↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Коробка передач

>> Вернуться к содержанию

Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии и получения различных скоростей и тяговых усилий трактора, а также для изменения направления движения. Кроме того, через коробку передач обеспечивается привод заднего и бокового ВОМ, ходоуменьшителя, переднего ведущего моста трактора МТЗ-82.

Коробка передач (см. рис. 29) - механическая с девятью передачами переднего хода и двумя заднего хода, с понижающим редуктором, включение которого удваивает число передач.

В корпусе 5 коробки размещены соосные первичный 3 и вторичный 10 валы, параллельно им расположены промежуточный вал 2 и вал 58 пониженных передач и заднего хода, шестерни передач и двух ступеней редуктора, а также шестерни привода ходоуменьшителя и раздаточной коробки.

Первичный вал установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник размещен в стакане 6, вставленном в расточку стенки коробки передач; задний подшипник установлен в расточке переднего конца вторичного вала. От осевых перемещений первичный вал удерживает передний подшипник, фиксирующийся в стакане и на валу стопорными кольцами. На шлицах первичного вала установлены подвижные каретки двухвенцовой шестерни 7 четвертой и пятой передач и ведущей шестерни 8 третьей передачи, а также неподвижная шестерня 4 понижающего редуктора.

Промежуточный вал 2 пустотелый, внутри него проходит внутренний вал 33 привода ВОМ. Спереди промежуточный вал опирается на подшипник 45, установленный вместе со стаканом в расточку стенки коробки передач; задней опорой является бронзовая втулка 35, запрессованная в отверстие ступицы ведущей шестерни 36 второй ступени редуктора.

На шлицы передней части промежуточного вала между подшипником 45 и упорным кольцом неподвижно установлены ведомые шестерни 40 и 41 соответственно третьей и четвертой передач и двухвенцовая шестерня 44, больший венец которой является ведомой шестерней пятой передачи, а меньший -шестерней заднего хода. Ступицы этих шестерен упираются друг в друга и стягиваются кернящейся гайкой 1.

На ступицу шестерни 40 на роликовом подшипнике 39 установлена промежуточная шестерня 38, при помощи которой получают пониженные передачи и задний ход через шестерню 56, а также привод ходо-уменьшителя и бокового ВОМ. Промежуточная шестерня 38 постоянно зацеплена с шестерней 8 первичного вала.

На шлицах задней части промежуточного вала может перемещаться ведущая шестерня 37 первой ступени редуктора, зацепляясь или с ведомой шестерней первой ступени редуктора, выполненной как одно целое с первичным валом, или с ведущей шестерней 36 второй ступени редуктора. Наружные зубья шестерни 36 постоянно зацепляются с установленной на шлицах вторичного вала ведомой шестерней 26 второй ступени редуктора. На заднем торце ступицы шестерни 36 сделаны кулачки для включения синхронного привода ВОМ. В ступице шестерни 36 штифтами закреплено гнездо 31 с бронзовой втулкой 32, которая служит опорой внутреннего вала 33 привода независимого ВОМ. Снаружи к ступице шестерни 36 крепится крыльчатка 30 для разбрызгивания масла и улучшения тем самым смазки шестерен главной передачи и дифференциала.

Вторичный вал 10, выполненный как одно целое с ведомой шестерней первой ступени редуктора, установлен на двух конических роликовых подшипниках 27 и 29. Наружная обойма переднего подшипника запрессована в расточку перегородки корпуса коробки, второй подшипник запрессован в стакан, установленный в расточку задней стенки коробки передач. На вторичном валу установлена ведомая шестерня 26 второй ступени редуктора и ведущая шестерня 25 главной передачи. Кроме того, передняя часть вторичного вала снабжена внутренним зубчатым венцом для соединения с ведущей шестерней 8 первичного вала. Подшипники и шестерни на валу стягиваются прорезной гайкой 24.

Вал 58 первой передачи и заднего хода расположен в левой части корпуса коробки передач. Опорами вала служат два шариковых подшипника, установленных в расточках корпуса. На шлицы вала установлены ведомая 56 и скользящая 57 шестерни первой передачи и заднего хода и шестерня 54 включения ходоуменьшителя.

Ведомая шестерня 56 посажена на валу свободно и может вращаться относительно вала, постоянно зацепляясь с промежуточной шестерней 38 вторичного вала, которая, в свою очередь, находится в постоянном зацеплении с шестерней 8 первичного вала. Если шестерня 54 включения ходоуменьшителя сдвинута до упора в шестерню 56 и зафиксирована в этом положении пружинным кольцом 52 (как показано на рисунке), соединяясь своими внутренними шлицами С наружными шлицами ступицы шестерни 56, то обе шестерни и вал объединяются в одно целое и вращаются вместе. Это положение шестерен соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.

Перед установкой ходоуменьшителя для обеспечения перемещений шестерни 54 из канавки извлекают кольцо 52 и отодвигают его до упора в бурт вала.

Промежуточная шестерня 42 вращается на втулке относительно неподвижной оси 43 и находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни 44.

Редуктор коробки передач имеет две ступени. При помощи первой ступени включают первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего хода и первую передачу заднего хода, а остальные передачи - при помощи второй ступени редуктора. При зацеплении шестерни 37 с наружным венцом вторичного вала включена первая ступень, при перемещении шестерни 37 назад до полного сцепления с внутренним венцом шестерни 36 включается вторая ступень редуктора

В зависимости от ступени редуктора двухвенцовая шестерня 7, перемещаясь на первичном валу, включает пятую или восьмую передачу, а при перемещении назад - четвертую или седьмую. Шестерня 8, перемещаясь вперед, включает пятую или шестую передачу, а при перемещении назад соединяет первичный вал с внутренним зубчатым венцом вторичного вала и обеспечивает прямую девятую передачу. При перемещении шестерни 57 назад включаются первая и вторая передачи, а вперед-передачи заднего хода.

На верхней плоскости коробки передач установлен корпус механизма переключения передач, в котором размешены прямоугольные валики - ползуны 9 с приваренными к ним вилками переключения. Положение вилок и переключаемых шестерен фиксируется шариками 11 пружинных фиксаторов. Переключение ступеней редуктора осуществляется ползуном, к которому приварен поводок 49, соединенный с валиком 48, на котором закреплена вилка 51, перемещающая шестерню 37 редуктора.

Переключение передач осуществляется рычагом 15, установленным на шаровой опоре 14 в верхней крышке 12 коробки передач и уплотненным резиновым чехлом 16. Нижний конец рычага 15 заходит в пазы ползунов вилок и при переключении передач перемещает необходимый ползун.

Техническое обслуживание коробки передач заключается в периодической проверке и подтягивании крепления коробки передач к корпусам сцепления и заднего моста, проверке уровня масла и замене его в соответствии с таблицей смазки.

Масляная ванна коробки передач общая с корпусом заднего моста и отсеком корпуса сцепления. Уровень масла в корпусах трансмиссии должен совпадать с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку, расположенную на правой стенке коробки передач. Трактор останавливают на горизонтальной площадке, дают возможность маслу остыть и стечь со стенок, а пене осесть и после этого проверяют уровень масла и при необходимости доливают. Заливная пробка 13 расположена на верхней крышке коробки передач. При замене масла следует открыть сливные пробки коробки передач, а также корпусов сцепления и заднего моста. Сливать масло надо сразу же после остановки трактора, пока оно горячее. Если отработанное масло оказывается очень грязным и в нем содержатся металлические частицы, то трансмиссию рекомендуется промыть дизельным топливом. Для этого заливают примерно 30 л топлива в корпус трансмиссии и запускают трактор (3...5 мин на первой передаче), затем сливают топливо и заправляют трансмиссию маслом.

В эксплуатации следует обращать внимание на наличие повышенного шума и стуков в трансмиссии. Одной из причин повышенного шума может быть нарушение регулировки подшипников вторичного вала или промежуточной шестерни привода переднего моста на тракторе МТЗ-82.

Для проверки осевого зазора в подшипниках вторичного вала нужно снять крышку коробки передач, подвести индикатор к торцу зубчатого венца вторичного вала 10 и, перемещая зубчатый венец, определить осевые перемещения вала, которые соответствуют осевому зазору в подшипниках. В процессе эксплуатации допускается осевой зазор до 0,3 мм.

Чтобы отрегулировать подшипники, нужно разъединить коробку передач с задним мостом, для чего требуется снять кабину, разъединить тяги управления сцеплением, маслопроводы и электропроводы.

Поэтому при заменах деталей и в других случаях вынужденных разборок, когда имеется доступ, нужно обязательно проверить осевой зазор в подшипниках вторичного вала и при необходимости устранить его.

Осевой зазор в подшипниках регулируют изменением толщины пакета разрезных прокладок 23, установленных между фланцем стакана и стенкой коробки передач. Для регулировки нужно расшплинтовать и отвернуть на 2...3 оборота гайку 24, затем отвернуть болты крепления стакана подшипника и при помощи демонтажных болтов выпрессовать его настолько, чтобы ввести под фланец стакана регулировочные прокладки. Толщина вводимых дополнительно прокладок 23 должна быть равна замеренному осевому зазору в подшипниках.

После установки прокладок 23 заворачивают до отказа болты крепления стакана и гайку 24. Если подшипники отрегулированы правильно, то момент проворачивания вторичного вала и установленных на нем шестерен, освобожденных от зацепления с сопряженными шестернями, должен быть 7...8 Н · м (0,7...0,8 кгс · м).

После регулировки подшипников нужно проверить положение шестерен 25, оно определяется расстоянием 58 ± 0,15 мм от стенки коробки передач до наружного торца шестерни. Если это расстояние будет больше 58,2 мм, то нужно, отвернув гайку 24, снять шестерню и упорную шайбу 28 шестерни и прошлифовать до 58 ±0,15 мм. Затем нужно поставить упорную шайбу и шестерню, до отказа затянуть гайку 24 и надежно ее зашплинтовать.