↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Силовое (позиционное) регулирование положения навесного орудия

>> Вернуться к содержанию

Работа гидронавесной системы при использовании силового регулирования основана на том, что тяговое сопротивление навесной машины в известных пределах поддерживается постоянным. А так как тяговое сопротивление на полях с постоянной плотностью почвы в достаточной степени пропорционально глубине обработки почвы при постоянной ширине захвата, то система силового регулирования обеспечивает и заданную глубину хода рабочих органов навесной машины.

От тягового сопротивления машины зависят возникающие при работе агрегата усилия в тягах механизма навески трактора. В частности, в центральной (верхней) тяге в зависимости от глубины и ширины обработки, плотности и влажности почвы значение усилия также изменяется в широких пределах, однако для определенной глубины при прочих одинаковых условиях такое колебание назначительно.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 при работе силового регулятора усилие в центральной тяге, а следовательно, тяговое сопротивление машины и глубина обработки почвы поддерживаются в определенных пределах. Это обеспечивается тем, что между датчиком, воспринимающим усилие в центральной тяге, и золотником регулятора, управляющим положением поршня цилиндра, имеется механическая связь.

При использовании позиционного регулирования навешенная на механизм навески сельскохозяйственная машина удерживается в заданном положении относительно остова трактора. В этом случае датчиком, определяющим положение механизма навески, является рычаг 17 цилиндра (см. рис. 57).

В случае работы трактора с использованием силового или позиционного регулирования вся сила тяжести навесной машины и вертикальные силы, действующие на ее рабочие органы, перераспределяются на трактор, увеличивая его сцепной вес, в отличие от ГСВ, где часть этих сил остается на сельскохозяйственной машине и воспринимается ее опорными колесами. Поэтому при работе машинно-тракторного агрегата с силовым либо позиционным регулятором производительность по сравнению с ГСВ увеличивается примерно на 10%, а расход топлива снижается на 10%, так как при этом уменьшаются тяговое сопротивление машины и буксование трактора.

Регулятор 9 установлен на кронштейне цилиндра. Металлическими трубопроводами он соединен с нагнетательной магистралью насоса 35 (параллельно с распределителем), с полостями опускания и подъема золотника основного цилиндра, со сливом через сливной трубопровод ГСВ и с каналом управления Г распределителя. Рукавами высокого давления через запорные устройства 12 и 28 он соединен с цилиндром 13.

В корпусе 1 (рис. 66) расположена подвижная гильза 2, а концентрично ей -золотник 3. Пружина 15 отжимает золотник и гильзу в противоположные стороны к соответствующим гайкам 9 и 17. Положение гильзы в корпусе определяется рукояткой 25. При ее перемещении по сектору 26 через систему рычагов и вал 18 движение передается винту 16, который, вращаясь, воздействует на поступательно движущуюся в пазах корпуса гайку 17. Гайка перемещает гильзу 2, сжимая пружину 15.

Рис. 66. Силовой (позиционный) регулятор:

1- корпус; 2 - гильза; 3 - золотник; 4 - обратный клапан; 5 - кран; 6 - ручка крана; 7 - переключатель; 8,20 и 22 - крышки; 9 - гайка золотника; 10 и 19 - упорные подшипники; 11 - винт золотника; 12 - муфта; 13 - рычаг силового регулирования; 14 - рычаг позиционного регулирования; 15 - пружина; 16 - винт гильзы; 17 - гайка гильзы; 18- вал управлений; 21 - обратный клапан крана; 23 - поворотный штуцер; 24- запорный клапан; 25 - рукоятка; 26- сектор; 27 - тяга; 28- кронштейн; 29- маховичок-ограничитель; 30- фиксатор. Положения рукоятки 25: I- при подъеме; II-в позиции «Регулятор выключен»; III- в зоне регулирования.

Золотник 3 управляется (перемещается в гильзе 2) от сигналов силового или позиционного датчика через тяги 26 и 27 (см. рис. 57), рычаги 13 и 14 (см. рис. 66), винт 11 и гайку 9. Рычаги 13 и 14 свободно сидят на муфте 12, соединенной посредством лыски с винтом II, а также с переключателем видов регулирования 7.

При установке переключателя 7 в левое (по ходу трактора) или правое положение выступ на нем входит в паз на рычаге 13 силовой или рычаге 14 позиционной тяг, соединяя винт 11 с силовым или позиционным датчиком.

В среднем (нейтральном) положении переключатель не соединяет датчики с винтом 11. Оба винта 11 и 16 опираются на упорные подшипники 10 и 19.

В корпусе 1 также расположены клапаны: обратный 4, предохраняющий от перетечки масла из цилиндра в нагнетательную магистраль насоса; запорный 24, исключающий просачивание масла через зазоры в парах корпус - гильза - золотник.

Регулирующий кран 5, управляемый ручкой 6, вместе с клапаном 21, расположенным в крышке 22, служит для изменения величины потока масла, подаваемого в регулятор при использовании силового или позиционного регулирования.

Датчик силового регулирования размещен в кронштейне 24 (см. рис. 57) поворотного вала механизма навески. Усилие F, возникающее при работе с навесной машиной в центральной тяге, передается серьге 20, которая поворачивается вокруг пальца 21. Усилие сжатия воспринимается пластинчатой пружиной 22, усилие растяжения - четырьмя цилиндрическими пружинами 23, находящимися в расточке кронштейна 24 и опирающимися с одной стороны на кронштейн, с другой-на бурт болта 18. Болт через гайку 19 связан с серьгой 20. Деформация пружин 22 и 23 поводком 16, приваренным к серьге 20, передается на промежуточный валик 15 и далее тягой 27 золотнику регулятора.

Датчик позиционного регулирования - поворотный рычаг 17 цилиндра, при перемещении которого передается сигнал через тягу 26 на золотник.

При управлении гидросистемой с помощью регулятора рукоятки распределителя устанавливаются в положение «нейтральное», а гидроувеличителя - в положение «заперто» или «ГСВ выключен».

Рассмотрим работу гидронавесной системы при различных положениях рукоятки управления регулятором.

Рукоятка в позиции «регулятор выключен» (положение II на рис. 66). В этом положении (рис. 67, а) регулятор не влияет на работу гидронавесной системы, а управляется она распределителем и ГСВ. Гильза 2 перекрывает канал Е от насоса, канал Б управления перепускным клапаном распределителя соединен со сливным каналом В, канал Ж полости опускания цилиндра кольцевой выточкой в корпусе 1 - с каналом А распределителя, обратный 4 и запорный 5 клапаны перекрывают выход масла из цилиндра. В этом положении гильза 2 становится так, что толкатель 7 оказывается под канавкой на ее поверхности, поэтому он перемещается вверх, освобождая место для запорного клапана 5, который пружиной 6 прижимается к гнезду корпуса и исключает перетекание масла из подъемной полости цилиндра в регулятор. При подъеме механизма задней навески масло поступает от распределителя через ГСВ по каналам Г и Д в подъемную полость цилиндра, минуя гильзу и золотник регулятора; из полости опускания цилиндра масло по каналу Ж через корпус регулятора направляется в распределитель по каналу А.

Рис. 67. Схема работы регулятора:

а - регулятор выключен; б - регулятор включен - положение «нейтральное»; в - регулятор включен - коррекция на подъем; г - регулятор включен - коррекция на опускание; д - подъем навесной машины регулятором; 1 - корпус; 2 - гильза; 3 - золотник; 4 - обратный клапан; 5 - запорный клапан; 6 - пружина; 7 - толкатель клапана; 8 - обратный клапан крана; 9 - кран; 10 - пружина; А - полость опускания золотника распределителя; Б- канал управления клапаном распределителя; В - слив в бак; Г-полость подъема золотника распределителя; Д- подъемная полость цилиндра; Е- от насоса; Ж - полость опускания цилиндра.

Рукоятка в зоне регулирования (положение III на рис. 66) устанавливается при опускании и работе сельскохозяйственной машины с использованием силового или позиционного способа регулирования. Причем чем больше глубина обработки, тем дальше вперед по сектору следует устанавливать рукоятку. Отрегулированная глубина обработки определяется положением маховичка-ограничителя 29 на секторе, к которому подводится рукоятка 25. Золотник и гильза в этом положении рукоятки показаны на рисунке 67, б, в, г.

Гильза устанавливается в заданное положение рукояткой, а золотник через систему рычагов и тяги 27 (см. рис. 57) и 26 силовым или позиционным датчиком (в зависимости от включенного вида регулирования) устанавливается в определенное положение относительно гильзы. Опускание сельскохозяйственной машины и увеличение глубины обработки почвы происходят до тех пор, пока под воздействием силового датчика золотник не устанавливается в положение, при котором он отъединит подъемную полость цилиндра от сливной полости В (см. рис. 67,б), а канал управления Б остается соединенным со сливом. Поэтому масло от насоса направляется через открытый перепускной клапан распределителя в бак.

Если затем глубина обработки почвы увеличится, возрастет тяговое сопротивление орудия, а следовательно, и усилие на центральной тяге. Это вызовет деформацию пружин 22 (см. рис. 57) и 23 датчика, вследствие чего передвинется тяга 27 и переместит золотник 3 (см. рис. 67) вправо относительно зафиксированного положения гильзы 1 (позиция в). Золотник 3 частично или полностью перекроет канал Б управления перепускным клапаном распределителя, и масло от насоса через обратные клапаны 4 и 8 направится в цилиндр. В результате этого, произойдет подъем навесной машины, уменьшится глубина обработки, вследствие чего уменьшится и нагрузка от центральной тяги на пружину 22 (см. рис. 57) датчика, и она переместит силовую тягу 27, которая установит золотник в нейтральное относительно гильзы положение, при котором перекроется выход масла из цилиндра, а насос начнет качать масло в бак.

При уменьшении глубины обработки датчик подает сигнал в противоположную сторону, и золотник, переместившись влево, открывает щель для выхода масла из подъемной полости цилиндра через открытый запорный клапан 5 на слив (рис. 67, г). После заглубления рабочих органов на требуемую глубину возрастает усилие в центральной тяге, которое приводит к увеличению деформации пружин и перемещению золотника в положение «нейтральное».

Аналогично работает система при позиционном регулировании. Сигнал от датчика - рычага цилиндра -передается на золотник, перемещение которого также обеспечивает установку сельскохозяйственной машины в требуемое положение.

Рукоятка в положении «подъем» (позиция I на рис. 66) устанавливается в конце гона при подъеме машины в транспортное положение (рис. 67, д). Гильза 2 перекрывает канал Б управления перепускным клапаном, который переместится, и масло не поступает в бак, а от насоса через канал Е и обратный клапан 4 направляется в цилиндр. После совершения полного подъема орудия рукоятку отпускают, и она год действием пружины 10 золотника-гильзы устанавливается в положение «регулятор выключен» в позицию а.

Рекомендации по использованию силового и позиционного регулирования. Силовой и позиционный способы регулирования глубины обработки почвы обеспечивают наибольшую производительность при агрегатировании трактора с навесными сельскохозяйственными машинами на энергоемких операциях: пахоте, глубоком рыхлении, сплошной культивации.

При этом силовой способ регулирования следует применять на полях с постоянной плотностью почвы, а позиционный - на полях с ровным рельефом. Возможность управления положением рабочих органов машины с места тракториста создает наибольшие удобства при использовании позиционного регулирования в работе трактора с навесными машинами, рабочие органы которых расположены под поверхностью почвы, например с косилкой КЗН-9,1 для зернобобовых культур.

Силовой и позиционный способы регулирования могут быть использованы в комбинации с высотным. В этом случае максимальная глубина обработки ограничивается опорными колесами сельскохозяйственных машин. Особенно эффективно применение силового способа регулирования в комбинации с высотным на полях, где имеются участки с малой плотностью, а позиционного - в комбинации с высотным на ровных полях с переменной плотностью, где имеются участки с неровным рельефом. На последних участках чрезмерному заглублению рабочих органов сельскохозяйственных машин препятствуют их опорные колеса.

При наличии на сельскохозяйственной машине опорных колес рукояткой регулятора так настраивают глубину обработки, чтобы опорные колеса на участках Поля с постоянной плотностью (при силовом регулировании) и участках поля с переменной плотностью (при позиционном регулировании) не оставляли заметной колеи, то есть не вдавливались бы в почву.

Используя силовой или комбинацию силового с высотным способом регулирования, центральную тягу устанавливают на средние отверстия серьги 20 (см. рис. 57). Это обеспечивает получение большого диапазона глубины - от минимальной до максимальной. Если при этом получается большая неравномерность глубины обработки, нужно установить центральную тягу на верхние отверстия. Для получения наибольшей глубины, а также при работе на плотных почвах центральную тягу устанавливают на нижние отверстия. Однако следует помнить, что это может привести к повышенному буксованию, так как фактическая глубина часто оказывается больше, чем может по своим тягово-сцепным возможностям обеспечить трактор. Если при работе ощущаются резкие толчки на трактор от сельскохозяйственной машины, нужно уменьшить скорость коррекции положения машины при регулировании, для чего надо повернуть ручку крана 6 (см. рис. 66) назад по ходу трактора до исчезновения толчков.

Если трактор используется на работах, не требующих применения силового или позиционного регулирования, то переключатель 7 видов регулирования следует установить в положение «нейтральное», так как установка рукоятки управления регулятора на первые 10... 15 зубьев сек

тора при включенном переключателем силовом способе и отсутствии растягивающего усилия на центральной тяге (на механизм навески орудие не навешено или навешено легкое орудие) вызывает повышение давления и температуры масла в гидросистеме.