↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Приборы освещения, сигнализации, защиты, контроля и измерения. Электрическая проводка

>> Вернуться к содержанию

К приборам освещения и световой сигнализации относятся фары (передние и задние), задние фонари, указатели поворота, фонарь номерного знака, лампы освещения приборов, плафон кабины, выключатели «массы», дальнего света, фар и указателей поворота, а также коммутационная аппаратура -выключатели и переключатели всех этих приборов.

Передние фары 8703.11/017 асимметричного светораспределения укомплектованы двумя лампами А12-45 + 40 и А12-4. Лампа А12-54 + 40 двухнитевая нить дальнего света (45 Вт) расположена в фокусе отражателя фары, а нить ближнего света (40 Вт) - впереди фокуса. Под нитью ближнего света помещен экран, отклоняющий пучок света вниз. Наклон под углом 15° левой части экрана позволяет освещать правую сторону дороги на большее расстояние, чем левую. Лампа А12-4 используется в качестве переднего габаритного света при движении по освещенным улицам и на ночных стоянках.

Фары включают центральным переключателем ГГ305, а переключение с одного света на другой - двухпозиционным рычажным переключателем П57-Б. Переключатели установлены на щитке приборов; здесь же находится контрольная синяя лампа, сигнализирующая о включении дальнего света.

В зависимости от вида выполняемых трактором работ передние фары располагают по высоте в двух положениях. На работах, где колея составляет 1200...1400 мм, фары должны занимать верхнее положение (так их устанавливают на заводе); на транспортных работах на дорогах общего пользования (при колее 1600...1800 мм) кронштейны фар переставляют в нижнее положение и закрепляют к переднему брусу трактора. Переставляя кронштейны, отсоединяют жгут проводов от панели на кожухе вентилятора двигателя или от фары и пропускают его через резиновую втулку в полке кронштейна.

Регулировка направления света передних фар -важная операция, требующая тщательного выполнения, поскольку от нее зависят освещение дороги и безопасность движения.

Регулировку фар выполняют, установив трактор на ровной площадке в достаточно затемненном помещении перед матовым экраном, на котором должны быть отчетливо видны световые пятна от фар. Экран размещают, как показано на рисунке 90. Линию А-А расположения центров фар наносят на экран на расстоянии Л, равном высоте расположения центра фар над уровнем пола.

Рис. 90. Разметка экрана для регулировки передних фар:

А - А - линия расположения центров фар; Б - Б1 - линия расположения центров световых пятен фар; О - О1, - вертикальная линия симметрии экрана; В - В1, Г - Г1, - вертикальные оси световых пятен левой и правой фар; h - расстояние от площадки до линии центров передних фар.

Трактор устанавливают так, чтобы расстояние от его фар до экрана составляло 10 м. При этом продольная плоскость симметрии трактора должна пересекаться с экраном по линии 0-01. Ослабляют крепление фар, включают свет и, действуя переключателем, убеждаются в том, что дальний и ближний свет обеих фар загорается одновременно. Включают ближний свет и, закрыв одну из фар, другую устанавливают так, чтобы световое пятно на экране было расположено, как показано на рисунке 90. Таким же образом регулируют вторую фару, следя за тем, чтобы верхние края обоих световых пятен находились на одной высоте.

Задние фары ФГ304 с лампой А12-32 установлены на крыльях задних колес и дают широкий световой пучок, равномерно освещающий достаточно большую площадь. Включаются фары выключателем ВК57, который размещен в пластмассовом защитном кожухе, прикрывающем соединительные панели электропроводки на правом секторе крыла заднего колеса.

При работе трактора с машинами, оборудованными дополнительными рабочими фарами (не более двух), эти фары присоединяют к трактору через клемму штепсельной розетки и включают совместно с габаритным светом при помощи центрального переключателя П305.

Задние комбинированные фонари ФП209 (левый) и ФП209-Б (правый) установлены на крыльях задних колес. За красным рассеивателем фонаря помещена двухнитевая лампа А12-21 + 5. Одна ее нить (менее мощная) служит для обозначения габарита трактора и включается центральным переключателем П305 одновременно с передним габаритным светом, а другая включается выключателем ВК854 при нажатии на педали тормоза, сигнализируя о торможении трактора. За оранжевым рассеивателем фонаря помещена лампа А12-21-3 указателя поворота, которая включается переключателем П57, расположенным на щитке приборов.

Передние указатели поборота УП214 с лампой А12-21-3 и рассеивателем оранжевого цвета установлены на кронштейнах передних фар.

Направление поворота трактора показывает прерывистое свечение ламп передних и задних фонарей. Мигающий свет (частота 1...2 Гц) возникает в результате работы реле-прерывателя РС410-В, включенного в электрическую цепь указателей поворота и закрепленного на корпусе щитка приборов.

Лампа зеленого цвета на щитке приборов контролирует работу реле-прерывателя указателей поворота.

Фонарь ФП200 с лампой А12-5 для освещения номерного знака размещен на откидной крышке аккумуляторного отсека. Включается фонарь центральным переключателем П305 одновременно с габаритным светом. Номерной знак укреплен на крышке аккумуляторного отсека под фонарем.

Лампы освещения приборов (две лампы А12-5) размещены в специальных патронах 1Ш15К-36МК, которые вставляются в гнезда, приваренные к нижней панели щитка приборов. Свет от ламп попадает на шкалы приборов, пройдя через специальный рассеиватель из прозрачной пластмассы, проложенный между панелями щитка приборов. Тахоспидометр автономно освещается лампой А12-1, расположенной в патроне ПП1-200, который вставляется в гнездо корпуса прибора. Включаются лампы освещения приборов центральным переключателем П305 одновременно с габаритным светом.

Плафон ПК201 кабины с лампой А12-21-3 установлен на ее крыше и включается выключателем ВК57, размещенным в левом верхнем углу передней стенки кабины.

Переносная лампа ПЛ64 соединяется проводом длиной 6 м и штепсельной вилкой на конце со штепсельной розеткой 47К на задней стенке кабины в отсеке аккумуляторных батарей. Штепсельная розетка подключена непосредственно к аккумуляторной батарее (минуя выключатель «масса»),

В корпус лампы встроен выключатель. Проволочная скоба удерживает штепсельную вилку в розетке при натяжении провода. Переносная лампа комплектуется лампой А12-21-3.

Световозвращатели ФП310-Е красного цвета, которые являются дополнительными ночными указателями габаритов трактора, установлены на резиновых брызговиках крыльев задних колес.

В световозвращателях использованы принцип возвратно-отражающей способности оптического устройства, которое состоит из системы призм, расположенных на обратной стороне поверхности прозрачной пластмассовой пластинки.

Техническое обслуживание приборов освещения и световой сигнализации заключается в наблюдении за работой приборов, периодической наружной очистке рассеивателей, а также в своевременной замене перегоревших ламп и поврежденных рассеивателей. Выявляя причины неисправности приборов, нужно прежде всего проверить состояние предохранителей ламп и электрических цепей по отдельным участкам. Только убедившись в исправности одного участка, можно переходить к проверке следующего. При установке оптического элемента в фару необходимо следить за тем, чтобы поперечные линии рисунка рассеивателя располагались горизонтально, а надпись вверх на установленной на тракторе фаре соответствовала указанному положению.

Звуковой безрупорный сигнал С311 с электромагнитной вибрационной системой (рис. 91) состоит из корпуса 1, электромагнита 8 с сердечником цилиндрической формы, контактной системы (прерывателя) 4, мембраны 3 с якорем 5 и резонатором 6 и крышки 7. Сигнал прикреплен при помощи рессорной подвески 10 к корпусу гидроусилителя руля.

Рис. 91. Звуковой сигнал СЗ-И:

1 - корпус; 2 - регулировочная прокладка; 3 - мембрана; 4 - прерыватель; 5 - якорь; 6 - резонатор; 7 -крышка; 8 -катушка электромагнита; 9-сердечник электромагнита; 10 - рессорная подвеска; 11 - регулировочный винт; 12 - клемма.

Включают сигнал кнопочным выключателем ВК322, установленным на щитке приборов. При включении сигнала якорь 5 электромагнита начинает вибрировать, поскольку цепь тока в обмотке электромагнита 8 периодически разрывается прерывателем 4. При втягивании в катушку электромагнита якорь в конце хода нажимает на изоляционную пластину подвижного контакта прерывателя и размыкает контакты, то есть размыкает цепь электромагнита. Вибрация якоря передается на мембрану и резонатор, с которыми он скреплен, в результате создаются звуковые колебания воздуха. Звуковой сигнал регулируют на заводе, и в эксплуатации регулировка его не требуется. Однако при необходимости качество звучания сигнала можно отрегулировать изменением положения прерывателя относительно якоря регулировочным винтом 11, расположенным на дне корпуса с обратной стороны. Для этого следует отвернуть гайку, контрящую регулировочный винт, и поворотом последнего добиться качественного звучания сигнала, после чего винт снова законтрить гайкой.

Для обеспечения возможности сигнализации между прицепщиком и трактористом кнопочный выключатель, установленный на сельскохозяйственной машине, соединяют с сигналом трактора через клемму штепсельной розетки.

Стеклоочиститель (однощеточный, односкоростной) состоит из электродвигателя с редуктором 8742.30 и рычага со щеткой 8746.18/521.

Электродвигатель - постоянного тока, двухполюсной, шунтовой, с возбуждением от постоянных магнитов. Электродвигатель вмонтирован в корпус двухступенчатого цилиндрического редуктора, закрытого пластмассовой крышкой. Рычаг на оси редуктора крепится специальной пружиной, расположенной в головке рычага, которая поджимается винтом. В стеклоочиститель встроен выключатель.

Установка стеклоочистителя на тракторе показана на рисунке 92.

Рис. 92. Установка стеклоочистителя:

1 - электродвигатель с редуктором; 2 - кронштейн; 3 - уплотняющие шайбы; 4 - распорная втулка; 5 - уплотняющие шайбы; 6- гайка; 7 - пластмассовая муфта; 8 - рычаг со теткой; 9 - клемма; 10 - выключатель.

Цепь стеклоочистителя защищена плавким предохранителем.

Стеклоомыватель АО-1 применяется совместно со стеклоочистителем для очистки переднего ветрового стекла кабины от грязи и пыли. Кронштейн 1 стеклоомывателя (рис. 93) для установки полиэтиленового бачка 2 вместимостью 1,5 л крепится к передней стенке кабины справа внизу. На бачке смонтирован электродвигатель 3 постоянного тока, кратковременного режима работы в сборе с центробежным насосом, который соединен пластмассовым трубопроводом с жиклером 8. Включается стеклоомыватель кнопочным выключателем, расположенным на щитке приборов.

Рис. 93. Стеклоомыватель:

а - установка бачка стеклоомывателя в кабине; б - установка жиклера стеклоомывателя; 1 - кронштейн для установки бачка; 2 - бачок; 3 - электродвигатель с насосом; 4 - пробка; 5 - трубопровод; 6 - электропровода; 7 - втулка; 8 - жиклер.

При работающем насосе жидкость по трубопроводу от бачка подается к жиклеру, который распыляет и подает ее на ветровое стекло.

Бачок омывателя заправляется отфильтрованной водой или при температуре окружающего воздуха ниже 0°С смесью воды со специальной жидкостью НИИСС-4: при температуре до -10°С - 67% воды и 33% НИИСС-4; при температуре до -20°С - 38% воды и 62% НИИСС-4; при температуре ниже 20°С- НИИСС-4 без воды.

Направление струи жидкости регулируется поворотом шарового сопла жиклера при помощи стальной иглы.

Продолжительность разового включения омывателя не более 20 с. Цепь омывателя защищена плавким предохранителем совместно с электродвигателем вентилятора блока отопления и охлаждения кабины.

Приборы зашиты. В качестве защиты электрической системы трактора от коротких замыканий и перегрузок используют три блока плавких предохранителей ПР11-Д, ПР11-Е и ПР11-Ж (по четыре предохранителя в каждом). Блоки размещены на щитке приборов и отличаются друг от друга числом перемычек и схемой размещения их между клеммами, а также плавкими вставками предохранителей, рассчитанными на разные номинальные токи. В цепи указателей температуры воды и поворота установлены предохранители ПР11-230 с плавкими вставками на номинальный ток 5 А, в остальных цепях - предохранители ПР11-210 с плавкими вставками на 15 А.

Назначение каждого предохранителя показано при помощи символических изображений защищаемого им потребителя на трафарете, размещенном на щитке приборов над блоками. Ближний свет передних фар и габаритный свет защищены каждый двумя предохранителями, раздельно для левого и правого бортов. Перегоревшие предохранители заменяют заводскими из запасного комплекта, прилагаемого к трактору. Запрещается вместо предохранителей наматывать на зажимы блока какую-либо проволоку.

Контрольно-измерительные приборы установлены в кабине на щитке приборов: тахоспидометр со счетчиком моточасов, указатель давления масла в смазочной системе двигателя, указатель давления воздуха в пневмосистеме тормозов прицепа, указатель температуры воды в системе охлаждения, амперметр и указатель уровня топлива. На щитке приборов установлен также сигнализатор засоренности воздухоочистителя.

Тахоспидометр ТХ135 представляет собой комбинированный прибор для измерения скорости движения трактора, частоты вращения дизеля и независимого вала отбора мощности, а также учета времени работы дизеля.

На циферблат прибора (рис. 94) нанесены: шкала частоты вращения дизеля с пределами измерения от 500 до 3000 об/мин и ценой деления 100 об/мин, две шкалы частоты вращения ВОМ с пределами измерений 125...735 и 225... 1400 об/мин и ценой деления соответственно 100 и 200 об/мин (надпись «ВОМ» на этих шкалах соответствует стандартной частоте вращения ВОМ: 540 об/мин и 1000 об/мин при 2100 об/мин дизеля), а также семь шкал скоростей движения трактора, соответствующих определенным передачам коробки перемены передач, начиная с третьей, и шкала счетчика моточасов.

Рис. 94. Циферблат тахоспидометра.

Тахоспидометр приводится посредством гибкого вала от распределительного вала дизеля через червячный редуктор ПТ3802010-09. Редуктор установлен на крыше шестерен механизма газораспределения и сообщает гибкому валу частоту вращения (800 об/мин) при номинальной частоте вращения дизеля.

Указатель давления масла МД219 представляет собой мембранный узел с передаточным механизмом рычажного типа, преобразующим деформацию мембраны под действием давления масла в системе смазки дизеля в угловое отклонение стрелки. Указатель служит для контроля за давлением масла в системе смазки дизеля и соединен трубопроводом со штуцером, ввернутым в корпус центрифуги двигателя. Трубопровод состоит из двух частей: стальной омедненной трубки с заделанной на ее конце резиновой трубкой и резинового шланга, присоединяемого к прибору. Обе части трубопровода соединяют на кронштейне.

Шкала прибора (рис. 95) разделена на цветные секторы: зеленый - рабочего давления, с пределами измерения 0,1...0,4 МПа (1...4 кгс/см²) и два красных - аварийные, с пределами измерения 0...0,1 и 0,4...0,6 МПа (0...1 и 4...6 кгс/см²).

Рис. 95. Циферблат указателя давления масла.

Указатель давления воздуха МД226 предназначен для контроля за давлением воздуха в пневмосистеме привода тормозов прицепа. Он устроен аналогично рассмотренному выше указателю давления масла и соединен трубопроводом со штуцером ресивера пневмосистемы привода тормозов прицепа. Его шкала также разделена на три цветных сектора: зеленый - рабочего давления, с пределами измерения 0,4...0,8 МПа (4...8 кгс/см²) и два красных - аварийные, с пределами измерения 0...0,4 и 0,8...1,0 МПа (0...4 и 8...10 кгс/см²).

Указатель температуры воды УК133 служит для контроля за температурой воды в системе охлаждения дизеля. Он представляет собой логометр магнитоэлектрической системы, работающий в комплекте с полупроводниковым датчиком ТМ100, который установлен в головке блока цилиндра двигателя. Внутри латунного баллона датчика находится терморезистор, сопротивление которого меняется в зависимости от температуры воды.

Шкала прибора разделена на три цветных сектора: зеленый-рабочего давления, с пределами измерения 75...95°С, белый и красный - аварийные, с пределами измерения соответственно 40...75 и 95...120°С.

В процессе эксплуатации необходимо особое внимание обращать на надежность контакта массы в цепи указателя температуры, поскольку потеря этого контакта приводит к неправильной работе прибора и токовой перегрузке его обмотки. Все контакты в цепи прибора должны быть надежными, потому что увеличение сопротивления цепи сопровождается занижением показаний прибора.

Амперметр АП 10 электромагнитной системы предназначен для измерения силы зарядного тока (стрелка отклоняется в сторону знака «+») или разрядного тока (стрелка отклоняется в сторону знака «-»). Шкала прибора (рис. 96) двусторонняя, с пределами измерения 30...0...30А.

Рис. 96. Циферблат амперметра.

Указатель уровня топлива в баке состоит из приемника УБ 126 с магнитоэлектрическим измерительным механизмом и реостатного датчика БМ161-А, сопротивление реостата которого 90 Ом.

Магнитоэлектрический механизм приемника состоит из трех проволочных катушек, навитых на пластмассовый каркас таким образом, что их электромагнитные поля пересекаются в центре каркаса под прямым углом, где на подвижной оси помещен постоянный магнит и стрелка.

Контактная щетка проволочного реостата датчика перемещается в зависимости от уровня топлива в баке рычагом с полиэтиленовым поплавком на конце.

При изменении сопротивления реостата датчика в зависимости от уровня топлива в баке (при уменьшении уровня топлива сопротивление реостата снижается) соотношение токов в катушках измерительного механизма приемника изменяется, результирующий вектор электромагнитного поля изменяет свое направление и постоянный магнит со стрелкой поворачивается вслед за ним, показывая на шкале прибора количество топлива в баке.

Сигнализатор засоренности воздухоочистителя ОР-9928 ГОСНИТИ предназначен для определения степени засоренности воздухоочистителя и необходимости проведения его технического обслуживания. Сигнализатор соединен с впускным коллектором двигателя пластмассовым трубопроводом.

Степень засоренности воздухоочистителя проверяется ежемесячно при работе двигателя на максимальных оборотах холостого хода. Для включения сигнализатора необходимо нажать на колпачок, открывающий клапан, соединяющий внутреннюю полость сигнализатора с впускным коллектором двигателя. Положение поршня сигнализатора красного цвета относительно смотрового окна корпуса характеризует сопротивление воздухоочистителя. Полное перекрытие окна поршнем свидетельствует о предельной засоренности воздухоочистителя и необходимости проведения его технического обслуживания.

Электрическая проводка. На тракторе применена однопроводная электрическая схема, в которой в качестве второго провода используются металлические части трактора - так называемая масса. Подобная схема позволяет уменьшить число проводов и упростить электрическую систему в целом, но вместе с тем требует внимательного наблюдения за состоянием изоляции проводов и надежностью их крепления. Нарушение изоляции может вызвать короткие замыкания, которые приводят при неисправности плавких предохранителей к выходу из строя приборов, обгоранию изоляции и даже к возникновению пожара.

Во всех цепях электрической схемы трактора используют провода низкого напряжения марки ПГВА с полихлорвиниловой изоляцией различной расцветки.

Провода собраны в жгуты, прикреплены и соединены при помощи монтажно-установочных устройств (штепсельные разъемы, соединительные панели и т. п.).

При техническом обслуживании следует тщательно проверять состояние изоляции проводов, контактных соединений и устранять причины возможных повреждений. Особое внимание при осмотре должно быть уделено надежности креплений и чистоте проводов.

Семиштырьковая штепсельная розетка ПС300А-100 установлена на задней стенке кабины и предназначена для подключения потребителей электрического тока прицепа или сельскохозяйственной машины. В соединение с розеткой входит штепсельная вилка ПС300А-150, в которую должен быть заделан жгут проводов сельскохозяйственной машины. На изоляционные колодки розетки и вилки, а также на внутреннюю поверхность крышки розетки нанесены маркировочные знаки (приведены ниже), которыми следует руководствоваться при выполнении соединений проводов к ним.

Обозначение клеммы I II III IV V VI М
Объект, соединенный с клеммой Стоп- сигнал Указатель левого поворота Двусторонняя звуковая сигнализация Указатель правого поворота Правый габаритный свет, фары прицепных машин Левый габаритный свет Масса