↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Аккумуляторная батарея

>> Вернуться к содержанию

Аккумулятор представляет собой химический источник тока, который в процессе зарядки накапливает (аккумулирует) электрическую энергию, получаемую от постороннего источника постоянного тока, запасает и хранит эту энергию, а в рабочем режиме (то есть при разрядке) расходует ее на питание различных потребителей.

В процессе зарядки в аккумуляторе происходит преобразование электрической энергии в химическую, а при разрядке, наоборот, химической в электрическую.

Аккумуляторная батарея состоит из нескольких одинаковых аккумуляторов напряжением 2 В каждый, соединенных между собой последовательно.

Преимущественное распространение получили кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи, электроды которых изготовлены на основе свинца, а электролитом служит раствор, составленный в определенных пропорциях из серной кислоты (ГОСТ 667-73) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72).

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 в специальном отсеке за кабиной трактора установлены две соединенные последовательно аккумуляторные батареи ЗСТ-215ЭМ (рис. 79), а на тракторах МТЗ-80Л и МТЗ-82Л - одна батарея 6СТ-60ЭМС. В батарее ЗСТ-215ЭМ три последовательно соединенных аккумулятора (элемента), а в батарее 6СТ-60ЭМС их шесть.

Рис. 79. Аккумуляторная батарея ЗСТ-215ЭМ:

1 - выводной штырь отрицательного полюса; 2 - межэлементное соединение; 3 - крышка; 4 - выводной штырь положительного полюса; 5 - ручка; 6 - блок пластин; 7 - скоба ручки; 8 - пробка; 9 - предохранительный щиток; 10 - баретка; 11- мастика; 12- бак; 13 - сепаратор.

Бак 12 батареи выполнен в виде моноблока с перегородками, отделяющими ячейки для аккумуляторов. Сверху бак закрыт крышкой 3, в которой предусмотрены ряд отверстий и заливная горловина. Горловина закрыта полиэтиленовой пробкой, в которой сделано вентиляционное отверстие. Бак и крышка изготовлены из эбонита. Зазор между крышкой и баком залит кислотостойкой мастикой II Положительные и отрицательные пластины собраны в полублоки, которые присоединены к штырям 1 и 4 соответствующей полярности, выведенным на крышку 3. Вставленные один в другой полублоки образуют блок 6 пластин. Между пластинами установлены сепараторы 13 (в батарее ЗСТ-215ЭМ - из мипласта, в батарее 6СТ-60ЭМС - двойные, из мипласта и стекловолокна). Над пластинами установлен перфорированный щиток 9 из винипласта.

Электролит в аккумуляторной батарее должен быть определенной плотности (табл. 4).

Плотность электролита в аккумуляторных батареях тракторов, выпускаемых заводом, составляет 1,27 г/см³.

Таблица 4. Плотности электролита в зависимости от климатической зоны в времени года (допустимое отклонение ±0,1 г/см³)

Климатические зоны.
Среднемесячная температура воздуха в январе, °С
Время года Плотность электролита, приведенная к 15°С, г/смэ
заливаемого заряженной батареи
Холодная с климатическими районами:
очень холодный от -50 до -30 Зима 1,29 1,31
Лето 1,25 1,27
холодный от-30 до-15 Круглый год 1,27 1,29
Умеренная от-15 до-4 Круглый год 1,25 1,27
Жаркая от -15 до 4 Круглый год 1,23 1,25
Теплая влажная от 4 до 6 Круглый год 1,21 1,23

Для измерения плотности электролита пользуются специальным прибором - ареометром. Не следует измерять плотность электролита вскоре после включения стартера, мощной разрядки или сразу после долива воды.

В таких случаях батарею надо подвергнуть непродолжительной зарядке небольшим током или дать ей постоять 1...2 ч. Это обеспечит выравнивание плотности по всему объему и более точное ее определение.

Технические характеристики аккумуляторных батарей ЗСТ-215ЭМ (ГОСТ 959.25-79) и 6СТ-50ЭМС (ГОСТ 959.3-79)

Показатели ЗСТ-215ЭМ 6СТ-50ЭМС
Номинальное напряжение, В 6 12
Емкость при 20-часовом режиме разряда, А * ч 215 50
Зарядный ток, А 21,5 6,0
Разрядный ток при 20-часовом режиме разряда, А 10,75 2,5
Разрядный ток при стартерном режиме А 645 150
Минимальная продолжительность разряда в стартерном режиме,
мин (при начальной температуре электролита 25...-18°С)
3,0 2,0
Объем электролита, заливаемого в батарею, л 7,0 3,0
Масса батареи без электролита, кг 34,0 17,0

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи. Батарею нужно периодически осматривать, содержать в чистоте, в заряженном состоянии и полной исправности

Во время ежедневного обслуживания батарею осматривают, очищают от пыли и грязи. Пролитый на поверхность батареи электролит удаляют чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.

При технических обслуживаниях проверяют исправность бака, плотность крепления и контактов, очищают от окислов клеммы и штыри, прочищают вентиляционные отверстия в пробках.

Уровень электролита измеряют, пользуясь тонкой стеклянной трубкой, которую опускают в заливную горловину до упора в предохранительный щиток, закрывают пальцем, вынимают и по высоте столбика электролита в трубке определяют его уровень (10...15 мм). Если окажется что уровень понизился, в аккумулятор через горловину добавляют дистиллированную воду.

В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю (и наоборот) необходимо снять батарею с трактора и откорректировать плотность электролита.

Плотность электролита изменяется в зависимости от температуры приблизительно на 0,01 г/см³ на каждые 15°С. Если плотность измеряется при температуре, значительно отличающейся от 15°С, то ее нужно привести к действительным условиям в соответствии с приведенными ниже данными. При температуре электролита больше 15°С поправку прибавляют к показаниям ареометра, при температуре ниже 15°С - вычитают.

Температура электролита, °С 45 30 15 0 -15 -30
Поправка к показаниям ареометра 0,02 0,01 0,00 -0,02 -0,02 -0,03

По значениям измеренной и приведенной к нормальной температуре плотности электролита и с учетом исходной плотности электролита полностью заряженной батареи судят о степени ее разряженности (табл. 5).

Таблица 5. Плотность электролита, приведенная к 15°С

Плотность электролита
полностью заряженной батареи, г/см³
Плотность электролита разряженной батареи, г/см³
на 25% на 50%
1,310 1,270 1,230
1,290 1,250 1,210
1,270 1,230 1,190
1,250 1,210 1,170
1,230 1,190 1,150

Если при проверке окажется, что батарея разряжена более чем на 50% летом и 25% зимой, то ее следует зарядить в аккумуляторной мастерской.

Полностью разряженную батарею необходимо заряжать не позже чем через 24 ч после разряда.

Очень важно, чтобы пуск дизеля был кратковременным, поскольку электрический стартер создает самую большую нагрузку на аккумуляторную батарею.

Аккумуляторные батареи, находившиеся в эксплуатации, хранят залитыми электролитом и полностью заряженными в прохладном помещении (0...-30°С). Новые батареи хранят без электролита.