↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Кривошипно-шатунный механизм

>> Вернуться к содержанию

Основные детали кривошипно-шатунного механизма (рис. 6): коленчатый вал 14, поршни 7, шатуны 18, поршневые пальцы 9 и кольца, коренные и шатунные вкладыши подшипников, маховик 3.

Коленчатый вал- полноопорный, стальной, с четырьмя шатунными и пятью коренными шейками, подвергнутыми поверхностной закалке токами высокой частоты. На первой, четвертой, пятой и восьмой шейках вала укреплены съемные противовесы 15, благодаря которым уменьшаются воздействия центробежных сил от неуравновешенных масс кривошипов и снижаются износы коренных подшипников. Шатунные шейки вала полые; в их полостях, закрытых заглушками, происходит центробежная очистка масла, поступающего от коренных шеек по наклонным каналам в щеках.

Рис. 6. Кривошипно-шатунный механизм:

1 - болт маховика; 2 - болт сцепления; 3 - маховик; 4 - венец маховика; 5 - маслосъемные кольца; 6 - компрессионные кольца; 7 - поршень; 8 - втулка головки шатуна; 9 - поршневой палец; 10 - стопорное кольцо; 11 - вкладыш коренного подшипника; 12- упорное полукольцо; 13 - вкладыш шатунного подшипника; 14 - коленчатый вал; 15 - противовес; 16 -крышка шатуна; 17-шатунный болт; 18 - шатун; 19 - болт коленчатого вала; 20- шкив; 21 - шестерня привода масляного насоса; 22 -шестерня.

На переднем конце коленчатого вала установлены шестерни 22 привода шестерен распределения; шестерня 21 привода масляного насоса; шкив 20 клиноременного привода водяного насоса, вентилятора и генератора; на заднем фланце - маховик 3 с зубчатым венцом 4. Осевое перемещение коленчатого вала ограничивают упорные полукольца 12 из алюминиевого сплава, установленные по обе стороны пятого коренного подшипника. Упорные полукольца фиксируются от проворачивания выступами, входящими в фрезерованные канавки в крышке подшипника.

Шатуны стальные двутаврового сечения, штампованные. В верхнюю головку шатуна запрессована биметаллическая втулка 8. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке предусмотрены отверстия. Нижняя головка шатуна разъемная, расточенная для установки шатунных вкладышей. Осевое смещение вкладышей ограничивают выштампованные усики, входящие в фрезерованные прорези в расточках шатуна и крышки. Крышка 16 присоединена к шатуну болтами 17.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На боковой поверхности поршня сделано три канавки под компрессионные 6 и две канавки под маслосъемные 5 кольца. В канавках под кольца просверлены отверстия для отвода масла, снимаемого кольцами со стенок гильзы цилиндров. В днище поршня сделана камера сгорания шатровой формы. В бобышках поршня расточены отверстия под поршневой палец 9 и канавки под стопорные кольца 10.

Поршневые пальцы плавающего типа, полые, изготовлены из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается плоскими стопорными кольцами.

Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. На каждом поршне установлено три компрессионных кольца 6 (верхнее - хромированное по наружной поверхности, нижние - конусного типа) и четыре маслосъемных 5 (по два в канавке) скребкового типа.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников (11 и 13) изготовлены из сталеалюминиевой биметаллической полосы. Отверстия в верхних половинках коренных вкладышей совпадают с маслоподводяшими каналами в блоке. В первой, третьей и пятой верхних половинках вкладышей, кроме того, сделаны отверстия для отвода масла от коренных подшипников к опорным шейкам распределительного вала.

Маховик отлит из серого чугуна в виде массивного диска, прикреплен к фланцу коленчатого вала шестью болтами 1 и зафиксирован двумя установочными штифтами. На маховик напрессован зубчатый венец 4, в зацепление с которым входит шестерня включения редуктора пускового двигателя или шестерня включения стартера. Для проверки и установки угла опережения впрыска топлива в маховике просверлено отверстие (метка).

Кривошипно-шатунный механизм не требует в процессе эксплуатации специального технического обслуживания. Для обеспечения длительной работы деталей кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы необходимо выполнять рекомендации по смазке и пуску дизеля. Особенно тщательно нужно выполнять операции по обслуживанию воздухоочистителя, так как качественная очистка всасываемого в цилиндры воздуха является одним из главных условий длительной работы поршневых колец, гильз и поршней дизеля.

Состояние подшипников коленчатого вала (величина зазоров) косвенно характеризует давление масла в главной магистрали. Если при номинальной частоте вращения давление масла в главной магистрали стало ниже 0,1 МПа (1,0 кгс/см²), то сначала необходимо убедиться в правильности показаний манометра, проверить состояние клапанов и ротора центробежного масляного фильтра, масляного насоса и его отводящего патрубка, прокладок фланцев патрубка и маслоприемника. Удостоверившись в исправности перечисленных сборочных единиц и деталей, нужно вскрыть шатунные и коренные подшипники и проверить состояние вкладышей подшипников и шеек коленчатого вала. Зазор между вновь установленными вкладышами и шейками вала составляет 0,065...0,123 мм для шатунных и 0,070...0,134 мм для коренных шеек при измерении в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема подшипников. В случае необходимости замены вкладышей подшипников или коленчатого вала следует помнить, что шейки коленчатых валов и вкладыши подшипников изготовляются двух номиналов (1Н -первый номинал, 2Н - второй номинал), размеры которых приведены в таблице 1.

Если коренные или шатунные шейки коленчатого вала изготовлены по размеру второго номинала, то на первую щеку наносится специальное обозначение: 2К-коренные шейки второго номинала, шатунные - первого; 2Ш -шатунные шейки второго номинала, коренные-первого; 2КШ - коренные и шатунные шейки второго номинала.

Номер номинала вкладышей шатунных и коренных подшипников указывают на внешней стороне каждой половины вкладыша: на вкладыш первого номинала - 1Н, на вкладыш второго номинала -2Н.

Таблица 1. Размеры номиналов

Диаметр шейки вала, мм
Обозначение номинала коренной шатунной
75,25 68,25
75,00 68,00

При установке вкладышей следует обращать внимание на обозначение размерной группы вкладыша по высоте.

Размеры групп наносят на внутреннюю поверхность усика и обозначают знаком «+» или «-». В один комплект должно быть собрано два вкладыша, один из которых имеет маркировку «+», а другой - маркировку «-» (или оба вкладыша должны быть без обозначения размерной группы).

Повышенный расход картерного масла, интенсивный выход газов из сапуна, стуки, выделение характерного белого дыма - все это признаки изношенности цилиндропоршневой группы кривошипно-шатунного механизма.

При замене деталей цилиндропоршневой группы следует принимать во внимание следующее.

1. Гильзы цилиндров по внутреннему диаметру и поршни по наружному диаметру направляющей части (юбки) сортируются на три размерные группы-Б, С и М.

Их обозначение наносится на верхний бурт гильзы и на днище поршня (табл. 2).

Таблица 2. Характеристики групп

Обозначение группы Диаметр гильзы, мм Диаметр юбки поршня, мм
Б 110 110
С 110 110
М 110 110

2. Поршневые пальцы по наружному диаметру, поршни по диаметру отверстий бобышек и шатуны по внутреннему диаметру втулки верхней головки сортируются на две размерные группы, которые отмечают черной или желтой краской на внутренней поверхности пальца, на бобышке поршня или тавре шатуна ( табл. 3).

В комплект на один дизель поршни, поршневые пальцы и шатуны подбираются одинаковой маркировки (размерности), разница в массе комплекта с поршнями не должна превышать 15 г.

Цвет окраски группы Диаметр поршневого пальца, мм Диаметр втулки шатуна. мм Диаметр отверстия бобышки поршня, мм
Черный 38 38 38
Желтый 38 38 38

3. Как было указано, на каждый поршень надевают верхнее компрессионное кольцо, покрытое по наружной поверхности хромом, два компрессионных конусных кольца и четыре маслосъемных (по два в каждой канавке). На торцевой поверхности конусных колец нанесена метка «верх», которая должна быть обращена к днищу поршня. Маслосъемное кольцо с дренажными окнами на торце устанавливают в верхней части канавки, кольцо без окон - под ним; выточки на наружной поверхности маслосъемных колец должны быть обращены вниз (к юбке поршня).