↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Передний мост

>> Вернуться к содержанию

Опорой передней части трактора служит передний мост. Он обеспечивает (совместно с механизмом рулевого управления) направленное движение передних колес, а следовательно, и всего трактора.

Передний мост (рис. 43) состоит из литой стальной балки 9, телескопически соединенной с выдвижными трубами 14, поворотных цапф направляющих колес и рулевой трапеции.

Рис. 43. Передний мост (вид спереди):

1 - гайка; 2 - шаровой палец; 3 - чехол; 4 и 5 - вкладыши; 6 - резьбовая пробка; 7 - втулка; 8 - брус полурамы; 9 - балка моста; 10 - ось качания, 11 - болт; 12 - клеммовые болты; 13 - стопорный штифт; 14 - выдвижная труба; 15 - гайка; 16 и 23 - втулки поворотной цапфы; 17 и 18 - кронштейны; 19 - вал поворотной цапфы; 20 - пружина подвески; 21 - упорный подшипник; 22 опорная шайба; 24 - тарельчатая пружина; 25 - полуось; 26 - защитный козырек; 27 - обод; 28 - диск; 29 - гайка; 30 - ступица; 31 - колпак; 32 - гайка подшипника; 33 - масленка ступицы.

Балка 9 моста соединена с остовом трактора шарнирно, она входит в проем между проушинами бруса 8 полурамы и соединена с ним при помощи оси качания 10. Шарнирное соединение позволяет балке моста качаться относительно остова в вертикальной плоскости (угол качания 10°), что дает возможность приспосабливаться передним колесам трактора к неровностям пути и смягчать их воздействие на остов. От проворачивания и осевых перемещений оси качания стопорятся штифтом 13.

Выдвижные кулаки представляют собой полые трубы с приваренными кронштейнами 18 и 17. Трубы вставлены в расточки балки моста и затянуты (каждая труба) двумя болтами 12 клеммового зажима. Каждая труба имеет по шесть сквозных отверстий на расстоянии 50 мм друг от друга, куда входят штифт, фиксирующий размер колеи передних колес. Размер колеи передних колес регулируют изменением взаимного расположения отверстий выдвижной трубы и балки моста путем перемещения трубы относительно балки.

Поворотная цапфа состоит из вала (шкворня) 19 и полуоси 25 колеса. Вал запрессован в горячую в отверстие полуоси и приварен к ней снизу. Поворачивается вал на двух втулках - верхней 16 и нижней 23, размешенных в кронштейне 17 выдвижного кулака. Верхняя втулка запрессована в кронштейн, а нижняя установлена в его отверстие по плотной посадке и крепится к кронштейну двумя болтами 11.

Для улучшения плавности хода трактора балка переднего моста подрессорена двумя цилиндрическими пружинами 20, расположенными в кронштейнах выдвижных кулаков. Нагрузка от остова трактора через кронштейн 17 и пружину передается на упорный шариковый подшипник 21, который, в свою очередь, через шайбу 22 передает нагрузку валу 19 поворотной цапфы и переднему колесу. Пружина 20 подвески при сборке предварительно сжимается и фиксируется гайкой 15 поворотного рычага.

Ступица 30 направляющего колеса представляет собой чугунную отливку с фланцем и парной расточкой под подшипники. Во фланец запрессованы болты для крепления диска колеса. Ступица вращается на двух роликовых конических подшипниках, внутренние обоймы которых установлены на полуоси, а наружные обоймы запрессованы в расточки ступицы. Подшипники затянуты гайкой, навернутой на резьбовой конец полуоси. Между гайкой и подшипником установлена шайба с усом, входящим в паз полуоси, который препятствует вращению шайбы относительно полуоси и тем самым предотвращает свинчивание гайки при возможных проворачиваниях внутреннего кольца подшипника.

Снаружи ступица закрыта штампованным колпаком 31, а с внутренней стороны в расточку ступицы установлена самоподжимная манжета. Для обеспечения дополнительного лабиринтного уплотнения к полуоси со стороны манжеты приварен защитный козырек 26, охватывающий ступицу снаружи с небольшим зазором.

Подшипники ступиц передних колес регулируют через каждые 960 ч работы. Однако если в процессе эксплуатации обнаружатся осевые перемещения колес, то устранять их надо незамедлительно, так как это приводит к ускоренному износу шин и подшипников.

Регулируют подшипники в следующей последовательности.

  1. Поддомкратив колесо, снять колпак 31 (см. рис. 43), расшплинтовать и отпустить на одну прорезь (на 1/8 оборота) гайку 32. Толкнув колесо, рукой проверить, насколько свободно оно вращается. В случае тугого вращения нужно выявить и устранить неисправности (заедание манжеты, поломки подшипников).
  2. Затянуть гайку так, чтобы колесо проворачивалось с трудом. При затягивании гайки нажимать на ключ плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой гайки следует проворачивать колесо, чтобы ролики в подшипниках заняли правильное положение.
  3. Отвернуть гайку так, чтобы ближайшая прорезь на ней совпадала с отверстием под шплинт в полуоси. Повернуть колесо сильным толчком руки - оно должно свободно вращаться. Если колесо проворачивается туго, отпустить гайку еще на одну прорезь.

По окончании регулировки зашплинтовать гайку и установить колпак, при необходимости добавить смазку в ступицу.

Правильность регулировки подшипников окончательно проверяют по нагреву ступиц колес в работе. Ощутимый нагрев после 8... 10 км пробега указывает на то, что подшипники чрезмерно затянуты и гайку следует отпустить на одну прорезь. Допускается незначительный нагрев ступицы при установке новых подшипников или манжет.