↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Распределитель гидравлической системы

>> Вернуться к содержанию

Распределитель предназначен для направления поступающей от насоса рабочей жидкости в соответствующую полость цилиндра или гидромотора сельскохозяйственной машины либо в бак; для автоматического переключения потока масла на безнапорный перепуск после окончания рабочей операции; для ограничения давления в системе и удержания навесного орудия или гидрофицированных рабочих органов прицепной машины в определенных положениях.

На тракторе установлен распределитель Р75-ЗЗР (ГОСТ 8754-71). Буквы и цифры означают: Р -распределитель, 75 - максимально допустимая рабочая подача (л/мин) насоса гидросистемы, в которой может быть использован распределитель; первая цифра 3 -тип золотника; вторая цифра 3 - число золотников в распределителе; Р - распределитель предназначен для работы в гидросистеме с силовым (позиционным) регулятором.

Распределитель состоит из чугунного корпуса 12 (рис. 60), двух литых алюминиевых крышек 1 и 11, трех золотников 5, перепускного клапана 13, уплотнений и других деталей. В корпусе выполнены три сквозных отверстия для золотников и одно для перепускного клапана; нагнетательный канал Б, соединяющий полости перепускного клапана и всех золотников; сливной канал В, соединяющий отверстия золотников; канал управления Г, просверленный через все отверстия золотников и перепускного клапана и соединяющийся трубопроводом 4 с регулятором (поз. 9 на рис. 57). В распределителе Р75-23, применяющемся в гидросистемах тракторов без силового (позиционного) регулятора (тракторы МТЗ-50, Т-74 и др.), канал управления косым сверлением в корпусе соединяется со сливным каналом В. Литые пазы соединяют золотники с выводами Ж и 3 в рабочие полости цилиндров.

Рис. 60. Распределитель:

1- верхняя крышка; 2 - пружина; 3 - фиксаторная втулка; 4 - трубопровод; 5 - золотник; 6 - чехол; 7 - рычаг; 8 и 10 - вкладыши; 9 - уплотнительное кольцо; 11 - нижняя крышка; 12 - корпус; 13 - перепускной клапан; 14 - стержневой клапан; 15 - гнездо; 16 - предохранительный клапан; 17 - пружина; 18 - регулировочный винт; 19 - гайка; 20 - колпачок; А - подпоршневая полость; Б - нагнетательный канал; В - сливной канал; Г - канал управления перепускного клапана; Ж и 3 - выводы в рабочие полости цилиндров; И - дросселирующие выемки на кромках золотников.

Полости крышек вертикальным сверлением в корпусе соединены друг с другом, а сливной канал В соединен с крышкой 1. Крышки по стыку с корпусом уплотнены прокладками.

В поршеньке перепускного клапана 13 имеется жиклерное отверстие диаметром 1 мм и дополнительный стержневой клапан 14, поджатый пружиной, который улучшает работу распределителя в системе силового и позиционного регулирования.

Золотниками управляют при помощи рычагов 7, расположенных в нижней крышке 11. Перемещение рычага происходит вокруг сферы, опирающейся на два пластмассовых вкладыша - 8 и 10.

Между вкладышами расположено резиновое уплотнительное кольцо 9. От проникновения пыли сфера предохраняется резиновым чехлом 6.

Если в результате эксплуатации подтекает масло по сферам из-за износа кольца 9, его необходимо заменить новым, которое прилагается к трактору в комплекте запасных деталей.

Рассмотрим работу распределителя в каждом из четырех положений золотников: «нейтральное», «подъем», «принудительное опускание» и «плавающее».

В положении «нейтральное» (рис. 61, а) золотники удерживаются пружинами 3, при этом верхние стаканы 2 упираются в дно верхней крышки 1, а нижние 5 - в обоймы 8 фиксатора. Пружина 3 сжата на величину, заданную ей при сборке распределителя.

Рис. 61. Схема работы распределителя:

а - положение золотника «нейтральное»; б - положение «подъем»; в - положение «плавающее»; г - положение «принудительное опускание»; А - подпоршневая полость; Б - нагнетательный канал; В - сливной канал; Г - канал управления; Ж и З- выводы в полости цилиндра; К - сливная полость; 1 - верхняя крышка; 2 - верхний стакан; 3 - пружина золотника; 4 - пружина; 5 - нижний стакан; 6 - фиксаторная втулка; 7 - шариковый фиксатор; 8 - обойма фиксатора; 9 - толкатель (бустер); 10 - гильза; 11 - регулировочный винт; 12 - пружина; 13 - направляющая; 14 - клапан; 15 - гнездо клапана; 16 - уплотнительная шайба; 17 - нижняя крышка; 18 - пружина; 19 - стержневой клапан; 20 - пружина; 21 - перепускной клапан; 22 - седло.

В этом положении золотники отъединяют нагнетательный канал Б от полостей Ж и 3, следовательно масло не может поступать к цилиндрам. В то же время верхний узкий поясок золотника отъединяет полость Ж от сливной полости К верхней крышки, а нижний поясок золотника разобщает выходное отверстие 3 от сливного канала В. Таким образом, золотник запирает вход масла от насоса в цилиндр и выход масла из него на слив, поэтому поршень цилиндра находится в зафиксированном положении.

Масло, подаваемое насосом, направляется из нагнетательного канала Б через открытый перепускной клапан 21 в полость К верхней крышки и далее в бак следующим образом.

Канал управления Г открыт, так как выточки на золотниках между нижними широкими поясками находятся на оси канала Г. Масло, проходящее из нагнетательной полости Б по жиклерному отверстию в поршне перепускного клапана 21 в подпоршневую полость А, будет уходить через открытый канал Г и далее по трубопроводу 32 (см. рис. 57) и регулятор 9 на слив в бак 1.

Жиклерное отверстие в поршне клапана, оказывая сопротивление движению масла, выполняет роль дросселя и создает перепад давления в нагнетательном канале Б (см. рис. 61) давление будет больше, чем в подпоршневой полости А. В результате этого усилие давления масла на верхний торец поршня клапана 21, направленное вниз, будет большим суммы усилий от давления на нижний торец поршня, пружины 18 и сил трения, которые направлены вверх. Под действием этих сил перепускной клапан оторвется от седла 22 и откроет щель, достаточную для пропуска на слив масла, подаваемого насосом. Через жиклерное отверстие и, следовательно, канал Г, тонкий трубопровод 32 (см. рис. 57), регулятор 9 в бак проходит примерно 1...2,5 л/мин масла, а остальное масло отводится через открытый перепускной клапан в бак.

В положении «подъем» золотник показан на рисунке 61,6. При этом пружина 3 сжата нижним стаканом 5. Три шариковых фиксатора 7 вошли в верхнюю выточку обоймы и в таком положении удерживаются втулкой 6.

Четвертый, считая снизу, поясок золотника поднялся выше нижней кромки нагнетательного канала Б и соединил его с отводным отверстием 3 к цилиндру. Одновременно верхний узкий поясок золотника выходит на верхнюю плоскость корпуса распределителя, и отводное отверстие Ж сообщается со сливной полостью К. Канал управления Г перекрывается цилиндрической частью золотника, и перетекание масла через канал управления и жиклерное отверстие клапана 21 прекращается. Вследствие этого давление в надпоршневой и подпоршневой зонах выравнивается, и усилием пружины 18 клапан 21 садится в седло 22. Чем большее давление возникает в нагнетательном канале Б, тем с большей силой прижимается клапан к седлу, так как на него действует прижимающее усилие, пропорциональное давлению вследствие того, что активная площадь подпоршневой зоны несколько больше надпоршневой.

Слив масла в бак прекращается, и оно по каналу Б через отверстие 3 направляется в подъемную полость силового цилиндра, перемещая его поршень и шток. Из полости опускания цилиндра масло поступает в отверстие Ж, а затем по выточке в золотнике и щелях в обойме 8 фиксатора проходит в сливную полость К и далее в бак.

Перемещение поршня цилиндра на сельскохозяйственной машине и подъем ее в транспортное положение происходят до тех пор, пока тракторист не Передвинет рукоятку управления золотника в положение «нейтральное» или поршень не упрется в крышку цилиндра, после чего срабатывает автоматическое устройство возврата золотника в данное положение. Это устройство размещено внутри верхней части золотника и состоит из гильзы 10, шарикового клапана 14, его гнезда 15, направляющей 13, пружины 12, толкателя (бустера) 9 и регулировочного винта 11, который имеет отверстие для прохода масла. От самоотворачивания винт предохраняется натягом в резьбе, который образуется вследствие кернения (деформации) гильзы после регулировки давления на заводе. Гильза 10 вместе с размещенными в ней деталями вворачивается в золотник; между торцом гильзы и золотником устанавливают уплотнительную шайбу 16 и сетчатый фильтр.

Автоматический возврат золотников происходит при увеличении давления в системе до 12,5-13,5 МПа (125...135 кгс/см²). При этом давлении натяжением пружины 12 регулируют открытие шарикового клапана 14. Масло по наклонным и осевому сверлениям в золотнике подходит к клапану 14. Под действием давления Шарик-клапан отходит от кромки гнезда 15, и поток масла непосредственно начинает воздействовать на направляющую 13. Далее масло, проходя через дроссельные отверстия в направляющей и отверстие в регулировочном винте 11, перемещает толкатель 9. Толкатель двигает фиксаторную втулку 6, сжимая пружину 4. При этом освобождаются фиксирующие шарики 7, которые под действием пружины 3 полностью уходят в отверстия золотника. В результате прекращения контакта фиксирующих шариков с кромками обоймы 8 золотник под действием пружины 3 возвращается в положение «нейтральное».

Для уменьшения влияния на золотник прижимающего усилия, вызванного боковым давлением масла в канале управления Г, и исключения его заклинивания в расточке корпуса на золотнике в местах контакта с каналом управления в положениях «подъем» и «принудительное опускание» имеется по три просверленных под углом 120° отверстия. При таком расположении отверстий обеспечивается равное воздействие давления на золотник со всех сторон. В связи с этим необходимо помнить, что золотники в корпус следует устанавливать так, чтобы отверстия, совпадающие с осью канала управления, были бы направлены в сторону перепускного клапана.

Если давление в системе будет увеличиваться, а золотник по причине неисправности автомата не возвращается в положение «нейтральное» или тракторист не убрал руки с рукоятки управления, вступит в работу предохранительный клапан 16 (см. рис. 60). Он соединен с под-поршневой полостью А перепускного клапана 13 и совместно с ним образует предохранительное устройство распределителя. Предохранительный клапан 16 прижимается к завернутому в корпус гнезду 15 пружиной 17.

При помощи винта 18 натяжение пружины регулируется на перепуск масла через предохранительное устройство при давлении 14,5... 16 МПа (145... 160 кгс/см²). На винт 18 наворачивают гайку 19 и колпачок 20, который пломбируется на заводе.

Работа предохранительного устройства происходит следующим образом. При возрастании давления клапан 16 открывает проход маслу, и подпоршневая полость А перепускного клапана 13 соединяется со сливом. В результате этого начинается перетекание масла через жиклерное отверстие перепускного клапана. Клапан 13 приподнимается и пропускает основной поток масла от насоса в верхнюю крышку на слив, но под давлением, на которое отрегулирован предохранительный клапан.

Перепускной клапан работает так же, как и золотник в положении «нейтральное», с той лишь разницей, что он образует меньшую проходную щель между седлом и своей конической частью, а проходящее через жиклерное отверстие масло идет не по каналу управления Г, а через открытый предохранительный клапан под давлением, которое его отрывает от седла.

Положение «плавающее» (рис. 61, в). Золотник устанавливается в крайнее нижнее положение и своими выточками соединяет обе полости цилиндра Ж и 3 со сливом и между собой через крышки 1 и 17 и сверления в корпусе, соединяющие крышки. Это позволяет перемещать поршень в цилиндре внешним усилием и под действием собственной силы тяжести опускать навесную машину либо рабочий орган гидрофицированной прицепной машины, а также копировать рельеф почвы опорными колесами навесной машины, обеспечивая постоянную глубину обработки. Буртики на золотнике отсоединяют нагнетательный канал Б от полостей цилиндра Ж и 3, что обеспечивает возможность независимой работы других золотников в положении «подъем» или «принудительное опускание».

Так как в положении «плавающее» золотник становится своей верхней узкой проточкой в канале управления Г, он не перекрывает последний. Если два других золотника установлены в положение «нейтральное» или «плавающее», масло от насоса, минуя правую часть распределителя, идет на слив, так же как и при установке всех золотников в положение «нейтральное».

В положении «плавающее» золотники фиксируются аналогично положению «подъем» шариками 7, которые входят в нижнюю выточку обоймы 8.

Положение «принудительное опускание» - среднее между «нейтральное» и «плавающее». На распределителях, установленных на тракторах МТЗ предшествующих моделей, золотники в этой позиции фиксировались. В целях исключения непроизвольной (ошибочной) установки золотников в положении «принудительное опускание» вместо «плавающее» и возможной при этом поломки навесной машины или механизма навески на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 золотники не имеют фиксации в этом положении. Поэтому золотник в положении «принудительное опускание» при помощи рукоятки управления необходимо удерживать рукой.

В этом положении (рис. 61, г) золотник соединяет канал Б от насоса с полостью Ж опускания цилиндра, а полость 3 подъема цилиндра - со сливом. В остальном работа распределителя происходит аналогично работе при установке золотника на «подъем».

Положение «принудительное опускание» используется при перемещении штока выносного цилиндра, установленного на сельскохозяйственной машине; опускании механизма навески для присоединения к нему навесной машины, а также в случае работы трактора с ямокопателями, погрузчиками и другими машинами, требующими перемещения рабочих органов вниз при определенном усилии.

Установленный на тракторе распределитель позволяет регулировать количество масла, поступающего в исполнительный цилиндр, и тем самым замедлять или ускорять движение поршня. Изменение скорости поршня на подъем или опускание осуществляется дросселированием масла в выемках И (см. рис. 60), находящихся на кромках золотников, в результате чего часть масла уходит на слив. Регулирование скорости достигается удержанием золотников в промежуточных положениях между «нейтральное» и «подъем» или «нейтральное» и «принудительное опускание».

Возможность обеспечения регулировки скорости поршня цилиндра в положениях «подъем» и «принудительное опускание», а также отсутствие фиксации в положении «принудительное опускание» и определяют третий тип золотника в обозначении марки распределителя.

Если в положениях «нейтральное» и «плавающее» перекрыть проход масла по каналу управления Г не золотником распределителя, а золотником регулятора 9 (см. рис. 57), то перепускной клапан переместится вверх, так же как и при переводе золотника в положение «подъем» или «принудительное опускание». Доступ масла из полости Б в сливную полость К прекратится. В этом случае масло от насоса 35 по трубопроводу 33 через регулятор 9 направится в цилиндр 13. Если же золотник регулятора откроет проход масла по каналу Г, то перепускной клапан опустится, и масло снова будет сливаться в бак без давления.

Таким образом, в распределителе Р75-ЗЗР перепускным клапаном и, следовательно, потоком масла от насоса могут управлять не только три золотника собственно распределителя, но и золотники регулятора.

Имеющийся в распределителе Р75-ЗЗР дополнительный стержневой клапан 14 (см. рис. 60) способствует быстрому перемещению перепускного клапана 13 даже в тех случаях, когда проходное сечение канала управления Г перекрывается золотником регулятора 9 (см. рис. 57) медленно. При увеличении давления в канале Г до 1,5...2,5 МПа (15...25 кгс/ см²) сжимается пружина дополнительного клапана, уплотняющая головка стержня отрывается от поршня клапана, и к проходному сечению жиклерного отверстия диаметром 1 мм добавляется сечение, образованное между отверстием в поршне перепускного клапана и стержнем дополнительного клапана.

В канал управления направляется увеличенный по сравнению с проходящим ранее через одно жиклерное отверстие поток масла, и давление в канале резко возрастает, что способствует быстрому перемещению перепускного клапана вверх и закрытию прохода масла на слив. Это особенно важно при работе гидросистемы в режиме силового и позиционного регулирования, когда канал управления золотником регулятора может перекрываться медленно, а подача масла в цилиндр навесного устройства должна начинаться быстро.

Отсутствие в корпусе 12 (см. рис. 60) косого сверления, соединяющего канал управления Г со сливным каналом В, соединение канала Г с регулятором, а также наличие дополнительного подпружиненного стержневого клапана 14 и определяют возможность работы распределителя Р75-ЗЗР в гидросистеме с силовым и позиционным регулированием.

Установка распределителя Р75-ЗЗР на трактор без регулятора допускается только в случае крайней необходимости. При этом обязательно канал управления Г надо соединить с масляным резервуаром при помощи трубопровода через пробку маслозаливной горловины 2 (рис. 57) или специальным штуцером, приваренным к верхней крышке бака. Закрывать отверстие канала Г в корпусе распределителя пробкой недопустимо, так как в этом случае даже в положениях золотников «плавающее» и «нейтральное» гидросистема будет работать под давлением предохранительного клапана вследствие того, что канал управления не соединен со сливом. Это приведет к перегреву и выходу гидросистемы из строя.