↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Колеса и шины

>> Вернуться к содержанию

Колеса и шины передают вертикальные нагрузки трактора на грунт и выполняют роль движителя, с помощью которого мощность дизеля, подводимая к колесам через трансмиссию, преобразуется в поступательное движение трактора.

Колесо состоит из обода с жестко закрепленными к нему диском и пневматической шины, смонтированной на ободе. Обод служит основанием, благодаря которому шина, наполненная воздухом, передает нагрузку на грунт. С помощью диска колесо крепится к ступице.

Обод колеса неразъемный, его изготавливают из стального листа, который прокатывают роликами, формируя специальный профиль, и сваривают в месте стыка окружности.

Диски задних и передних колес трактора МТЗ-80 приварены к ободу. Диски передних колес трактора МТЗ-82 крепятся болтами к кронштейнам 5 (см. рис. 55), приваренным к ободу. Такая конструкция позволяет изменять взаимное расположение диска и обода и за счет этого регулировать колею передних колес.

Рис. 55. Схема установки передних колес трактора МТЗ-82 на различную колею:

1 - обод; 2 - диск; 3 - болт; 4 - гайка; 5 - кронштейн.

Для повышения прочности дисков задних колес к ним по месту их крепления к ступице приваривают усилительное кольцо.

Ступица 6 (рис. 44) задних колес закреплена на выступающем конце полуоси конечной передачи заднего моста с помощью шпонки 15, вкладыша 4 и четырех болтов 13. Вкладыш снабжен регулировочным винтом (червяком) 3, который зацепляется с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси. Вращая червяк гаечным ключом, можно передвигать ступицу вместе с колесом относительно полуоси и бес-ступенчато получать нужную для работы колею.

Рис. 44. Заднее ведущее колесо:

1 - крышка винта; 2 - болт; 3 - регулировочный винт; 4 - вкладыш ступицы; 5 - ось регулировочного винта; 6 - ступица; 7 - болт; 8 - балластный груз; 9 - обод; 10 - шина; 11 - гайка; 12 - болт крепления балластного груза; 13 - болт ступицы; 14 - сферическая шайба; 15 - шпонка.

Во фланцы ступиц задних и передних колес запрессованы болты 7, на которых устанавливают диски колес. Глубокие конусные фаски в отверстиях дисков и на гайках наряду с центрированием колес служат для предотвращения свинчивания гаек.

Для повышения тягово-сцепных качеств трактора при проведении полевых работ на переувлажненных почвах на задние полуоси устанавливают сдвоенные колеса с помощью проставки 6 (рис. 45), которая придается к трактору по специальному заказу.

Рис. 45. Установка сдвоенных задних колес:

1. 3 и 5 - гайки; 2 - болт; 4 - удлиненный болт; 6 - проставка.

При установке проставок в ступицу заднего колеса запрессовывается болт 4, длина которого по сравнению с обычным на 35 мм больше. Внутреннее колесо устанавливают на удлиненные болты и затягивают гайками 3. Затем на эти же болты устанавливают проставку 6, которую, в свою очередь, закрепляют на болтах гайками 5.

Наружное колесо ставят на болты 2, запрессованные во фланец проставки, и затягивают гайками 1.

Техническое обслуживание колес заключается в периодической проверке крепежных соединений и устранении выявленных неисправностей.

Затяжку болтов ступиц задних колес, конусных гаек дисков передних и задних колес, гаек болтов опор диска переднего колеса трактора МТЗ-82 нужно обязательно проверять после окончания обкатки трактора и после первых 240 ч работы.

Затяжку гаек производят равномерно, с одинаковым усилием. Фаски конусных гаек должны плотно прилегать к конусным отверстиям диска. При слабой затяжке образуются трещины в отверстиях, сминается резьба болтов, это выводит диск и болты из строя.

Если по каким-либо причинам один из болтов вышел из строя, его нужно незамедлительно заменить. Работать на тракторе с неполным числом болтов крепления дисков колес нельзя, так как это повредит остальные болты и может вызвать поломки диска или кронштейнов обода.

При снятии колес с трактора необходимо перед поддомкрачиванием колес немного отпустить конусные гайки. Окончательно свинчивать гайки с неразгруженных колес нельзя.

Перед установкой колес на трактор резьбу болтов рекомендуется протереть и смазать солидолом. Затяжку гаек следует производить в следующем порядке. Навернуть гайки на все болты от руки и затянуть их предварительно при поддомкраченном колесе. Гайки затягивают крест-накрест. При завертывании гаек нужно следить за тем, чтобы их конусы совпадали с фасками диска. Окончательная затяжка производится при опущенном на грунт колесе.

Шива (рис. 46) состоит из покрышки и камеры, удерживающей воздух во внутренней полости шины. Стенки покрышки и камеры вместе с сжатым воздухом воспринимают действующие на шину нагрузки. Покрышка состоит из каркаса 3, брекера 2, протектора 1, боковин 4 и бортов 6.

Рис. 46. Пневматическая шина:

1 - протектор; 2 - брекер; 3 - каркас; 4 - боковина; 5 - бортовые кольца; 6 - борт.

Каркас 3 является основной силовой частью шины, определяющей ее прочность и грузоподъемность. Изготавливают каркас из нескольких слоев специальной прорезиненной кордовой ткани, слои которой плотно наложены друг на друга. Протектор 1 образует беговую часть шины из массивного слоя резины, плотно облегающей каркас. Выступы (почвозацепы) и впадины протектора создают рисунок, от которого зависит сцепление шины с грунтом. Брекер 2 представляет собой подушечный слой из мягкой резины, который смягчает удары, передаваемые от протектора к каркасу. На боковинах 4 шины покровные слои резины тоньше, они покрывают боковые стенки каркаса, предохраняя их от повреждений. Покрышку закрепляют на ободе бортами 6. Внутри бортов имеются проволочные кольца 5, обернутые концами слоев корда каркаса. Проволочные кольца придают бортам покрышек жесткость и предотвращают их растяжение.

Камеру накачивают воздухом через закрепленный на ней вентиль с золотником, представляющим собой обратный клапан. Устройство вентиля шин задних колес позволяет подсоединить к нему приспособление для заполнения шин водой или другой жидкостью с целью балластирования трактора.

Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 комплектуют следующими типоразмерами шин: 7,5-20 для передних колес МТЗ-80 и 11,2-20 для передних колес МТЗ-82, 15,5-38 для задних колес. Кроме того, по заказу для использования трактора в узких междурядьях пропашных культур и для строительно-дорожных работ поставляются соответственно задние шины 9-'42 и 18,4-30.

Задние шины 15,5-38 по конструкции отличаются радиальным расположением нитей корда в каркасе и усиленным брекером. В обычных шинах с каркасом диагональной конструкции нити корда каркаса образуют с плоскостью профиля шины угол 50...540, а у шин радиальных этот угол не превышает 5°. Радиальное расположение нитей корда делает боковину шины более гибкой, а усиленной за счет сложности брекер повышает сопротивляемость шины окружному сжатию. Благодаря этому прогиб и площадь отпечатка в месте контакта с почвой увеличиваются, что придает шине новые качества по сравнению с обычной шиной. Шины типа Р улучшают тягово-сцепные качества трактора, меньше буксуют и уплотняют почву, обладают большей износостойкостью протектора.

Эксплуатация и техническое обслуживание шин. От состояния шин зависят тягово-сцепные качества и проходимость трактора, его производительность и расход топлива, то есть шины во многом определяют экономичную и производительную работу трактора. Кроме того, шины - быстроизнашивающиеся и дорогостоящие части трактора, стоимость которых составляет примерно 12% стоимости трактора. За срок службы трактора шины обновляются три-четыре раза, а поэтому затраты, относящиеся к эксплуатации шин, составляют около 20% общих затрат на эксплуатацию трактора. Доля шин в обшей годовой потребности в запасных частях трактора составляет 40% по стоимости и около 50% по массе. Поэтому к эксплуатации и техническому обслуживанию шин следует относиться особенно внимательно.

На ходимость шин влияет не только соблюдение правил эксплуатации и технического обслуживания, качество их изготовления, но и условия, в которых они работают: температура и влажность воздуха, свойства почвы, особенности дорожного покрытия. При использовании трактора на полевых работах ходимость шин достигает 6000 ч, а на транспортных работах они изнашиваются в несколько раз быстрее. В горных районах, на каменистых почвах ходимость шин уменьшается на 25...35%, а зимой на снежном покрове, наоборот, увеличивается на 25...30%.

Передние шины, особенно ведущие, изнашиваются быстрее, чем задние. Объясняется это прежде всего тем, что радиус качения передних шин трактора в 1,7 раза меньше, чем радиус задних. Поэтому, проходя одинаковый путь с задними, передние шины делают больше оборотов, и их износ возрастает. Кроме того, они имеют меньшую ширину, чем задние; на износ дополнительно влияют углы установки (развал и сходимость колес, наклоны шкворней) и другие факторы, связанные с управлением движения трактора.

Для обеспечения наименьшего износа шин рекомендуется выполнять следующие правила.

  1. Строго соблюдать нормы внутреннего давления в шинах в зависимости от действующих на них нагрузок и условий работы трактора.
  2. При движении на транспортных передачах следить, не «ведет» ли трактор в сторону. При «уводе» остановить трактор и проверить состояние шин. Подкачать шину с пониженным давлением.
  3. Избегать резких торможений, которые доводят колеса до юза, а также чрезмерного и длительного буксования колес.
  4. Не оставлять трактор на грунте, загрязненном нефтепродуктами.
  5. Своевременно проверять и при необходимости регулировать сходимость передних колес, особенно при длительном использовании трактора на транспортных работах.
  6. На сухих дорогах на тракторе МТЗ-82 отключать передний мост, для чего рычаг управления раздаточной коробкой переводить в нижнее положение («муфта свободного хода отключена»).
  7. Не допускать биения и виляния колес, для чего необходимо своевременно затягивать крепление дисков колес и рулевой трапеции, регулировать осевое перемещение подшипников ступиц колес, а также устранять нарушения регулировок гидроусилителя рулевого управления.

Периодически (не реже одного раза в году) переставлять шины с одного борта на другой для более равномерного износа. При перестановках нужно учитывать направленность рисунка протектора ведущих шин: вращение колеса должно совпадать с направлением стрелки на боковине шины. Для передних ведущих и направляющих шин допускается перестановка без учета направленности рисунка протектора, когда трактор используется на транспортных работах.

Каждая шина рассчитана на работу в определенном диапазоне вертикальных нагрузок. Нормы допустимых нагрузок и соответствующие им значения внутреннего давления устанавливаются стандартом. Несоблюдение норм внутреннего давления значительно уменьшает ходимость шин. При внутренних давлениях, которые на 20% ниже нормы, срок службы шины сокращается примерно на 15%, а превышение норм давления на 20% уменьшает срок их службы на 10%. При сочетании заниженных давлений с нарушением рекомендуемых скоростных режимов работы трактора срок службы шин сокращается в три-четыре раза. Это проявляется прежде всего на дорогах с твердым покрытием при выполнении транспортных работ, поэтому на транспортных работах с пониженным давлением в шинах работать нельзя.

В определенных условиях работы допускается временно перегружать шины, но перегрузка должна быть непродолжительной. Например считается допустимым, когда навешенный на трактор сзади плуг или спереди бульдозер перегружает в транспортном положении соответственно задние и передние шины на 40%, так как при опускании плуга или бульдозера в рабочее положение нагрузка на шины снизится и будет примерно соответствовать рекомендуемой. А вот в агрегате с заполненным грузом одноосным прицепом, догружающим задние колеса даже на 20% сверх нормы, работать не следует.