться в том, что пружина 27 (см. рис. 103) прижимает рычаг 26 к пальцу 25 и что при этом тяга 29 не препятствует этому прижатию.

Затем необходимо повторно проверить давление по манометру, находящемуся на соединительной головке. При необходимости можно пружину 27 переставить на второе отверстие кронштейна 30, чтобы создать большее натяжение.

Если же рычаг 26 прижимается к пальцу 25 и при этом давление ниже указанного, то требуется отрегулировать натяжение уравновешивающей пружины.

Для выполнения этого нужно снять крышку с выпускного окна В, установить педали тормозов на защелку или установить рычаг ручного тормоза во включенное положение и повернуть по часовой стрелке тарелку 20 уравновешивающей пружины (один оборот тарелки соответствует увеличению давления на 0,15...0,2 МПа). Затем снять педали тормозов с защелки или отпустить ручной тормоз и проверить увеличенное давление. Если давление превышает 0,72-0,73 МПа (7,2../7,3 кгс / см²), то его нужно уменьшить, повернув тарелку 20 в обратную сторону.

Регулировка привода к тормозному крану при оборудовании трактора ручным тормозом выполняется в таком порядке.

  1. Отворачивая (заворачивая) вилку тяги 29 при отпущенных полностью педалях тормозов, регулируют длину тяги.29 так, чтобы она верхней кромкой отверстия касалась пальца 28 рычага 26, а верхний палец 4 касался верхней кромки паза рычага 6 педали тормоза. При этом рычаг 26 валика крана должен соприкасаться с пальцем 25. После такой регулировки вилку тяги 29 нужно законтрить гайкой;
  2. При выключенном положении рычага ручного тормоза и отпущенном регулировочном болте 3 длину тяги 2 с помощью вилки и положение кронштейна 5 регулируют так, чтобы кронштейн 5 верхней кромкой паза касался пальца 4. Затем вращением регулировочного болта 3 регулируют ход рычага ручного тормоза.

После регулировки привода к тормозному крану нужно проверить давление по манометру, находящемуся на соединительной головке, при полностью выжатых педалях тормозов или при включенном ручном тормозе.

Давление при этом должно упасть до нуля. Чтобы обеспечить это, допускается увеличить ход педалей, а на тракторах, которые не оборудуются ручным тормозом, можно переставить вилку тяги 29 на второе отверстие в рычаге педали тормоза.

Для повышения эффективности торможения и безопасности тормоза прицепа автоматически срабатывают раньше, чем тормоза трактора. Для увеличения опережения действия тормозов прицепа допускается увеличить ход педалей тормозов до 100... 105 мм. Ход педалей свыше 125 мм не допускается, так как при этом невозможно использовать защелку для стопорения педалей тормозов.

Для нормальной работы тормозного крана важно периодически очищать выпускное отверстие.

Проверка пневматического переходника. Через 1940 ч работы пневматический переходник снимают с трактора, очищают, разбирают и проверяют состояние деталей.

Потерявшую эластичность резиновую диафрагму 8 (см. рис. 104) следует заменить на новую. Если шток 11 не возвращается в первоначальное положение, нужно проверить давление воздуха в соединительной магистрали и состояние возвратной пружины 3.