↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Рулевое управление

>> Вернуться к содержанию

Рулевое управление предназначено для обеспечения и поддержания прямолинейного движения, а также для изменения направления движения трактора путем поворота его управляемых колес. Рулевое управление состоит из трапеции управления, рулевого привода и рулевого механизма.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем.

Рулевая трапеция обеспечивает поворот левого и правого управляемых колес на разные углы, при которых передние и задние колеса поворачиваются относительно общего центра поворота, расположенного на продолжении оси задних колес. Благодаря этому качение колес происходит по концентрическим окружностям без бокового скольжения.

Рулевую трапецию образуют две поперечные рулевые тяги, соединенные между собой сошкой 4 (рис. 47), два поворотных рычага 6 и балка переднего моста.

Рис. 47. Передний мост (вид сверху):

1 - наконечник рулевой тяги; 2 - контргайка; 3 - труба рулевой тяги; 4 - сошка; 5 - палец; 6 - поворотный рычаг.

При движении трактора по прямой сошка расположена в среднем положении (вдоль продольной оси трактора). Крайние положения сошки при поворотах ограничены ходом поршня гидроусилителя рулевого управления. Предельный угол поворота внутреннего колеса составляет 40°, при этом наружное колесо поворачивается на 30°.

Каждая рулевая тяга состоит из соединительной трубы 3 и двух наконечников 1, один из которых с левой резьбой, другой -с правой.

Наконечники ввернуты в резьбовые отверстия трубы и закреплены контргайками 2. Внутри наконечника размещен сферический шарнир, состоящий из шарового пальца 2 (см. рис. 43) и двух вкладышей 4 и 5 (резинового и капронового). На заводе шарнир заполняют специальной долговременной смазкой, не требующей пополнения в эксплуатации. От попадания влаги, пыли и грязи шарнир защищен резиновым чехлом 3 и резиновой регулировочной пробкой 6, поджимающей вкладыши шарнира. Конусные концы шаровых пальцев с резьбой вставляют в отверстия поворотных рычагов и сошки, затягиваются прорезными гайками и шплинтуются.

Привод рулевого механизма (рис. 48) служит для передачи вращения от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю рулевого управления. Усилие передается валами 3, 5, 10 и 13, соединенными между собой карданными шарнирами 8 и 12.

Рис. 48. Привод рулевого механизма:

1 - рулевое колесо; 2 - маховичок; 3 - рулевой вал; 4 - винт; 5 - промежуточный вал; 6 - труба рулевой колонки; 7 - серьга; 8 и 12 - карданные шарниры; 9 - стойка; 10 - средний вал; 11 - промежуточная опора; 13 - передний вал; 14 - шлицевая втулка; 15 - винт; 16 - правая стенка стойки; 17 - фиксатор; 18 - пружина; 19 - рукоятка; 20 - штифт; 21 и 24 - гайка; 22 - втулка; 23 - амортизатор; 25 - контргайка.

Положение рулевого колеса можно изменять по высоте, кроме того, рулевую колонку можно поворачивать в продольной плоскости- наклонять вперед по ходу трактора. Положение рулевого колеса по высоте регулируют для удобства управления, а наклон рулевой колонки- для более свободного входа и выхода из кабины.

Труба 6 рулевой колонки приварена к серьге 7, которая соединена со стойкой 9 шарнирно с помощью двух винтов 15, оси которых совпадают с осью крестовины шарнира 8. Это позволяет рулевой колонке проворачиваться относительно стойки 9, прикрепленной болтами к передней стенке кабины. Закрепление рулевого привода к кабине, установленной на остов трактора на амортизаторах, уменьшает передачу вибраций на рулевое колесо.

В нижнем, рабочем положении рулевая колонка удерживается фиксатором 17, который заходит в паз правой стенки 16 стойки 9 и прижимается пружиной 18. Для поворота рулевой колонки нужно рукоятку 19 подать на себя, и фиксатор 17 выйдет из паза. После этого колонку можно легко повернуть вверх, при этом фиксатор скользит по поверхности стенки 16 стойки 9. Рулевая колонка в верхнем, нерабочем, положении не фиксируется, а удерживается только силой трения фиксатора о поверхность стенки стойки.

Рулевую колонку в нижнее, рабочее, положение устанавливают перемещением ее вниз, пока фиксатор не войдет в паз на стойке.

Рулевое колесо 1 закреплено на шлицах полого вала 3, внутри которого проходит винт 4, соединенный с пластмассовым маховичком 2. Винт вворачивается в гайку 21, в которую запрессован штифт 20. Штифт заходит в продольный паз промежуточного вала 5 и исключает вращение гайки. На гайке 21 и валу 3 выполнены скосы, которые прилегают друг к другу. При вворачивании винта 4 происходит взаимное расклинивание по скосам гайки 21 и вала 3 и прижатие их к противоположным внутренним стенкам промежуточного вала 5. Это полностью исключает самопроизвольное осевое перемещение рулевого колеса вместе с валом.

Усилие от рулевого колеса передается валом 3 и гайкой 21 через штифт 20 на промежуточный вал 5 и далее через валы 10 и 13 и шарниры 8 и 12 на шлицевую втулку 14, которую устанавливают на шлицы червяка гидроусилителя рулевого управления и закрепляют стяжным болтом.

Частично усилие от рулевого колеса передается непосредственно валу 5 прижатым к нему валом 3.

Положение рулевого колеса регулируют по высоте в пределах 120 мм. Тракторист может установить рулевое колесо в удобное для себя положение. Для этого следует отвернуть на 3...5 оборотов против часовой стрелки маховичок 2, затем переместить по высоте в нужное положение рулевое колесо 1 вместе с валом 3 и завернуть маховичок по часовой стрелке до отказа.

Вращение промежуточного вала 5 в трубе 6 рулевой колонки осуществляется при помощи капроновых втулок 22. Последние для уменьшения вибрации рулевого колеса установлены в резиновые амортизаторы 23. Втулки 22 смазывают солидолом при сборке, и в процессе эксплуатации смазка не требуется.

От осевого перемещения промежуточный вал 5 предохраняется гайкой 24 и контргайкой 25. Затяжка гайки 24 должна исключать осевое перемещение вала, однако не должна затруднять вращение рулевого колеса.

При эксплуатации трактора необходимо периодически проверять затяжку резьбовых соединений, состояние деталей рулевого привода и через 960 ч работы смазывать шарниры 8 и 12.

Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие тракториста на рулевом колесе независимо от условий работы и улучшает маневренность трактора. При движении трактора гидроусилитель включается в работу не только от поворота рулевого колеса, но и от колебаний управляемых колес, вызванных неровностями пути. При этом его действие направлено в сторону, противоположную повороту колес, что способствует прямолинейному движению трактора и уменьшает передачу колебаний и ударов от направляющих колес на рулевое колесо.

Особое значение приобретает гидроусилитель при увеличении рабочих скоростей во время работы трактора с машинами, навешенными на него спереди и с боков, когда нагрузка на передние колеса значительно увеличивается, что требует большого усилия для поворота машинно-тракторного агрегата.

Гидроусилитель снабжен отдельной гидравлической системой, состоящей из насоса, распределителя и силового цилиндра, датчика автоматической блокировки дифференциала заднего моста.

В корпусе 22 (рис. 49) смонтирован рулевой механизм: червяк 4 и двухвенцовый сектор 7. Сектор одновременно находится в зацеплении с червяком и рейкой 9, соединенной пальцем со штоком 25 цилиндра. Палец запрессован в шток, а в отверстиях ушек рейки 9 он сидит с небольшим зазором. Это позволяет рейке перемешаться относительно штока при регулировке зацепления сектор - рейка.

Рис. 49. Гидроусилитель рулевого управления:

1 - пробка; 2 - клапанная крышка; 3 - регулировочный винт предохранительного клапана; 4 - червяк; 5 - болт регулировочной втулки; 6 - регулировочная эксцентричная втулка; 7 - сектор; в - гайка; 9 - рейка; 10 - регулировочный винт; 11 - верхняя крышка; 12 - маслопровод смазки верхней опоры; 13 - фильтр; 14 - редукционный клапан; 15 - кран управления; 16 - золотник датчика; 17 - маховичок крана; 18 - сошка; 19 - гайка; 20 - сливная пробка; 21 - поворотный вал; 22 - корпус; 23 - упор рейки; 24 - регулировочные прокладки; 25 - шток; 26 - поршень; 27 - передняя крышка цилиндра; 28 - упорный подшипник; 29 - крышка; 30 - гайка; 31 - золотник.

Червяк 4 установлен в эксцентричной втулке 6 на двух радиальных шариковых подшипниках. Наружные обоймы подшипников смонтированы во втулке 6 с небольшим зазором, поэтому червяк вместе с закрепленным на его хвостовике золотником 31 имеет возможность перемещаться в осевом направлении. С обеих сторон золотника установлены специальные упорные шариковые подшипники 28, которые обеспечивают осевое перемещение золотника и исключают совместное вращение его с червяком. Обоймы подшипников, обращенные к золотнику, имеют увеличенные наружные диаметры и выполняют роль центрирующих шайб. Гайка 30 со сферическим торцом прижимает подшипники к золотнику.

Поворотный вал 21, на конических шлицах которого закреплены сектор 7 и сошка 18, вращается в трех опорах: двух втулках корпуса и в верхней крышке 11. Верхняя опора смазывается маслом, поступающим по маслопроводу 12.

При прямолинейном движении трактора золотник 4 (рис. 50) находится в нейтральном положении и удерживается тремя парами ползунов 5, расположенными под углом 120°. Они распираются центрирующими пружинами 6 и поэтому стремятся удержать связанные с золотником внутренние обоймы подшипников на одном уровне с торцами корпуса 22 гидроусилителя и крышки 2 распределителя. Масло от насоса поступает к центральному пояску золотника и, так как его ширина уже выточки на корпусе распределителя, огибает его, перетекает в крайние - сливные выточки и далее через редукционный клапан 1 и фильтр 8 сливается в бак - корпус гидроусилителя.

Рис. 50. Схема работы гидроусилителя рулевого управления и блокировки дифференциала:

А - бесштоковая полость; Б - штоковая полость цилиндра; 1 - редукционный клапан; 2 - крышка распределителя; 3 - гайка; 4 - золотник; 5 - ползун; 6 - центрирующая пружина; 7 - предохранительный клапан; 8 - фильтр; 9 - насос; 10 - эксцентричная втулка; 11 - червяк; 12 - сектор; 13 - сошка; 14 - рейка; 15-упор шейки; 16 - цилиндр блокировки; 17 - маслопровод датчика; 18- маховичок крана; 19 - кран датчика; 20 - щуп; 21 - золотник датчика; 22 - корпус гидроусилителя; 23 - задняя крышка цилиндра; 24 - шток; 25 - поршень; 26 - передняя крышка цилиндра; 27 - маслопровод клапана блокировки; 28 - поворотный вал.

Рассмотрим поворот трактора вправо. Вращение рулевого колеса через рулевой привод передается червяку 11. Если сопротивление повороту направляющих колес велико, на червяке возникает осевое усилие, которое превысит усилие сжатия центрирующих пружин 6. Червяк имеет правую спираль, поэтому при вращении вправо он, опираясь на заторможенный сопротивлением колес сектор 12, подобно винту в неподвижной гайке, переместится вместе с закрепленным на его хвостовике золотником 4 вперед, по направлению к крышке 2 (максимальный ход золотника в одну сторону равен 1,2 мм, ход до начала перекрытия поясков корпуса распределителя - 0,6 мм). При этом средний бурт на золотнике перекроет проход маслу от насоса в переднюю сливную выточку. Одновременно крайний бурт золотника перекроет выход маслу из полости цилиндра Б в нижнюю сливную выточку на корпусе распределителя. Другой крайний бурт золотника, наоборот, увеличит проходное сечение для слива масла из полости А цилиндра в выточку на корпусе распределителя. Масло из средней нагнетательной выточки по трубопроводу пойдет в полость Б цилиндра. Полость Б цилиндра начнет увеличиваться, поршень 25 вместе со штоком 24 и рейкой 14 будет втягиваться и, воздействуя на сектор 12, поворачивать вал 28 и сошку 13 влево (по ходу трактора). Сошка через тяги рулевой трапеции повернет направляющие колеса вправо.

Поворот направляющих колес трактора вправо будет продолжаться до тех пор, пока тракторист вращает рулевое колесо. Причем скорость поворота колес трактора пропорциональна скорости вращения рулевого колеса. Как только прекращается вращение рулевого колеса, золотник под действием пружин 6 ползунов 5 выходит в нейтральное положение. Этому также способствует и сила, возникающая на зубьях червяка со стороны сектора и направленная в сторону, противоположную осевому сдвигу червяка. В этом заключается следящее действие гидроусилителя.

Аналогично осуществляется поворот трактора влево.

При обычных условиях работы давление масла в системе усилителя не превышает 2...4 МПа (20...40 кгс/см²): Однако в крайних положениях колес, когда их дальнейший поворот ограничивается упором поршня 25 в крышки цилиндра либо когда возрастает сопротивление повороту колес из-за тяжелых дорожных условий (глубокая колея, рыхлая почва и т. д.), давление в системе увеличивается до срабатывания предохранительного клапана 7. Масло, минуя цилиндр, будет сливаться в сливную магистраль под давлением, на которое отрегулирован предохранительный клапан. Давление открытия предохранительного клапана регулируют натяжением пружины. Оно должно составлять 83 -9,3 МПа (83...93 кгс/см²).

Если сопротивление повороту колес незначительно (движение по дорогам с твердым покрытием на большой скорости), то поворот осуществляется практически без участия гидравлической системы усилителя. В этом случае осевая сила на червяке, возникающая при повороте трактора, меньше усилия предварительного сжатия центрирующих пружин 6 ползунов 5. Поворот рулевого колеса, связанного приводом с червяком 11, обеспечивает непосредственную передачу движения на рулевую трапецию через сектор 12, поворотный вал 28 и сошку 13. При этом центрирующие пружины не сжимаются, червяк вместе с золотником в осевом направлении не перемещается, а масло в распределителе из нагнетательной полости переливается в сливную, не воздействуя на поршень цилиндра. В этом случае сектор 12 через рейку 14 перемещает шток и поршень цилиндра, а масло из полости А и Б сливается в бак -корпус гидроусилителя через открытые сливные выточки в распределителе.

В случае транспортировки трактора с неработающим двигателем на буксире, выхода из строя насоса или другой неисправности гидроусилителя управление трактором не нарушается, однако усилие на рулевом колесе резко увеличивается. Поворот трактора в этом случае осуществляется только за счет усилий, приложенных трактористом к рулевому колесу. При движении в тяжелых дорожных условиях резко увеличивается также свободный ход рулевого колеса, так как до начала передачи вращения сектору червяк в каждую сторону должен пройти расстояние, равное 1,2 мм. Кроме того, этот ход увеличивается и за счет большей деформации деталей рулевого привода, передающих увеличенный крутящий момент от рулевого колеса.

Датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) установлен на гидроусилителе рулевого управления. Он управляет включением муфты блокировки при прямолинейном движении трактора и выключением ее для разблокирования дифференциала при поворотах передних колес.

Датчик размещен в упоре 23 (см. рис. 49) рейки 9 и состоит из золотника 16, крана 15, управления с маховичком 17, щупа 20 (см. рис. 50). В систему АБД входит также нерегулируемый редукционный клапан 1 (поз. 14 на рис. 49), поддерживающий в гидросистеме автоблокировки подпор давления 0,7...1,0 МПа (7...10 кгс/см²) при температуре масла 40...70°С.

АБД включается в работу поворотом маховичка 18 (см. рис. 50) так, чтобы прорезь на маховичке совпала с выбитыми на плоскости крышки упора буквами «ВКЛ». При выключении автоблокировки прорезь совпадает с буквами «ВЫКЛ».

В положении маховичка «ВКЛ» диафрагма цилиндра 16 блокирующего устройства дифференциала соединена через маслопровод 17 с напорной магистралью редукционного клапана 1. Давлением масла через диафрагму сжимаются диски, и крестовина дифференциала блокируется с левой ведущей шестерней конечной передачи.

При повороте направляющих колес на угол, превышающий 13°, рейка 14 переместится настолько, что толкатель золотника выходит из канавки на рейке и перемещает золотник 16 (см. рис. 49), который соединяет внутреннюю полость крана 15 со сливом в бак. Таким образом, напорная магистраль и полость диафрагмы соединяются со сливом. Давление масла в полости диафрагмы падает, и муфта блокировки дифференциала отключается, что обеспечивает поворот трактора с различной скоростью вращения правого и левого задних колес.

В положении маховичка «ВЫКЛ» кран 15 поворачивается так, что внутренняя полость крана и полость диафрагмы соединяются со сливом. Следовательно, в этом положении дифференциал не блокируется.

С помощью щупа 20 (см. рис. 50) находят среднее положение рейки 14 для установки передних колес трактора при регулировке тяг рулевой трапеции. Рейка будет находиться в среднем положении, когда щуп 20 максимально приближен к плоскости упора.

Управление блокировкой производится рукояткой 10 (рис. 51), расположенной в кабине и соединенной тросом 5 с маховичком 3 крана датчика. Рукоятка 10 имеет три положения:

  • I    положение-«блокировка дифференциала выключена»-рукоятка находится в крайнем переднем положении. Риска на маховичке совпадает с риской «ВЫКЛ» на крышке датчика;
  • II    положение - «автоматическая блокировка дифференциала включена» - рукоятка 10 сдвинута назад по ходу трактора в среднее положение и зафиксирована поворотом на 90° по часовой стрелке. Риска крана совпадает с риской «ВКЛ»;
  • III    положение - «блокирование дифференциала принудительное» - рукоятка вытянута в крайнее заднее положение и удерживается рукой тракториста. Кран повернут против часовой стрелки до упора и независимо от положения рейки соединяет напорную магистраль редукционного клапана 1 (см. рис. 50) с цилиндром 16 блокировки, обеспечивая принудительное блокирование задних колес. После того как тракторист отпускает рукоятку, она под действием пружины троса возвращается в положение 1, и дифференциал разблокируется.

Рис. 51. Управление блокировкой дифференциала:

1- кронштейн пружины; 2 - пружина; 3 - маховичок крана; 4 и 6 - кронштейны крепления троса; 5 - трос; 7 - стержень; 8 - направляющая стержня; 9 - уплотнение передней стенки кабины; 10 - рукоятка.

Насос гидроусилителя рулевого управления. В гидравлической системе рулевого управления используется шестеренный масляный насос НШ 10-3-Л ГОСТ 8753-71. Условные обозначения: 10 -рабочий объем (теоретическая подача масла в см³ за один оборот вала насоса); 3 - третье конструктивное исполнение по ГОСТ 8753-71; Л-левого вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны привода). Объемная подача насоса -20 л/мин при 2200 об/мин.

Насос состоит из корпуса 4 (рис. 52), крышки 1 и качающего узла, В который входят ведущая 5 и ведомая 7 шестерни, два подшипника 3, две фигурные манжеты 6, пластина 9, уплотнения. Подшипники 3 служат опорами цапф шестерен, а также уплотняют торцевые поверхности шестерен. Внешние контуры подшипников имеют форму цифры 8. В каждом подшипнике выполнены две расточки для цапф шестерен. В пазах на противоположной от шестерен стороне расположены фигурные манжеты 6, которые ограничивают зону высокого давления от зоны низкого давления. Стык корпуса 4 с крышкой 1 уплотняется кольцом 2 круглого сечения, которое уложено в овальную расточку на корпусе.

Рис. 52. Насос гидроусилителя рулевого управления:

1 - крышка; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - подшипник; 4 - корпус; 5 - ведущая шестерня; 6 и 8 - манжеты; 7 - ведомая шестерня; 9 - пластина.

Приводной конец ведущей шестерни 5 уплотняется двумя каркасными манжетами 8, Исключающими перетекание масла из системы гидроусилителя в картер двигателя.

Для уменьшения перетекания масла через зазоры между торцами шестерен и подшипников 3 в насосе предусмотрено автоматическое поджатие подшипников к торцам шестерен давлением, подводимым из зоны нагнетания в полости, ограничиваемые фигурными манжетами 6. Так как площадь этой зоны больше площади зоны высокого давления, действующего со стороны зубьев шестерен на подшипники, тс последние прижимаются к торцам шестерен с усилием, превосходящим усилие их отжима от зубьев шестерен. Это обеспечивает постоянный поджим подшипников к торцам шестерен, благодаря чему исключаются зазоры между подшипниками и торцами шестерен.

Цапфы шестерен смазываются маслом, которое увлекается в спиральные канавки в расточках подшипников 3 из полости всасывания. Этим маслом смазываются и охлаждаются цапфы шестерен, после чего оно уходит обратно в полость всасывания.

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом наблюдении за уровнем масла в корпусе и отсутствием течи по соединениям гидроусилителя, за состоянием резьбовых соединений рулевого привода, рулевых тяг, крепления сектора, сошки и поворотных рычагов; в своевременном смазывании карданных шарниров рулевого привода, промывке масляного фильтра, замене масла, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса, в оперативном устранении неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.

Необходимо следить, чтобы при проверке уровня масла, промывке масляного фильтра и заливке масла в систему гидроусилителя не вносилась грязь.

Промывка масляного фильтра производится через каждые 960 ч в такой последовательности.

  1. Отъединить маслопровод 12 (рис. 49) смазывания верхней опоры от крышки 11 и редукционного клапана 14.
  2. Снять верхнюю крышку 11, для чего вывернуть все болты и, заворачивая равномерно два из них в резьбовые отверстия, приподнять ее.
  3. Отъединить два оставшихся маслопровода от редукционного клапана 14 и, придерживая рукой фильтр 13, выворачивать клапан, пока не освободится фильтр.
  4. Промыть фильтр в бензине или дизельном топливе, очистив его внутреннюю полость от грязи. Одновременно с промывкой фильтра подтяните гайку 8 крепления сектора 7 на валу 21 и проверьте зубчатое зацепление рейка - сектор.

Если зазор между зубьями сектора и рейки более 0,3 мм. зацепление следует отрегулировать.

Для этого выверните четыре болта крепления упора 23 рейки-корпуса АБД и, вынимая попарно прокладки 24, уменьшайте зазор в зацеплении до 0,1...0,3 мм. Зазор между зубьями сектора и рейки замеряют с помощью щупа.

Фильтр устанавливают в обратной последовательности. После установки крышки 11 следует, предварительно отвернув контргайку, завернуть до отказа болт 10, регулирующий осевое перемещение поворотного вала 21. Затем болт выворачивают приблизительно на 1/10-1/8 оборота и контрят гайкой.

Регулировка зацепления червяк - сектор и подтяжка гайки червяка. Свободный ход рулевого колеса при повороте направляющих колес стоящего на твердом грунте трактора с работающим дизелем должен быть не более 30°. В случае превышения указанного значения следует проверить и при необходимости отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг, подтянуть до отказа гайки сошников и поворотных рычагов. Если этого недостаточно, нужно отрегулировать зазор в зацеплении сектор - червяк и затяжку гайки червяка.

Для регулировки зацепления сектор - червяк необходимо выполнить следующее.

  1. При помощи домкрата приподнять передний мост или отъединить от сошки рулевые тяги.
  2. Ослабить болт 5 крепления регулировочной эксцентричной втулки 6 и повернуть ее по часовой стрелке до упора червяка в зубья сектора. Затем при работающем двигателе вращать рулевое колесо. Если ощущается заедание в зацеплении червяк - сектор, необходимо поворачивать втулку против часовой стрелки до тех пор, пока не исчезнет заедание при повороте рулевого колеса от одного крайнего положения в другое.
    Усилие на рулевом колесе не должно превышать 15...25 Н (1,5...2,5 кгс) при отсоединенных от сошки рулевых тягах и 30...40 Н (3...4 кгс) при поддомкраченном переднем мосте.
  3. Затянуть болт 5 крепления регулировочной втулки б и соединить рулевые тяги с сошкой, надежно законтрив гайки (или снять передний мост с домкрата, если он был поддомкрачен).

Специальная гайка 30 со сферическим торцом должна поджимать обоймы подшипников 28 к торцам золотника 31. Наличие зазора между золотником и обоймами подшипников вследствие износа, ослабления затяжки гайки или неправильной затяжке ее при монтаже может привести к увеличению свободного хода рулевого колеса, а иногда к неустойчивому движению («рысканию») трактора, так как в этом случае золотник может самопроизвольно перемещаться, направляя поток масла в ту или иную полость цилиндра, и поворачивать направляющие колеса трактора.

Для подтяжки гайки необходимо отвернуть четыре болта крепления распределителя, снять крышку 29 двумя диаметрально расположенными болтами, закрепить распределитель к корпусу гидроусилителя, предварительно подложив под головки болтов шайбы на толщину фланца крышки 29 либо гайки большего, чем болт, диаметра. Вытащить шплинт и завернуть гайку 30 до плотного прижатия обойм подшипников 28 к золотнику 31. Проверить момент затяжки, который должен быть в пределах 20 Н-м (2 кгс-м). Затем отвернуть гайку 7 до совпадения отверстия на червяке с ближайшей прорезью и зашплинтовать.

Следует заметить, что чрезмерная затяжка гайки увеличивает усилие на рулевом колесе и может вывести из строя упорные подшипники 28. Признаком правильной затяжки гайки является отсутствие зазоров между золотником и обоймами подшипников и возвращение золотника в положение «нейтральное» под действием пружины 6 (см. рис. 50) после прекращения вращения рулевого колеса влево. Проверка производится при неработающем дизеле. После проверки необходимо установить уплотнительное кольцо и крышку 29 (см. рис. 49) и затянуть болты.

Регулировка предохранительного клапана. Нарушение регулировки предохранительного клапана приводит к увеличе

нию усилия на рулевом колесе, особенно в тяжелых дорожных условиях. Для проверки регулировки клапана в магистраль от насоса к распределителю или вместо резьбовой пробки 1 (см. рис. 49) подсоединяют манометр со шкалой не менее 10 МПа (100 кгс/см²). Затем при работающем на максимальной частоте вращения дизеле, поворачивая рулевое колесо от упора до упора, нагревают масло до температуры 50°С. Давление на шкале манометра в крайнем левом или правом положении рулевого колеса должно быть в пределах 8,3...9,3 МПа (83 ...93 кгс/см²). Если оно меньше указанных пределов, следует отвернуть колпак и медленно заворачивать отверткой регулировочный винт 3 до тех пор, пока манометр не покажет давление 8,3 ...9,3 МПа. После этого необходимо законтрить винт 3 контргайкой и завернуть колпак.