↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Техническое обслуживание машин
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Учебная практика по эксплуатации машинно-тракторного парка

Не допускается на тракторе при неисправных рулевом управлении, тормозной системе, электроосвещении и сигнализации.

Не разрешается ть на неисправных машинах-орудиях. При появлении неисправности агрегат должен быть остановлен.

Запрещается ть на машинах, если их вращающиеся части не закрыты предохранительными щитами и кожухами.

ть на машинах надо в хорошо заправленной и застегнутой одежде.

Не разрешается находиться в кабине трактора и на участке производства работ лицам, не связанным с выполнением технологического процесса.

При переезде через мосты и плотины необходимо убедиться в возможности проезда и проезжать их на низкой скорости.

При сцепке трактора с машиной-орудием надо устанавливать двигатель на малую частоту вращения, подавать трактор задним ходом и следить за тем, чтобы сцепщик соблюдал правила безопасности.

Использовать тракторы и комбайны общего назначения можно на участках со склоном не более 9°. Необходимо избегать крутых поворотов на склонах.

Пускать агрегат в работу разрешается только по сигналу рабочего, который его обслуживает.

При развороте агрегата нужно следить за тем, чтобы в зоне поворота агрегата не было людей.

Нельзя оставлять агрегат без присмотра в случае остановки, а при стоянке агрегата надо опустить его рабочие органы на землю, после чего остановить двигатель.

Проводить регулировки машин, устранять неисправности и смазывать детали и механизмы разрешается только после остановки трактора. Работы по устранению неисправностей механизма навески и гидросистемы следует проводить при опущенной навесной машине. Нельзя разъединять шланги гидросистемы, если они находятся под давлением.

Во время заправки машин удобрениями или протравленными семенами не разрешается стоять с подветренной стороны.

Устанавливать маркер в рабочее или транспортное положение можно только при остановке агрегата; при этом людям запрещается находиться около маркера.

Нельзя очищать прицепные бороны на ходу, поднимая их руками. Обслуживающий персонал должен иметь приспособления для очистки рабочих органов. Не допускается очистка рабочих органов на движущемся агрегате.

Сеялки и сажалки, допускаемые к эксплуатации, должны иметь исправное сиденье, площадку подножную доску и поручни, а также перила со стороны сеяльщика на высоте 1 м, если к сеялке прицепляются бороны, катки и др. Агрегат должен быть оборудован двухсторонней сигнализацией. Маркеры должны надежно крепиться в транспортном положении.

При пуске пускового двигателя нельзя наматывать шнур на руку и стоять против маховика этого двигателя, если снят защитный кожух.

Перед заправкой топливного бака двигатель надо заглушить или установить на малую частоту вращения. При заправке топливного бака следует применять заправочный пистолет.

Используя этилированный бензин, надо помнить, что он ядовит, и быть особо осторожным.

Не разрешается пользоваться открытым огнем или курить при проверке уровня топлива и заправке топливных баков. Нельзя пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя в холодное время года. Следует периодически очищать выхлопную трубу от нагара. Нельзя допускать загрязнения двигателя и накапливания на нем растительных остатков.

Необходимо следить за состоянием изоляции и надежностью крепления электропроводов. Во время осмотра аккумуляторной батареи нельзя пользоваться открытым огнем. Нужно иметь в виду, что при коротком замыкании клемм батареи проводник сильно нагревается и может быть причиной ожога рук и даже пожара.

При снятии пробки радиатора следует пользоваться рукавицами и повернуться лицом в сторону.

Проводя мойку машины, нельзя направлять струю воды в сторону, где находятся люди, а также оставаться в зоне действия струи. При очистке машины струей сжатого воздуха надо надевать защитные очки и рукавицы.

При мойке деталей бензином, дизельным топливом или моющей жидкостью рекомендуется наносить на руки защитную пасту биологические перчатки, использовать щетки и скребки. Нельзя допускать воспламенения паров топлива и возникновения пожара. Следует избегать вдыхания большого количества паров топлива.

Для обслуживания машины необходимо использовать исправный инструмент и применять его по назначению. Нельзя закладывать различные вставки между зевом ключа и гранью гайки, удлинять один ключ другим.

Разбирать и собирать узлы и механизмы надо при помощи съемников, прессов и других приспособлений, обеспечивающих безопасность работы.

Запрещается проверять совпадение отверстий пальцами, для этой цели используются специальные оправки.

При рубке твердых и хрупких металлов надо пользоваться очками.

Подставлять домкрат под машину нужно так, чтобы не опрокинуть ее. Нельзя подкладывать под домкрат опоры из хрупкого материала. Если часть машины поднята домкратом или гидроцилиндром, то ть под этой частью можно только после того, как под нее будет установлена надежная опора.

Колея трактора «Беларусь» при работе с плугом ПН-3-35 устанавливается равной 1500 мм; при этом стопорный палец передней оси следует установить с правой стороны в 5-е отверстие кулака считая от колеса, с левой стороны — в 3-е отверстие. Ступицу правого заднего колеса установите заподлицо с торцом полуоси, ступицу левого —на расстоянии 100 мм от торца полуоси.

При установке механизма навески симметрично продольной оси трактора смещение равно 0 или смещении механизма вправо от оси на 60 мм оба раскоса следует установить с левой стороны подъемных рычагов, а при смещении на 120 и 150 мм—с правой стороны этих рычагов.

Центральную тягу необходимо установить на верхней оси так, чтобы она располагалась в продольной вертикальной плоскости, симметрично продольным тягам. Подъемный рычаг должен быть разобщен с рычагом штока.

Если плуг присоединяется к трактору Т-150К, то кронштейны присоединительного треугольника надо закрепить на раме плуга в. крайнем левом положении, а при присоединении к трактору Т-150 —в крайнем правом. При такой наладке колёса или гусеница трактора будут располагаться от борозды у тракторов Т-74 и ДТ-75М на расстоянии 100...150 мм, у тракторов Т-150 и Т-150К на расстоянии 230...300 мм.

Гидроцилиндр плуга ПЛП-6-35 присоедините к трубопроводу основного цилиндра трактора. При таком присоединении ПЛУГОМ можно управлять при помощи одного среднего рычага гидрораспределителя.

Установите плуг на регулировочную площадку. Проверьте его комплектность, правильность сборки, подтяните крепления, проверьте правильность установки рабочих органов.

Установите носки лемехов предплужника на расстоянии 250...300 мм от носков лемехов основных корпусов 121.

В зависимости от глубины пахоты 20, 22, 25, 27 и 30 см Предплужники следует устанавливать соответственно на 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е отверстия в стойке отсчет сверху.

Полевой обрез предплужника должен перекрывать полевой обрез основного корпуса не менее чем на 5 мм. Дисковый нож должен выступать от обреза предплужника на 10... 15 мм в сторону необычного поля и на 20...30 мм ниже предплужника. На плуге ПЛН-5-35 при пяти корпусах дисковый нож необходимо установить с левой стороны рамы, при четырех корпусах — с правой внутренней стороны.

Толщина острия лемеха должна составлять не менее 1 мм. Носки лемехов должны располагаться на одной линии.

При пахоте легких почв, а также почв нормальной влажности и средней плотности пальцы подвески плуга ПЛП-6-35 необходимо устанавливать на нижние отверстия кронштейнов присоединительного треугольника плуга, при пахоте сухих или плотных почв — на средние отверстия.

В транспортном положении ограничительные цепи заднего навесного устройства нужно отрегулировать так, чтобы боковое качание оси подвеса было не более 10 мм.

Если к плугу присоединяются кольчато-шпоровый каток или зубовые бороны, то их следует крепить к прицепке, смонтированной на раме плуга.

Перед началом работы поле необходимо разбить на загоны. В зависимости от длины гона ширина загона выбирается по данным,.

Отрегулируйте глубину пахоты отдельными корпусами на выполнение первого прохода свальной борозды см. ниже.

Используя выбранную ширину загона и ширину поворотной полосы, по серединам нечетных загонов расставьте вешки-ориентиры, количество которых зависит от длины гона 122. Ориентируясь по крайним вешкам, выполните контрольные борозды.

Выберите на тракторе какой-либо визир угол или пробку радиатора, фару или др. и при первом рабочем ходе агрегата ведите трактор так, чтобы выбранный визир совпадал с вешкой-ориентиром.

Первые свальные борозды рекомендуется выполнить за четыре прохода плуга. При этом первые два прохода надо пахать вразвал, а. два следующих — в свал 123. Первый проход следует пахать таким образом, чтобы первый корпус полз по поверхности поля, а задний пахал на половину заданной глубины. При втором проходе задний корпус должен пахать ш* З...4см глубже, чем при первом проходе. После первых двух проходов на поле получается развальная борозда шириной в два захвата корпуса.

Третий и четвертый проходы проведите на заданную глубину, при этом первый корпус будет закрывать борозду, открытую при первых двух проходах.

Можно выполнить свальную борозду за 3 прохода плуга, применяя способ отпашки 124. При первом проходе первый корпус ползет по поверхности поля, а последний пашет на заданную глубину. При втором проходе все корпуса пашут на заданную глубину, а трактор надо вести так, чтобы первый корпус засыпал открытую борозду наполовину. При третьем проходе плуг идет, как на обычной пахоте, около полузасыпанной борозды, образуя свальный гребень.

После выполнения свальных борозд отрегулируйте плуг- для работы на загонах. Во время пахоты рама плуга должна быть параллельна поверхности поля, а все корпуса должны пахать на одинаковую глубину. Вначале необходимо вспахать нечетные загоны—1-й,

3-й, 5-й и т. д., а затем приступить к вспашке четных загонов — 2-го, 4-го, 6-го и т. д.

Плуг следует включать в работу в момент, когда предплужник первого корпуса подойдет к контрольной борозде, а выключать в момент, когда последний корпус достигнет контрольной борозды.

Рекомендуемые скорости движения пахотного агрегата с обычными корпусами — 5...8 км/ч, со скоростными 8... 12 км/ч. Этим скоростям соответствуют передачи

125. Способы присоединения культиваторов и сеялок к сцепке: а — шеренговый; б, в, г — эшелонированные.

нужно установить так, чтобы режущая кромка была наклонена к площадке на 2...3°;

проверить сжатие нажимных пружин; оно должно быть одинаковым и находиться в пределах 200...350 Н; при работе на тяжелых почвах, при глубине обработки до 12 см, а также для лап, идущих по следу колес или гусениц, сжатие пружин должно быть увеличено.

При составлении агрегата гидрофицированные культиваторы необходимо присоединять шеренговым способом 125.

Для обеспечения постоянного стыковочного междурядья культиваторы нужно соединить между собой шарнирами.

Присоедините культиваторы к сцепке так, чтобы они располагались симметрично по отношению к центру сцепки.

Соедините выносные цилиндры культиваторов с гидросистемой сцепки, а затем с помощью гибких шлангов— с выводами гидросистемы трактора. Перед выездом опробуйте систему гидроподъема рабочих органов культиваторов.

В случае культивации с одновременным боронованием культиваторы оборудуйте специальным приспособлением КПУ-800, на которое навесьте зубовые бороны БЗС-1 по четыре на каждый культиватор. Бороны присоедините так, чтобы зубья располагались скошенным ребром вперед. Отрегулируйте длину тяг борон, соединяя их с понизителями так, чтобы при любой глубине культивации они были направлены под углом 8... 10° к горизонту, а расстояние от стоек лап до переднего ряда зубьев бороны составляло 500...600 мм. Длину растяжек-цепей отрегулируйте так, чтобы во время работы они слегка провисали.

Перед культивацией необходимо выбрать направление и способ движения, наметить границы поворотных полос, разбить поле на загоны, провести линии первых проходов.

Первую культивацию необходимо проводить поперек направления пахоты или под углом к ней, а повторную — поперек предшествующей. Направление повторной культивации не должно совпадать с направлением посева. Поля с пологими склонами до 5° следует обрабатывать поперек склонов, а поля с большим укло* ном — по горизонталям.

Наиболее рациональный способ движения — челночный, но его целесообразно применять для маневренных агрегатов.

126. Схема движения агрегата перекрытием.

В случае работы на коротких гонах, отсутствии выезда за пределы поля, а также работы с широкозахватным агрегатом следует использовать способ движения

перекрытием 126. Ширину загона при этом способе выбирают равной 10... 16-кратной ширине захвата агрегата с добавлением 20...30 см на перекрытие каждого хода. Предварительно размечают вешками направления движения. Первый ряд вешек следует поставить от края поля на расстоянии, равном половине ширины загона. Расстояния между последующими рядами вешек должны быть равны ширине загона.

При движении по линии вешек следует направлять середину трактора по этой линии. Смежные проходы агрегата нужно выполнять с перекрытием в 20...30 см.

На первых проходах необходимо проверить:

глубину культивации, измеряя ее не менее чем в трех местах на ширине захвата каждого культиватора;

гребнистость поля, измеряя ее поперек направления движения с помощью 10-метрового шнура с привязанной к его концу метровой линейкой; длина профиля гребнистости должна быть не более 10,4 м на 10-метровом участке профиля;

полноту подрезания сорняков, имея в виду, что допускается не более двух сорняков на 10 м2 поля.

Задание 3. Комплектование агрегата и сев зерновых

Агротехнические требования: на заданной глубине с отклонением ±1 см должно находиться не менее 80% семян; огрехи и пересевы не допускаются; отклонение ширины стыковых междурядий от основных у смежных сеялок не должно превышать ±3 см, а у смежных проходов ±5 см; допустимые отклонения норм высева семян ±3%, удобрений ±10%; неравномерность глубины заделки семян и удобрений не должна превышать ±15%; на полях, подверженных ветровой эрозии, должно быть сохранено не менее 60% пожнивных остатков.

Для высева зерновых и зерновых бобовых культур в основном используется сеялка СЗ-3,6 и ее модификации СЗП-3,6; СЗУ-3,6; СЗР-3,6; СЗТ-3,6.

Проверьте на регулировочной площадке комплектность сеялки, правильность сборки и состояние высевающих аппаратов, сошников и механизмов передачи и подъема. Подготовленная сеялка должна удовлетворять следующим техническим условиям:

разность между вылетами рабочей части катушек должна быть не более 1 мм;

зазор между плоскостями клапанов и нижними ребрами должен составлять для мелких семян 1...2 мм, для крупных 8... 10 мм;

передний зазор между лезвиями дисков должен быть не более 1,5 мм;

допустимое отклонение ширины междурядий сошников от конструктивной ширины должно быть в пределах ±5 мм.

Проверьте комплектность сцепки, ее техническое состояние, разметьте места присоединения сеялок и присоедините сеялки к сцепке. Присоединение выполните эшелонированным способом; сеялки СЗП-3,6 целесообразнее присоединить шеренговым способом 125.

Гидроцилиндры сеялок с помощью шлангов и трубок присоедините к гидросистеме трактора, а систему контроля и сигнализации с помощью пучка проводов — к розетке трактора.

Под сницей сцепки установите две зубовые бороны, идущие по следам трактора. Кроме того, у сошников, идущих по этим следам, увеличьте сжатие пружин.

Оборудуйте агрегаты маркерами, а если в агрегате 4 и более сеялок — маркерами и следоуказателями. Установите маркеры на нужный вылет X м, подсчитав его по одной из следующих формул:

при вождении трактора по следам маркеров серединой правого колеса или правым наружным краем гусениц при вождении трактора по следам маркеров поочередно серединами обоих колес или краями гусениц

где — расстояние между крайними сошниками агрегата включает в себя сумму конструктивных захватов сеялок и внутренних стыковых междурядий агрегата; М — конструктивная ширина междурядий сеялки; /—колея трактора расстояние между серединами передних колес или наружными краями гусениц; С —принятый вылет следоуказателей расстояние от оси симметрии трактора до отвеса, направленного по следу маркера.

Если при работе широкозахватного агрегата трактор вести так, чтобы отвесы правого и левого следоуказателей поочередно перемещались по следам маркеров.

Установите высевающие аппараты на требуемую норму высева. Для этого выберите передаточное отношение привода высевающего аппарата и, используя номограмму, по заданной норме высева определите Длину рабочей части катушки 127.

При выборе передаточного отношения следует иметь в виду, что устойчивая норма высева получается при большем открытии катушки, а механизм передачи меньше изнашивается при меньшем передаточном отношении. Передаточное отношение обеспечивается под-» бором сменных шестерен.

Например, требуется определить величину открытия катушек и передаточное отношение при норме высева ржи, равной 190 кг/га. Находим на вертикальной оси номограммы заданную норму и проводим горизонтальную линию до пересечения с графиком «Рожь». По

При высеве удобрений нормальной влажности рычаги опорожнения нужно установить так, чтобы зазор между клапанами и штифтами катушек составлял 8... 10 мм. При высеве удобрений повышенной влажности зазор можно увеличить.

Агрегат, размеров и конфигурации поля на посеве применяют челночный и загонный вразвал, всвал, с перекрытием способы. Челночный способ рекомендуется при работе агрегата, состоящего из одной-двух сеялок, и при длине гона более 200 м, загонный способ всвал или вразвал — при работе широкозахватных агрегатов на прямоугольных полях больших размеров. Способ движения перекрытием, требующий наименьшей ширины поворотной полосы, целесообразно применять на полях квадратной формы при коротких до 200 м гонах и невозможности осуществить поворот за пределами поля.

До начала сева отметьте вешками линию первого прохода и границы поворотных полос. При гоновых способах, кроме того, разметьте границы загонов, принимая ширину загона равной 10...20-кратной ширине захвата агрегата. Пройдя трактором поперек направления сева, отметьте колесами границы поворотных полос. Ширину поворотной полосы можно принять равной 2...3-кратной ширине захвата агрегата для способа движения перекрытием и 3...4-кратной ширине захвата агрегата для остальных способов.

Предварительная установка нормы высева по номограмме является ориентировочной, поэтому при первом проходе агрегата необходимо выполнить контрольное измерение нормы высева. С этой целью в поле нужно доставить для каждой сеялки не менее трех точно взвешенных порций семян. Масса каждой порции составляет 0,1 нормы высева. Засыпьте первые порции в ящики, тщательно выровняйте семена и начните сев от контрольной линии. Во время движения сеяльщик должен непрерывно следить за тем, чтобы высев семян окончился одновременно всеми высевающими аппаратами, и в момент окончания высева подать сигнал об остановке агрегата.

При необходимости откорректируйте норму высева рычагами регуляторов, засыпьте вторые порции и сделайте второй контрольный заезд. После двух-трех заездов норма высева, как правило, устанавливается в соответствии с заданной. По такому же принципу можно выполнить контрольные высевы удобрений.

Проверьте, чтобы в транспортном положении все сошники были на одном уровне и на расстоянии 150 мм от поверхности поля. При необходимости отрегулируйте положение сошников изменением длины винтовых стяжек, соединяющих передний круглый вал подъема с квадратным валом. Пользуясь винтами регуляторов заглубления, установите заданную глубину заделки семян.

Проверьте величину стыковых междурядий между смежными проходами, при необходимости измените вылет маркера или уточните прохождение трактора по маркерной линии.

Рабочая скорость посевного агрегата зависит от состояния поля и может достигать 12 км/ч.

Запрещается делать повороты агрегата с опущенными; сошниками, так как это может вызвать их поломку. Поворачивать агрегат необходимо на пониженных скоростях. При работе много сеялочного агрегата нельзя выполнять крутые повороты, так как это приведет к столкновению сеялок и к их поломкам.

Нельзя перемещать сеялку назад с опущенными сошниками.

Для сева применяют кукурузные навесные комбинированные сеялки СКНК-8, СКНК-6 и СПЧ-6М производства СРР. В таблице 26 даны краткие технические характеристики этих сеялок.

Для высева семян подсолнечника сеялки СКНК-8 и СКНК-6 комплектуют приспособлением СКВ-34, клещевины— СКВ-35А, бахчевых культур — ККВ-42.

Подтяните крепления сеялки, проверьте состояние узлов и механизмов, устраните обнаруженные неисправности, смажьте солидолом трущиеся поверхности деталей.

Установите сошники сеялки на заданную ширину междурядий.

Навесьте сеялку на трактор, соединяя вилки раскосов с продольными тягами через прорези. Проверьте давление в шинах опорных колес, которое должно составлять 0,28...0,30 МПа. Установите агрегат на регулировочную площадку, подложив под опорные и прикатывающие колеса бруски, толщина которых на 3...4 см меньше заданной глубины заделки семян. Изменяя длину центральной тяги, добейтесь горизонтального расположения рамы сеялки. Проверьте, все ли сошники касаются поверхности площади. При необходимости переместите кулису относительно рамы колеса, имея в виду, что перестановка шплинта на одно отверстие в кулисе изменяет глубину хода сошника примерно на 1 см.

При глубине заделки семян, равной 8... 12 см, пружины на штангах закрепите шплинтами на пятых считая снизу отверстиях. По мере уменьшения глубины заделки семян пружины следует закреплять на 4-м, 3-м или 2-м отверстиях.

Для получения заданной нормы высева в цепной передаче секции установите нужную пару звездочек, выбирая ее в соответствии с заданными расстояниями при посеве.

Сеялки высевают только калиброванные семена кукурузы. Для высева шести фракций семян рекомендуются восемь комплектов дисков. Ниже приведены номера дисков и соответствующие номера высеваемых ими фракций.

При подборе дисков следует учесть, что длина ячейки выбранного диска должна быть на 1,0... 1,5 мм больше длины наибольших зерен высеваемой фракции, а глубина ячейки на 0,7... 1,0 мм больше толщины наибольших зерен. Если толщина выбранных дисков меньше 8 мм, то под них необходимо подложить прокладки толщиной 1 или 2 мм.

Установите рукоятки регулировки нормы высева удобрений в соответствии с заданными междурядьем и нормой высева табл. 27.

В таблице приведены ориентировочные нормы для гранулированного суперфосфата влажностью 10%, поэтому необходимо проверить норму опытным путем. Для этого засыпать удобрения в один из аппаратов и, подвязав к его семяпроводам мешочки, прокатить сеялку в рабочем состоянии на расстояние 42 м.

При необходимости измените положение рукоятки и проведите повторную проверку нормы высева. После получения необходимой нормы установите рукоятки остальных аппаратов в нужное положение.

Закрепите на агрегате маркеры и механизм управления ими 129. При опущенных маркерах конец троса 7 от левого маркера заправьте в задний ролик 5, пропустив трос через отверстие в большом шкиве ролика. Выведите конец троса через боковое отверстие на шкив малого диаметра, намотав на него три витка. Конец троса 3 от правого маркера заправьте в передний ролик 4 и намотайте три витка на его шкив. Свободные концы тросов пропустите через закрепленные на тракторе ролики 8 и, натянув тросы, закрепите их концы на стойке навески с помощью зажимов 2. Застопорив с помощью рукоятки 6 храпового механизма ту или иную пару шкивов, оставьте один из маркеров в поднятом положении, а нужный маркер опустите. В дальнейшем поднимайте и опускайте маркеры одновременно с подъемом и опусканием сеялки.

Определите способ вождения трактора и установите необходимый вылет маркеров, подсчитав его по одной из формул, приведенных в задании 3. При пунктирном севе кукурузы делители и клапаны выньте из сошников.

Поверхность засеваемого поля должна быть выровнена, на поле не должно быть борозд, глыб и растительных остатков.

Провесьте вешками линию первого прохода и границы поворотных полос. Если обрез поля непрямолинейный, то при провешивании линии первого прохода необходимо отступить от края поля. Ширину поворотной полосы принять равной трехкратной ширине захвата агрегата. Пройдя трактором по вешкам поперек направления сева, отметьте колесами трактора границы поворотных полос. Способ движения на севе челночный.

На первых проходах агрегата проверьте качество сева, с тем чтобы оно соответствовало агротехническим требованиям. По окончании сева на данном поле засейте поперечными проходами поворотные полосы.

Задание 5. Подготовка агрегата для ухода за посевами сахарной свеклы и на нем

Агротехнические требования: допустимое отклонение от заданной глубины обработки не более 15%; сорные растения в обрабатываемой зоне должны полностью подрезаться; ширина защитной зоны должна быть минимальной и не допускающей повреждений корневой системы культурных растений; допустимое отклонение от заданной нормы внесения удобрений не более 8%; допустимое отклонение от заданной глубины внесения удобрений не более 2 см.

Комплекс основных машин, применяемых для возделывания сахарной свеклы, включает сеялку ССТ-12, культиватор УСМК-5,4 и прореживатель УСМП-5,4. В таблице 28 приведены краткие технические характеристики машин для ухода за посевами сахарной свеклы.

УСМК-5,4А-0,2 с подкормочным оборудованием, легкими посевными боронками и приспособлением для навески борон;

УСМК-5,4 А-03 с подкормочным оборудованием и роторами со шлейфами;

УСМК-5,4 А-04 с защитными дисками, роторами со шлейфами и ротационными батареями.

При подготовке трактора необходимо установить его колею в соответствии с междурядьем; применяемые размеры колеи—.180 и 135 см.

При обработке междурядий шириной 45 см на трактор необходимо установить задние колеса с шинами 9X42'. Продольные тяги навески установите в крайнее нижнее положение и отрегулируйте длину раскосов так, чтобы концевые шарниры тяг находились на высоте 250...260 мм. Если междурядья закрыты ботвой, перед передними колесами или гусеницами трактора необходимо укрепить ботво отделители.

Навесьте культиватор или прореживатель на трактор, соединяя раскосы навесной системы с продольными тягами через прорези в нижней вилке.

Установите агрегат на регулировочную площадку. Подложите под опорные колеса и катки культиватора бруски, толщина которых на 2...4 см меньше заданной глубины обработки. При подготовке прореживателя под колеса нужно поставить бруски толщиной 3...4 см. Подложите под культиватор разметочную доску и установите по ней рабочие органы, начиная от середины агрегата. Лезвия лап при установке должны касаться площадки. Во время установки лапы необходимо слегка приподнимать грядиль до полного выбора зазора в шарнирах.

При подготовке прореживателя к работе его секции следует расставить по ширине междурядий. Закрепите ножи на режущей головке прореживателя согласно принятой схеме прореживания табл. 29. В зависимости от направления вращения головки ставятся правые или левые ножи. Режущим лезвием ножи должны стоять по направлению вращения головки и носком должны быть направлены вперед по движению. При помощи винтового механизма опустите режущие головки так, чтобы ножи касались площадки. Стабилизирующие пружины секций натяните с одинаковым усилием.

В зависимости от засоренности полей, от густоты и равномерности всходов применяют следующие схемы механизированного формирования густоты всходов букетировки.

I. На чистых полях с равномерными всходами при 15...20 растениях на 1 м целесообразно применять схемы, при которых вырез и букет изменяются от 50 до 150 мм и сочетаются в этих пределах в нескольких вариантах табл. 29.

130. Схемы расстановки рабочих органов 12-рядного свекловичного культиватора:

а — бритвы, стрельчатые плоскорежущие лапы и ротационные батареи; б — бритвы и подкормочные кожи.

Эти схемы наиболее эффективно выполняются с помощью прореживателя УСМК-5,4. Кроме того, прореживатель целесообразно применять после букетировки поля для описанных ниже схем 2 и 3.

2. На засоренных полях при равномерных всходах более 18 растений на i м следует применять поперечное прореживание, применяя схему 27+18 см вырез + букет.

При более густых всходах нужно применить схему 30+15 см, а при неравномерных всходах — схему 25+20 см.

Для лучшего подрезания лишних всходов свеклы, полного уничтожения сорняков и хорошего рыхления почвы на каждую секцию рабочих органов культиватора необходимо установить две бритвы и плоскорежущую стрельчатую лапу, а по букетам направить ротационную батарею 130, а. При такой схеме букетировки плоскорежущими лапами нарезается 49,3 тыс. гнезд на 1 га. Оставляя после проверки в каждом гнезде 2...3 растения, можно обеспечить к уборке густоту корней в пределах 95... 100 тыс. на гектаре.

3. На очень засоренных полях рекомендуются схемы 30+25 см и 35 + 35 см. При продольной междурядной обработке можно применить те же схемы расстановки рабочих органов, что и при поперечной букетировке. Одновременно следует провести подкормку с междурядной обработкой, для чего на каждую секцию поставить подкормочный нож и две бритвы захватом 85 и 150 мм 130, б.

В поле при первом проходе агрегата необходимо проверить правильность расстановки рабочих органов по ширине захвата и по глубине их хода. При заездах в рядки трактор нужно направлять так, чтобы проход культиватора или прореживателя совпадал с проходом сеялки. При поперечной и продольной обработках агрегат движется челночным способом. При поперечной букетировке линию первого прохода надо провесить вешками, а для точного выполнения стыковых междурядий пользоваться маркерами.

Задание 6. Подготовка комбайна «Колос» к работе

Снятие комбайна с хранения. Снимите чехлы обертки, пробки и заглушки, установленные на период хранения. Удалите консервациоиную смазку с поверхностей деталей.

Вымойте дизельным топливом консервациоиную смазку из каналов топливного насоса и подкачивающего насоса. Слейте отстой из топливных фильтров.

Установите на комбайн снятые при хранении узлы, приборы и детали.

Накачайте шины до установленных норм давления см. работу 4. Снимите комбайн с подставок.

Пустите и прогрейте двигатель, проверьте работу контрольных приборов.

Подготовка жатки. Для уборки высокостебельных хлебов мотовило отодвиньте назад, граблины в нижней точке мотовила наклоните вперед на 15°, а деревянные лопасти опустите в нижнее положение. Для уборки нормального хлебостоя мотовило установите в среднее положение, граблины поставьте радиально, а лопасти закрепите так, чтобы они не закрывали концы пальцев. Для уборки полеглых короткостебельных и средкестебельных хлебов мотовило вынесите максимально вперед, граблины отведите назад на 15°; при уборке полеглых длинностебельных хлебов граблины отведите назад на 30° и снимите лопасти.

131. Схема регулировки положения соединительного звена: а — нож в среднем положении; б — нож в крайнем положении.

Зазор между днищем и шнеком при уборке короткостебельных хлебов должен быть минимальным —■ 6...8 мм, при уборке высокоурожайных хлебов и при подборе валков — не менее 20 мм.

Зазор между сегментами и вкладышами ножа должен составлять 0,3... 1,5 мм, между прижимами и сегментами— не. более 0,5 мм. В крайних положениях сегментов несовпадение их осей с осями пальцев не должно быть более 5 мм.

Отклонения оси соединительного звена от оси ножа в крайнем и среднем положениях ножа должны быть одинаковыми 131.

Зазор между планками наклонного транспортера и днищем наклонной камеры должен быть в пределах о... 10 мм. Натяжение транспортера отрегулировано правильно, если пружины сжаты до размера 87...92 мм, а запас на сжатие равен 12... 15 мм. Пружины механизма уравновешивания следует натягивать так, чтобы давление башмаков на почву составляло 0,25...0,30 кН.

Подготовка молотилки и копнителя. При обмолоте Длинно стебельных и пере увлажненных зерновых культур промежуточный битер комбайна СК-6-11 установите

135. Предохранительная муфта колосового шнека:

При молотилке вращайте маховичок регулятора частоты вращения вентилятора против часовой стрелки до получения минимальной частоты вращения. При этом подвижный средний диск вариатора должен сдвинуться до упора в передний диск, а выступ-стрелка должна установиться на деление «430» 133.

Вращая маховички по часовой стрелке, полностью закройте жалюзи. При этом деление «0» шкалы должно установиться у стенки щита 134.

Сигнализаторы предохранительных муфт зернового и большого колосового шнеков должны быть установлены так, чтобы зазор между рычажком и ступицей шкива составлял 2±0,5 мм 135. Конец рычажка сигнализатора муфт должен иметь ход, равный 2,5...3,5 мм. Ход конца рычажка сигнализатора бункера регулируется на размеры 4,5...5,5 мм.

При включенном положении кулачковой муфты выгрузочного шнека зазор между зубьями и впадинами должен быть не более 2 мм.

Лоток соломонабивателя должен быть установлен так, чтобы зазоры между клавишами соломотряса и передней кромкой лотка составляли 5...10 мм. Днище копнителя следует устанавливать так, чтобы верхняя кромка его переднего бруса располагалась на 10...40 мм ниже края лотка половонабивателя.

Механизм открытия заднего клапана копнителя должен обеспечивать четкую работу гидроцилиндров. При закрытии заднего клапана копнителя обойма штока должна нажимать на включатель, и лампочка в кабине должна гаснуть.

Натяжение цепей и ремней должно соответствовать нормам; предохранительные муфты должны быть отрегулированы на максимальные крутящие моменты см. работу 4.

Подготовка гидросистемы и ходовой части. Монтаж маслопроводов гидросистемы должен быть выполнен с соблюдением следующих условий: шланги не должны иметь скручиваний; минимальный допустимый радиус изгиба шлангов среднего давления равен 50 мм, шлангов высокого давления — 130 мм.

При ющем двигателе проверьте работу цилиндров гидросистемы и их герметичность; обнаруженные неисправности устраните.

Регулировки вариатора ходовой части должны удовлетворять следующим условиям. При попеременном переводе блока шкивов в крайние положения ремень на большем диаметре должен устанавливаться заподлицо со шкивом, а рычаг — упираться в регулировочный винт 136. Натяжение ремней должно соответствовать нормам см. работу 4; при проверке натяжения блок шкивов должен быть установлен в крайнее верхнее положение. Перекос шкивов, если таковой обнаружен, устраняется регулировочными гайками.

Регулировки сцепления ходовой части и механизма переключения коробки передач должны удовлетворять следующим условиям. Свободный ход педали должен быть равен 25...35 мм, что соответствует зазору 1,5...2,5 мм между регулировочным винтом упорного рычага и рычагом валика выключения. При проверке этого зазора нажмите отверткой на рычаг валика выключения до упора выжимного подшипника в отжимные рычажки 137. В исходном положении упорного рычага поршень должен прилегать к днищу гидроцилиндра; это положение достигается регулировкой длины тяги поршня. Педаль сцепления в исходном положении должна прижиматься к площадке, а при выключенном сцеплении не должна западать; эти положения достигаются регулировкой сжатия пружин педали.

Длина тяг механизма переключения передач должна быть отрегулирована так, чтобы при нейтральном положении рычага пазы в кулисах находились один против другого.

Длина тяги механизма блокировки должна быть отрегулирована так, чтобы выполнялось беспрепятственное переключение передач.

Регулировки тормозов должны удовлетворять следующим условиям. Зазор между лентой и шкивом стояночного тормоза должен быть одинаковым по всей окружности и равен 1 мм. Оттянутая до отказа вверх рукоятка должна фиксироваться на 10... 12-й прорези считая от рукоятки. Педаль ножного тормоза должна иметь свободный ход в пределах 25...35 мм. Если педаль «проваливается», то в систему попал воздух. Б таком случае необходимо проверить уровень жидкости в бачке и удалить воздух из системы. Если после удаления воздуха ход педали превышает допустимую величину, необходимо снять ведущие колеса и замерить щупом зазоры по концам тормозных колодок. Если зазоры больше 0,2 мм, необходимо уменьшить их, вращая отверткой колпачковую гайку. Если после устранения всех предыдущих неисправностей ход педали по-прежнему больше допустимого, то нужно увеличить длину толкателя главного тормозного цилиндра.

Конические подшипники управляемых колес регулируются на беззазорное состояние так, чтобы при сильном толчке шины рукой колесо сделало не менее 8 оборотов.

Сходимость колес должна составлять 1,5...3,0 мм.

138. Способы движения комбайна:

Подготовка поля к работе. Подготовка поля к работе включает в себя выявление препятствий, разбивку поля на загоны, проведение обкосов и прокосов, подготовку поворотных полос.

Препятствия выявляют за 1,5...2 месяца до уборки и отмечают их вешками.

Гоновый способ движения 138, а применяют на прямоугольных участках с длиной гона более 100 м. Загоны рекомендуется нарезать вдоль пахоты. Ширину загона выбирают в зависимости от длины гона.

Поля с малой длиной гона или неправильной формы убирают вкруговую, применяя на углах различные виды поворотов 138, б, в.

Если поле можно разбить на загоны правильной прямоугольной формы, то рекомендуется прокосить загоны по диагонали, а затем убирать их вкруговую 138, г.

При уборке полеглых хлебов в зависимости от степени полеглости и состояния хлебостоя комбайн направляют против полеглости, по полеглости и под углом 40...50° к полеглости. При подборе валков комбайн направляют так, чтобы стебли двигались на подборщик колосом вперед.

Способы устранения потерь и контроль качества уборки. Комбайнер должен задать и поддерживать наиболее выгодный для данных условий режим работы комбайна. Он должен непрерывно выполнять следующее:

внимательно осматривать полосу хлебостоя, расположенную впереди режущего аппарата на расстоянии 5... 15 м;

наблюдать за работой мотовила и шнека жатки при прямой уборке или же за равномерным подбором валка при раздельной уборке;

наблюдать за показаниями сигнализаторов и указателей на щитках приборов;

прислушиваться к шуму механизмов и своевременно улавливать отклонения в их работе повышенные шумы, стуки и др.;

Периодически проверять качество обмолота, величину потерь свободным зерном и не обмолоченными колосьями, степень засорения и дробления зерна, поступающего в бункер.

В случае отклонений от нормальной работы механизмов молотилки необходимо их устранять в соответствии со следующими рекомендациями.

При недомолоте в соломе необходимо уменьшить зазоры во втором молотильном устройстве; если это не помогает, то увеличить частоту вращения второго барабана, не допуская при этом дробления зерна.

Попадание не обмолоченных колосков в полову можно устранить, увеличив открытие жалюзи удлинителя верхнего решета.

Если в бункере появляются дробленые зерна, то необходимо увеличить зазоры во втором молотильном устройстве. Если это не помогает, нужно уменьшить частоту вращения второго барабана.

В случае одновременного дробления зерна и попадания "недомолоченных колосьев в солому и полову следует проверить равномерность зазора в молотильных устройствах по всей длине планок деки.

При обнаружении в полове полноценного зерна необходимо поочередно выполнить следующие регулировки, проверяя после каждой работу очистки:

увеличить открытие жалюзи верхнего решета и его удлинителя;

увеличить угол наклона удлинителя так, чтобы это не привело к задержке массы на удлинителе;

увеличить частоту вращения вентилятора, проверяя, чтобы не было выноса щуплого зерна в полову.

Попадание в колосовой шнек большого количества легких соломистых примесей устраняется изменением положения скатной доски и выдвижного щитка колосового шнека так, чтобы зазор между щитком и удлинителем составил 15...20 мм.

При появлении за соломотрясом потерь свободного зерна необходимо увеличить зазоры во втором молотильном устройстве; если этого недостаточно, то надо уменьшить частоту вращения второго барабана или выполнить те же регулировки для первого молотильного устройства, проверяя, чтобы это не привело к недомолоту в соломе.

В случае появления в бункере засоренного зерна необходимо прикрыть жалюзи нижнего решета. Если это не помогает, нужно увеличить частоту вращения вентилятора, проверяя, чтобы не увеличился сход зерна в колосовой шнек. Если указанные регулировки приведут к увеличению потерь свободного зерна в полове, то нужно уменьшить скорость движения комбайна.

Качество уборочных работ оценивают по суммарным потерям зерна за жаткой и молотилкой, по дроблению зерна, по засоренности бункерного зерна, по высоте стерни и по укладке копен соломы.

Признаками неблагоприятной уборки являются влажность хлебной массы менее 10 и более 20%, сильно полеглые хлеба, изреженные, низкорослые или сильно засоренные посевы, неравномерно созревшие хлеба или хлебостой с многоярусным расположением колосьев, затянувшаяся дождливая погода в период уборки, уборка на склонах.

Дробление и обрушивание зерна не должно превышать 2 % при уборке колосовых культур, 3 % при уборке крупяных и зерновых бобовых культур, 5 % при уборке риса. Засоренность зерна в бункере при прямой уборке в благоприятных условиях не должна превышать 3 %.

Смыть маслянистые загрязнения струей горячей воды с помощью водоструйного очистителя ОМ-5285 или пароводоструйного очистителя ОМ-3360.

При необходимости выполнить дополнительные операции периодического технического обслуживания, проводимые через 240 ч работы см. работу 4.

Слить поочередно в чистые бачки масло из картера двигателя, редукторов пускового двигателя, картера моста ведущих колес и бака гидросистемы. Если масло подлежит замене, то нужно подготовить свежее масло, добавив в него 3...5 % предварительно подогретого до 50...70°С ингибитора АКОР-1, и залить в картеры и бак. Пустить двигатель и, пользуясь органами управления, 'подвести ингибированное масло ко всем деталям в гидроцилиндры, к валам, подшипникам, шестерням и др.. Втянуть штоки гидроцилиндров.

Выполнить без разборное диагностирование генератора, реле-регулятора, стартера, топливного насоса, проверить угол начала подачи топлива для двигателя СМД-64 он составляет 26...280. Удалить топливо из топливного и подкачивающего насосов, заполнить каналы свежим ингибироваиным моторным маслом 10 % ингибитора АКОР-1.

Снять форсунки, проверить их на качество распыла и давление впрыска, которое должно быть равно 17,5...18 МПа.

Заполнить форсунки под давлением свежим ингибироваиным моторным маслом. Залить в форсуночные отверстия по 70...80 г этого масла, провернуть коленчатый вал на 5...6 оборотов и поставить форсунки на место.

Залить в свечное отверстие пускового двигателя 40...50 г ингибированного масла, провернуть на несколько оборотов коленчатый вал.

Слить воду из системы охлаждения.

После наработки комбайном 700... 1000 ч заменить фильтрующие элементы обеих ступеней фильтра тонкой очистки топлива и промыть полости корпусов.

Снять, очистить и промыть втулочно-роликовые цепи, проварить их в течение 20 мин в моторном масле и сдать на склад при хранении комбайна под навесом установить цепи на комбайн.

Снять ремни, промыть их в теплой мыльной водэ. 139, просушить, припудрить тальком и сдать на склад. Разрешается оставить на комбайне ремни вариатора скорости движения, ослабив их натяжение и обернув влагозащитной бумагой.

Снять нож, смазать его защитной смазкой, сдать на склад. Сдать аккумуляторную батарею на специализированный участок хранения.

Снять деревянные подшипники мотовила, соломо и половонабивателя, проварить их в масле и поставить на место.

Окрасить наружные нерабочие поверхности, имеющие нарушенное окрасочное покрытие. Для этой цели можно использовать грунтовки ФЛ-ОЗК, ПФ-046 и др.

С последующим нанесением од-ного-двух слоев эмали АС-182, МЛ-152 и др. Для нанесения грунтовки и эмали рекомендуются пневматические краскораспылители КРУ-1, КР-10, 0-31А, 0-45, СО-72 или установки для безвоздушного распыления без нагрева наносимого материала УБРХ-1М, «Радуга-IB», «Факел-3».

139. Ванна для промывки ремней;

Нанести консервационную смазку на выступающие части штоков гидроцилиндров, золотников распределителя, валиков переключения передач, на звездочки, на шкивы, на поверхности молотильного устройства, битеров, скатных досок и на другие рабочие поверхности. При хранении комбайна на открытой площадке для таких покрытий рекомендуются смазки ПВК, СХК, НГ-204 и 10...30%-ный раствор петролатума в отнном моторном масле, при хранении комбайна под навесом — смазки К-17, НГ-203А и НГ-208. Кроме того, при закрытом и открытом хранении можно применять микровосковые покрытия «Глобо», «Экспро-тект», ПЭВ-74 и др.

Для нанесения покрытий служат кисть, пневматический ранцевый опрыскиватель ОРП-В, установка 183М, агрегат АКЭ-50 и оборудование, применяемое для окраски.

Протереть насухо и покрыть светозащитным составом алюминиевой краской, мелоказеиновым составом шланги гидросистемы.

Слить дизельное топливо из бака и с помощью распыливающего приспособления нанести на внутренние стенки бака консервационный состав смесь дизельного топлива с 30% присадки АКОР-1. Загерметизировать топливный бак и бак гидросистемы.

Закрыть двигатель колпаком, обшитым влагозащитным материалом. Кроме того, для укрытия двигателя можно использовать чехол, изготовленный из полиэтиленовой пленки.

Установить комбайн на подставки. Снизить давление воздуха в шинах до 0,15...0,16 МПа. Покрыть шины светозащитным составом при хранении шин под навесом эту операцию выполнять не нужно.