↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Система зажигания пускового двигателя

>> Вернуться к содержанию

Рабочая смесь в цилиндре пускового двигателя воспламеняется электрическим разрядом, который возникает между электродами искровой зажигательной свечи. Для образования надежного разряда необходимо весьма высокое напряжение (порядка 10...15 кВ). Это напряжение создается в специальном приборе - магнето, которое выполняет функции генератора переменного тока, трансформатора и прерывателя.

Магнето. На пусковом двигателе установлено магнето М124-Б1 (рис. 88) правого вращения с неизменным моментом искрообразования (установочный угол опережения зажигания 27°). Привод магнето осуществляется через жесткую полумуфту 9 от приводной шестерни пускового двигателя.

Рис. 88. Магнето пускового двигателя;

1- корпус; 2 - ротор; 3 - крышка магнето; 4 - трансформатор; 5- вывод высокого напряжения; 6 - крышка прерывателя; 7 - кулачок; 8 - конденсатор; 9 - полумуфта; 10 - рычажок прерывателя; 11I - контактная стойка; 12 - клемма дистанционного выключения; 13 - кнопка выключения; 14 -фильц.

Корпус 1 магнето отлит из цинкового сплава. Между полюсными башмаками магнитопровода на шариковых подшипниках расположен ротор 2, который является основной частью генератора переменного тока и предназначен для создания и изменения величины магнитного потока, проходящего через сердечник. Ротор состоит из пакета ламелей, напрессованных на магнит, и двух валиков. Валики и магнит с ламелями залиты цинковым сплавом.

Трансформатор 4 служит для создания тока высокого напряжения. Он состоит из сердечника, собранного из отдельных пластин электротехнической стали, первичной и вторичной обмоток. Обмотки с торцов защищены гетинаксовыми щеками. На одной из щек трансформатора находится наконечник с припаянным к нему концом первичной и началом вторичной обмотки. Наконечник соединен с контактной стойкой 11 прерывателя. Конец вторичной обмотки через защитную ленту припаян к электроду. Первичная обмотка состоит из малого числа витков толстого провода, а вторичная обмотка -из большого числа витков тонкого провода. Для повышения электрической прочности трансформатор пропитан турбинным маслом.

Прерыватель объединяет кулачок 7, установленный на валу ротора, контактную стойку 11 и рычажок 10 с вольфрамовыми контактами. Все эти элементы совместно с фильцем 14 для смазывания кулачка смонтированы в крышке 3 магнето. Когда ротор магнето вращается, кулачок размыкает контакты прерывателя, между которыми образуется зазор 0,25...0,35 мм.

Принцип действия магнето заключается в следующем. При вращении ротора в магнитопроводе корпуса и сердечнике трансформатора создается переменный по величине и направлению магнитный поток, который пересекает витки первичной обмотки трансформатора и наводит в ней э.д.с. Под действием э.д.с. в этой обмотке возникает переменный электрический ток низкого напряжения.

В момент, когда сила тока достигает наибольшего значения, прерыватель размыкает ток первичной обмотки. Ток в обмотке мгновенно исчезает, резко падает магнитный поток и наводит при этом во вторичной обмотке э.д.с. высокого напряжения, под действием которой между электродами свечи образуется искровой разряд, воспламеняющий рабочую смесь в цилиндре двигателя.

Чтобы уменьшить подгорание контактов прерывателя при размыкании, параллельно им включен конденсатор 8. Для предохранения трансформатора от пробоя в случае обрыва или отъединения провода высокого напряжения в магнето предусмотрен искровой промежуток (разрядник) между электродом высокого напряжения и корпусом магнето.

Выключение магнето дистанционное при помощи кнопочного выключателя ВК322, расположенного в кабине на панели рукояток управления пусковым двигателем. Выключить магнето можно также кнопкой 13, вмонтированной в корпус магнето. При этом первичная обмотка трансформатора замыкается на массу, помимо прерывателя.

На тракторе установлено специальное блокирующее устройство для предотвращения запуска пускового двигателя при включенной передаче. Это устройство отключает магнето, замыкая на массу обмотку трансформатора. На крышке коробки передач расположен выключатель ВК403. Когда рычаг коробки передач находится в нейтральном положении, контакты выключателя разомкнуты. Когда же передача включена, контакты выключателя замкнуты и соединяют первичную обмотку трансформатора с массой, препятствуя тем самым образованию искры, а следовательно, запуску пускового двигателя.

Техническое обслуживание магнето заключается в периодическом осмотре, поддержании чистоты, подтяжке креплений, своевременной смазке, зачистке контактов и регулировании зазора между контактом прерывателя.

Через 960 ч работы дизеля нужно проверить состояние контактов прерывателя и зазор между ними.

Контакты зачищают, когда обнаружен нагар, или перед запуском дизеля, если магнето длительное время находилось в нерабочем состоянии. При этом пользуются специальным напильником, прилагаемым к трактору, или другим подобным инструментом, не оставляющим абразивной пыли. Перед зачисткой следует увеличить зазор между контактами на толщину напильника. Защищать нужно каждый контакт в отдельности, перемещая напильник параллельно его рабочей плоскости. Затем необходимо отрегулировать зазор между контактами и потереть замшей, смоченной в чистом бензине или спирте.

После 1440 ч работы нужно проверить наличие смазки на грани кулачка по промасливанию папиросной бумаги. При необходимости пропитать фильц тремя -пятью каплями турбинного масла. Обильное смазывание фильца кулачка не рекомендуется, так как попадание масла на контакты недопустимо.

Зазор между контактами прерывателя проверяют щупом, которым оснащен напильник для их зачистки, проворачивая коленчатый вал пускового двигателя за маховик до наибольшего расхождения контактов.

Для регулировки зазора нужно ослабить винт крепления контактной стойки 11 и повернуть стойку отверстий, вставленную в прорезь эксцентрика.

Через каждые 2 года работы магнето заменяют смазку в подшипниках, ДЛЯ чего разбирают магнето и удаляют остатки старой смазки, промывая сепараторы подшипников в бензине и протирая их внутренние и наружные кольца чистой тряпочкой: Следует также удалить с ламелей ротора и полюсных башмаков корпуса попавшую на них старую смазку. Затем слегка нанести на ротор и полюсные башмаки универсальную смазку УН (ОСТ 38,156-74), а сепараторы подшипников заполнить на % их объема смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-74).

После сборки магнето проверяют на стенде. Допустим и такой способ проверки. Подключив высоковольтный провод к выводу высокого напряжения и держа другой конец провода на расстоянии 5...7 мм от корпуса магнето, резко повернуть ротор вправо (если смотреть со стороны привода). Правильно собранное и отрегулированное магнето должно дать искру.

Угол опережения зажигания установлен на заводе и в регулировке в процессе эксплуатации не нуждается. Однако, если магнето снимали с пускового двигателя или заменяли, необходимо для правильной его установки выполнить следующее: отъединить провод от свечи и вывернуть свечу; в отверстие под свечу опустить стержень и по нему, поворачивая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке (если смотреть со стороны маховика), определить момент прихода поршня в в.м.т.; повернув коленчатый вал в обратную сторону, установить поршень на 5...6 мм ниже в.м.т.; снять крышку прерывателя, повернуть валик и найти положение, соответствующее началу разрыва контактов прерывателя; ввести выступы полумуфты в пазы шестерни привода и закрепить магнето болтами; закрепить крышку прерывателя и присоединить провод к свече.

Искровая свеча зажигания. На пусковом двигателе применена искровая свеча зажигания типа А10Н (условное обозначение СН200) неразборной конструкции (рис. 89). Стальной корпус 4 свечи нижней резьбовой частью ввертывается в головку цилиндра пускового двигателя (резьба СПМ 14X1,25). К торцу корпуса, у резьбы, прикреплен контактной электросваркой боковой электрод 7. Шестигранник (под ключ) в верхней части корпуса переходит в цилиндрический буртик, соединяющий корпус с изолятором 3. Внутри корпуса размещена теплоотводящая шайба 5.

Рис. 89. Искровая свеча зажигания:

1 - контактная гайка; 2 - шайба; 3 - изолятор; 4 - корпус; 5 - теплоотводящая шайба; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - боковой электрод; 8 - центральный электрод.

Изолятор 3 изготовлен из керамической массы (уралит). В его внутреннем канале крепится центральный электрод 8. Наружная цилиндрическая часть изолятора покрыта специальной глазурью. Места соединений с центральным электродом герметизируются термоцементом, а изолятора с корпусом - нижней теплоотводящей шайбой и пластической осадкой корпуса в нагретом состоянии.

К верхнему концу центрального электрода между контактной гайкой 1 и шайбой 2 присоединяется провод высокого напряжения. Это место защищено резиновым чехлом.

Расстояние между выступающим из изолятора нижним концом центрального электрода 8 и боковым электродом 7 (так называемый искровой промежуток) равно 0,6...0,75 мм.

Уплотнительное кольцо 6 обеспечивает герметичное соединение свечи с головкой цилиндра пускового двигателя.

Через 960 ч работы свечу нужно очистить от нагара и проверить зазор между ее электродами. Копоть и нагар с внутренней части свечи удаляют при помощи щетки или на пескоструйном аппарате. Предварительно свечу рекомендуется промыть в бензине или керосине. После очистки зазор между электродами проверяют щупом и при необходимости регулируют, подгибая боковой электрод.