↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Техническое обслуживание машин
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Диагностирование гидросистемы трактора МТЗ-50

Цель работы. Изучить расположение маслопроводов и правила пользования рукоятками гидросистемы, изучить устройство и использование прибора ДР-70, провести диагностирование узлов гидросистемы и сделать выводы о состоянии агрегатов и узлов гидросистемы.

Объяснить по схемам пути движения масла на различных режимах диагностирования гидросистемы.

Оборудование рабочего места. Трактор МТЗ-50 или МТЗ-82*; дроссель-расходомер ДР-70 КИ-1097Б; устройство для проверки гидросистемы КИ-5473; тахометр ИО-30 или часового типа ТЧ-10Р.

Порядок выполнения работы. Предварительно, при подготовке к уроку, изучить устройство и принцип работы раздельно-агрегатной гидросистемы трактора 4.

* При отсутствии этих тракторов можно использовать другие тракторы.

80. Приспособления для диагностирования гидросистемы:

а — вентиль, 6 — наконечник; в — тройник; 1 — гайка; 2 — шток.

С целью устранения потерь масла и во избежание потерь времени на излишние операции необходимо:

отвернуть от распределителя болт поворотного угольника нагнетательного маслопровода слева по ходу трактора и завернуть вместо него устройство КИ-5473; если такого устройства нет, его можно заменить вентилем 80, а, изготовленным из деталей комбайна СК-4 80;

соединить наконечник 80, б с манометром пределы измерения 0...0,6 МПа;

установить тройник 80, в в разъеме запорных клапанов правого по ходу шланга основного гидроцилиндра;

в заливную горловину бака гидросистемы вставить отрезок стального трубопровода для присоединения к нему шланга и трубчатое гнездо для термометра;

прикрепить прибор с помощью струбцины к полу кабины с левой стороны трактора.

Установка приборов и приспособлений показана на рисунке 81.

Характерные неисправности. Загрязнение основного фильтра гидросистемы способствует ускоренному износу деталей насоса, распределителя и гидроцилиндра.

В случае износа насоса гидросистемы навешенное орудие не поднимается или поднимается слишком медленно; кроме того, сильно нагревается корпус насоса.

При износе в распределителе золотников и их отверстий навешенное орудие не удерживается в транспортном положении.

Навешенное орудие не поднимается вследствие износа перепускного клапана, неисправности запорного устройства или заклинивания клапана ограничения хода поршня.

При нарушении регулировок предохранительного клапана и клапанов автоматического возврата золотников, а также забивании грязью калиброванных отверстий и фильтров золотников рукоятки распределителя не возвращаются автоматически в положение «нейтрально».

Назначение, устройство и принцип работы прибора ДР-70. В процессе работы гидросистемы детали ее агрегатов изнашиваются, увеличиваются отдельные зазоры в сопряжениях трущихся деталей, снижается упругость пружин клапанов и нарушается герметичность клапанов. Износы и неисправности влияют на эксплуатационные показатели гидросистемы: время подъема, величину транспортной усадки, расход масла и надежность работы механизма управления. Поэтому для определения запаса работоспособности гидросистемы и своевременной замены изношенных агрегатов необходимо проверять ее техническое состояние в процессе эксплуатации. Такая проверка проводится во время ТО-3, при подготовке трактора к работе после длительного хранения, а также при появлении неисправности в процессе эксплуатации гидросистемы. В первом случае проверяют техническое состояние всех агрегатов гидросистемы, во втором и третьем — лишь отдельные из них.

Излишняя разборка и сборка уменьшают срок службы гидросистемы. Для безразборной проверки гидросистемы применяется дроссель-расходомер ДР-70. Он состоит из следующих основных узлов: корпуса 1 82, рукоятки 7 с лимбом и шкалой расхода и манометра 12.

82. Дроссель-расходомер ДР-70 КИ-1097:

Внутри корпуса 1 устанавливается гильза 2 с дросселирующей щелью длиной 10 мм и шириной 1,8 мм. Торец плунжера 3 выполнен в виде спирали с шагом 14 мм. При повертывании рукоятки 7 кромка спирали постепенно перекрывает щель гильзы. С уменьшением площади сечения щели в нагнетательном канале создается давление масла, которое замеряется манометром. Стержень 6 соединяет рукоятку с плунжером 3 и лимбом 8, на котором нанесена шкала расхода масла в л/мин, проходящего через сечение щели гильзы при давлении перед дросселем 10 МПа. Уплотнительные прокладки и кольца 5, 10, 11, 13 устанавливаются для устранения подтеканий масла в приборе. Для предотвращения поломок манометра при резких изменениях давления предусмотрен демпфер 14.

На приборе закреплены два шланга: нагнетательный шланг присоединен по оси прибора, сливной шланг — сбоку.

Пределы измерения расхода масла при давлении 10 МПа — от 10 до 70 л/мин. Цена деления шкалы расхода— 5 л/мин. Максимальная погрешность измерений расходов при температуре 50=fc5°C — 5%. Максимально допустимое давление в сливной магистрали прибора — 0,5 МПа.

Приборы марки ДР-70 выпускаются заводом со шкалой расходов, действительной только для масла МЮБг ДС-11 при температуре 50±5°С и давлении перед дросселем 10 МПа. Для замеров расходов других масел, вязкость которых выходит за пределы 40...80 сСт при 50±5°С, необходимо протарировать шкалу расходов, установив прибор на универсальный стенд КИ-4200.

Положение рукоятки прибора если смотреть 83. схема управления гидронасоса торец рукоятки «от- системой трактора МТЗ-50. крыто» соответствует повороту ее против часовой стрелки до упора, «закрыто» — по часовой стрелке до упора.

Определение состояния гидросистемы. Пустить двигатель и при средней частоте вращения провести несколько подъемов и опусканий навески. Механизм должен подниматься плавно и сразу же после установки рукоятки распределителя в положение «подъем»

83. Если механизм навески не поднимается и не опускается, нужно проверить состояние запорных устройств. Проверка проводится при переменном переключении рукоятки золотника в положения «подъем» и «опускание». Потеря гибкости какого-либо шланга указывает на залегание шарика запорного устройства.

Проверить герметичность системы при максимальной частоте вращения коленчатого вала. Для этого установить рукоятку золотника основного цилиндра в положение «подъем», удерживать ее в таком положении не более 1 мин и проверить места возможной утечки масла. Для проверки усилия, развиваемого гидроцилиндром, и усадки штока гидроцилиндра используется стенд КИ-8927.

Проверка основного фильтра гидросистемы 84. Необходимо помнить, что при ющем двигателе и включенном насосе категорически запрещается устанавливать рукоятки гидросистемы и вентили в какие-либо другие положения, кроме указанных в руководстве.

Присоедините нагнетательный шланг прибора к вентилю, закрепленному на распределителе, а сливной шланг — к трубке, вставленной в заливную горловину бака.

Полностью откройте вентиль.

Включите насос гидросистемы и ВОМ рукоятку насоса сместить вверх, рукоятку ВОМ — назад.

Установите рукоятку прибора в положение «открыто».

Выберите удобный для присоединения манометра запорный клапан трубопровода одного из выносных цилиндров, установите рукоятку золотника этого цилиндра в положение «подъем».

Пустите двигатель, установите его на среднюю частоту вращения и прогрейте масло в гидросистеме, создавая дросселем давление 5...7 МПа 50...70 кгс/см2, температуру масла доведите до 50±5°С.

Переведите рукоятку в положение «плавающее».

Установите рукоятку прибора в положение «закрыто».

84. Схема проверки основного фильтра гидросистемы.

На несколько секунд присоедините манометр с пределом измерений 0...0,6 МПа к запорному клапану трубопровода. Если давление окажется ниже 0,1 МПа, то это указывает на неисправность масляного фильтра. Если оно выше 0,25 МПа, то это свидетельствует о недопустимом загрязнении фильтра. По окончании проверки остановите двигатель и установите рукоятку в положение «нейтрально».

Определение подачи насоса 85. Полностью закройте вентиль на распределителе.

Установите рукоятку прибора в положение «открыто».

Пустите двигатель, установите его на среднюю частоту вращения и при необходимости прогрейте масло в гидросистеме до температуры 50±5°С.

Поворачивая рукоятку прибора, на 1...2 с доведите давление до 15 МПа. Если насос не обеспечивает такого давления, то он непригоден для эксплуатации.

Установите рукоятку прибора в положение «открыто».

Установите двигатель на номинальную частоту вращения табл. 16 и проверьте ее тахометром, присоединенным к валу отбора мощности.

Создайте давление 10 МПа и остановите двигатель. Определите по шкале прибора подачу насоса. Если она окажется меньше допустимой табл. 16, то насос подлежит ремонту. "

Проверка распределителя. Проверка утечки масла в распределителе 86. Отверните на 2...3 оборота рукоятку вентиля на распределителе.

Установите рукоятку прибора в положение «открыто».

Установите одну из рукояток распределителя в положение «подъем».

Пустите двигатель, проверьте температуру масла, при необходимости подогрейте его до температуры 50+5°С. Установите двигатель на номинальную частоту вращения, замеряя ее так же, как и при предыдущей проверке.

Поворотом рукоятки дросселя установите по манометру давление 10 МПа и остановите двигатель.

По шкале прибора определите расход масла, протекающего через прибор. Если утечка масла разность между производительностью насоса и расходом масла, протекающего через прибор более 5 л/мин, то это свидетельствует о неисправности распределителя

повышенные зазоры между золотниками и корпусом, не плотность в клапанах и т. д..

Проверка работы перепускного клапана 87. Полностью откройте вентиль.

Убедитесь в том, что все рукоятки находятся в положении «нейтрально».

Пустите двигатель и установите его на среднюю частоту вращения.

Прижмите рукой к запорному клапану вентиля манометр со шкалой 0...0,6 МПа и определите давление в системе. Если оно больше 0,5 МПа, то это указывает на заедание и неполное открытие перепускного клапана.

86. Схема утечки масла в распределителе.

Установите одну из рукояток распределителя в положение «подъем» и полностью закройте дроссель прибора. Если при этом давление по манометру прибора больше 10 МПа, то это свидетельствует о герметичности перепускного клапана, если же оно меньше 10 МПа, то клапан негерметичен.

Проверка давления срабатывания предохранительного клапана 88. Установите одну из рукояток распределителя в положение «подъем» и держите ее рукой в этом положении.

Рукоятку прибора установите в положение «закрыто». При этом давление в нагнетательном шланге повысится, сет предохранительный клапан и манометр покажет давление, на которое отрегулирован клапан. Нормальное давление срабатывания предохранительного клапана должно составлять 13...13,5 МПа. Если давление по манометру выше 14 МПа или ниже 12,5 МПа, то клапан необходимо отрегулировать.

Проверка давления срабатывания автоматов золотников

89. Установите рукоятку прибора в положение «открыто».

Установите одну из рукояток распределителя в положение «подъем».

Следите за показаниями манометра и медленно вращайте рукоятку дросселя по часовой стрелке. В момент срабатывания автомата стрелка манометра устанавливается на наибольшее давление, а затем давление резко падает. При этом рукоятка становится в положение «нейтрально». Наибольшее давление считают давлением срабатывания автомата.

Для снятия более точных показаний давления проверку можно повторить 2...3 раза. В таком же порядке следует проверять давления срабатывания автоматов остальных двух золотников. Если при проверке какой-либо автомат не срабатывает и давление при этом не превышает 12,5 МПа, то это значит, что давление выше замеренного и преждевременно срабатывает разрегулированный предохранительный клапан. Измеренное при этом давление является давлением срабатывания не автомата золотника, а предохранительного клапана. Кроме того, причиной несрабатывания автомата золотника может быть забивание грязью фильтра золотника и калиброванного отверстия гнезда клапана 89.

Давление срабатывания автоматов золотников должно составлять 11,0...12,5 МПа. Если оно выходит за эти пределы, то нужно отрегулировать клапан золотника. По окончании проверки остановите двигатель.

Проверка основного силового цилиндра тракторов подъем навесной машины происходит при выдвигающемся штоке поршня. В транспортном положении навесного орудия у таких гидросистем при нарушении герметичности поршня в гидроцилиндре резко повышается давление в обеих полостях гидроцилиндра, что может быть причиной разрыва шлангов. Поэтому важно своевременно обнаружить и устранить эту неисправность. & Проверка проводится при прежнем подключении шлангов прибора.

Установите подвижный упор на штоке поршня в крайнее положение, приблизив его к вилке.

90. Схема проверки основного силового цилиндра.

Пустите двигатель, установите его на среднюю частоту вращения. Поставьте рукоятку прибора в положение «открыто», а рукоятку золотника основного цилиндра в положение «подъем» и ждите окончания хода поршня.

Разъедините запорное устройство левого по ходу маслопровода основного цилиндра, поднимите вверх конец шланга и нажмите стержнем на шарик запорного клапана. Рукояткой дросселя создайте в систем» давление 10 МПа. Если за 1 мин вытечет более 10 см3 масла, то цилиндр подлежит ремонту. Установите рукоятку золотника в нейтральное положение и присоедините шланг. Если установить поршень в среднее положение и подвести подвижный упор к клапану ограничения хода поршня, то таким же способом можно проверить герметичность этого клапана.

По окончании проверки остановите двигатель.

Проверка гидроувеличителя сцепного веса. ГСВ. Эксплуатационные неисправности. В процессе эксплуатации ГСВ могут возникнуть следующие неисправности.

1. Самопроизвольный возврат рукоятки в положение «ГСВ выключен». Для устранения неисправности нужно вынуть из корпуса и повернуть обойму фиксатора. Если самовозврат рукоятки возникает при усадке пружины гидроаккумулятора, то необходимо заменить пружину или снизить давление подпора.

2. Орудие не удерживается в транспортном состоянии при положении рукоятки «заперто» или «ГСВ включен». Причина самопроизвольного опускания в положении «заперто» — повышенная утечка масла по запорному клапану; устранять ее следует притиркой клапана по гнезду корпуса, или промывкой в случае его загрязнения. При износе пары корпус — ползун также возникает самопроизвольное опускание в положении «ГСВ включен»; в этом случае ГСВ подлежит ремонту.

3. Повышенное изменение давления подпора, не позволяющее обеспечить постоянную глубину обработки почвы. Оно возникает при загрязнении калиброванного перепускного отверстия золотника. Для устранения неисправности необходимо снять и промыть золотник.

4. Повышенный нагрев масла при работе с включенным ГСВ. Причина нагрева — повышенная утечка масла из гидроаккумулятора вследствие потери герметичности посадки обратного или предохранительного клапана. В положении маховичка «максимальное давление» давление подпора значительно меньше 2,5 МПа, что вызывает повышенное буксование ведущих колес трактора. Причинами неисправности являются заедание золотника в корпусе, заедание большого плунжера в золотнике, поломка или усадка пружины золотника.

Проверка давления подпора 91. Вентиль на распределителе должен быть полностью открыт, рукоятка прибора установлена в положение «закрыто».

Присоедините к правому шлангу основного цилиндра манометр с пределом измерений 0...10 МПа, используя тройник см. 80, в.

Установите рукоятку ГСВ в положение «включен».

Установите рукоятку основного цилиндра в положение «подъем».

Поверните маховичок по часовой стрелке до упора.

Пустите двигатель и установите его на среднюю частоту вращения.

ГСВ обладает определенной степенью нечувствительности, поэтому при любом режиме регулирования давление поочередно то возрастает, то снижается. С учетом этой особенности работы ГСВ минимальное давление подпора может колебаться в пределах 0,8...1,2 МПа.

Отворачивайте маховичок против часовой стрелки, при этом давление подпора будет увеличиваться. В положении, когда маховичок отвернут до упора, давление подпора достигает максимального значения и, учитывая определенную нечувствительность ГСВ, может колебаться в пределах 2,6...3,1 МПа. Если минимальное давление подпора меньше 0,8 МПа и по мере отвертывания маховичка не повышается, то это указывает на заедание большого плунжера в золотнике, на заедание золотника или на поломку пружины золотника. Если максимальное давление подпора меньше 2,6 МПа, а минимальное меньше 0,8 МПа, то это указывает на усадку пружины золотника.

Проверка давления срабатывания предохранительного клапана 92. Рукоятки гидросистемы должны находиться в том положении, что и при предыдущей проверке.

Установите двигатель на самую малую частоту вращения. Переведите рукоятку золотника в положение «опускание». При этом масло из основного цилиндра будет перетекать в гидроаккумулятор, давление в нем повысится и сет предохранительный клапан. Давление срабатывания предохранительного клапана должно быть выше максимального давления подпора на 0,8...2,0 МПа, т. е. должно составлять 3,4...5,1 МПа. Проверку следует выполнить 2...3 раза, переводя рукоятку поочередно в положения «подъем» и «опускание» и ожидая остановки штока основного цилиндра.

Сбросьте давление в гидроаккумуляторе, для чего установите рукоятку ГСВ в положение «заперто» и дополнительно нажмите на нее вниз у трактора МТЗ-82 это соответствует положению «сброс давления».

Возвратите рукоятку ГСВ в положение «включен». Заверните маховичок ГСВ по часовой стрелке до упора и проверьте скова давление срабатывания предохранительного клапана, которое должно составлять 1,6...3,2 МПа.

Если при проверке обнаружится значительное отклонение давления от указанных выше пределов, необходимо проверить состояние деталей предохранительного клапана. По окончании проверки остановить двигатель.

Проверка ГСВ на герметичность 93. Рукоятки системы ГСВ должны быть установлены в положения «подъем» и «включен».

Отверните маховичок ГСВ до упора.

Пустите двигатель и убедитесь в том, что давление в системе достигло максимальной величины.

Остановите двигатель и переведите рукоятку золотника основного цилиндра в положение «опускание».

Наблюдайте за положением стрелки манометра; давление подпора не должно уменьшаться. Заметное падение давления указывает на отсутствие герметичности в посадке обратного или предохранительного клапана или на износ пар корпус — золотник и корпус — ползун.

Если причина потери герметичности — загрязнение обратного клапана, то следует попытаться промыть клапан переменным по направлению потоком масла. Для этого нужно при самой малой частоте вращения двигателя перевести рукоятку золотника основного цилиндра поочередно в положения «подъем» и «опускание», оставив рукоятку ГСВ в положении «включен». Необходимо следить за тем, чтобы при этом давление не превысило 5 МПа. Если после нескольких переводов рукоятки по-прежнему наблюдается быстрое падение давления по манометру, необходимо направить ГСВ в ремонт. По окончании проверки снимите манометр.

Порядок выполнения работы. В порядке подготовки к уроку изучите устройство и принцип работы системы генератор — выпрямитель — реле-регулятор [ 14].

Перед тем как приступить к практической проверке какого-либо объекта, объясните по рисунку 94 принцип работы указанной системы, изучите содержание проверки и уясните порядок сборки схемы, пользуясь при этом условными обозначениями, приведенными на рисунке 95. Изучите изложенные ниже основные правила работы.

Если при сборке схемы наблюдается искрение в контактах, необходимо прекратить сборку и отыскать допущенную ошибку.

Если схема какой-либо проверки значительно отличается от предыдущей, то нужно отсоединить все провода, которые использовались в предыдущей схеме. При этом в первую очередь необходимо отсоединить провод, подведенный к аккумуляторной батарее, или отключить батарею.

Перед началом каждой проверки следует поставить рукоятки прибора в исходное положение, для чего установить:

рукоятку 6 переключателя вольтметра в положение «30 В, постоянный ток»;

рукоятку 8 переключателя тахометра в положение «выкл.»;

рукоятку 9 реостата в положение «мин».

Такую предварительную установку прибора необходимо выполнять перед каждой проверкой, а затем изменять ее в соответствии с текстом руководства.

Если на панели прибора имеется переключатель полярности, то его рукоятку 7 96 нужно устанавливать в соответствии с полярностью массы проверяемого электрооборудования.

Неисправности электрооборудования. Амперметр не показывает зарядки в том случае, если он неисправен, имеется обрыв в зарядной цепи, пробуксовывает приводной ремень, неисправен генератор, слои или разрегулировано реле защиты.

Если аккумуляторная батарея систематически недозаряжается, то это может быть следствием пробуксовывания приводного ремня, загрязнения клеммных соединений батареи, занижения напряжения, поддерживаемого реле-регулятором, неисправности генератора.

При работе без батареи генератор не возбуждается, когда включена большая нагрузка, оборвана фаза генератора, имеется внутренний обрыв в реле-регуляторе.

Амперметр длительное время показывает большой зарядный ток, батарея «кипит» и требует частой доливки электролита, лампы горят с перекалом — в тех случаях, когда неисправна батарея, завышено напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, пробит транзистор, нарушен контакт реле-регулятора с «массой».

Если стартер не проворачивает коленчатый вал, то это происходит по одной из следующих причин: плохой контакт в цепи батарея — стартер — масса, разряжена аккумуляторная батарея, неисправен коллектор или щеточный узел стартера загрязнены, замаслены или изношены коллектор и щетки, щетки слабо прижимаются к коллектору, короткое замыкание в цепи обмотки якоря или обмотки возбуждения, пробуксовывает муфта привода стартера.

Назначение и устройство прибора КИ-1093. Своевременная и качественная проверка и регулировка электрооборудования позволяет увеличить срок его службы и снизить простои машин по причине неисправности электрооборудования. В производственных условиях агрегаты электрооборудования проверяются при ТО-3 трактора, ТО-2 автомобиля и после сезонного техобслуживания комбайна, а также в случае неисправностей в работе электрооборудования. Для проведения таких проверок предназначен прибор КИ-1093.

Прибор выполнен в металлическом футляре со съемной крышкой. С внутренней стороны крышки расположены комплект проводов, выносной шунт амперметра с кабелем и таблица со схемами проверок. Внешний вид панели прибора показан на рисунке 96.

Амперметр 2 прибора служит для измерения силы тока на трех ступенях 0...30 А, 0...300 А и 0...1500 А с параллельным включением выносного шунта из комплекта прибора. Вольтметр 4 прибора позволяет измерить напряжение на двух ступенях: 0...30 В — постоянный и переменный ток, 0...3 В — постоянный ток при нажатии на кнопку 5. Переключение вольтметра с измерения по постоянному току на переменный осуществляется рукояткой б переключателя.

Тахометр 3 прибора — электроимпульсный, с пределом измерений 0...5000 об/мин. Он предназначен для измерения частоты вращения коленчатого вала четырех-, шести- и восьмицилиндровых карбюраторных двигателей. Принцип действия тахометра основан на отсчете прибором импульсов тока, выдаваемых прерывателем. Чем больше частота вращения коленчатого вала, тем больше число импульсов и тем на больший угол отклоняется стрелка прибора.

Этот тахометр не может быть использован для измерения частоты вращения дизельного двигателя; в таком случае необходимо использовать ручной тахометр.

Частоту вращения генератора более удобно измерять электрическим дистанционным тахометром ТЭ-205; при этом датчик крепится с помощью струбцины к корпусу 150

генератора, а измеритель — к корпусу используемого прибора. Нагрузочный реостат прибора двухсекционный, имеет полное сопротивление 6 Ом и рассчитан на максимально допустимый ток в 25 А в течение 5 мин. Теплоизоляция реостата предотвращает возможность нагрева измерительных приборов, что исключает появление дополнительных погрешностей при измерении. Штекерные гнезда 1 предназначены для подключения шунта при проверке стартера. В нижней части панели расположены клеммы 10...14 вольтметра, тахометра, «массы», амперметра и реостата.,

Проверка стартерной аккумуляторной батареи. Проверка ЭДС батареи и отдельных ее аккумуляторов. Поставьте рукоятки прибора в исходное положение.

Два провода с игольчатыми щупами, имеющиеся в комплекте прибора, соедините с клеммами «Масса» и «Вольтметр» прибора.

Пользуясь игольчатыми щупами и соблюдая полярность, измерьте ЭДС батареи. ЭДС отдельных аккумуляторов следует измерять при нажатой кнопке 5 96; при этом предел измерения вольтметра равен 0... 3 В. Величина ЭДС одного аккумулятора в зависимости от плотности электролита составляет 2,04...2,13 В для плотности 1,20...1,29 г/см3.

Проверка напряжения батареи под нагрузкой. Присоедините оба провода прибора к клеммам батареи.

На время не более 5 с включите стартер при выключенной подаче топлива и определите напряжение на клеммах батареи. Исправная батарея должна иметь напряжение на клеммах не менее 9,6 В. Если оно ниже этого значения, то необходимо подзарядить батарею или направить ее в ремонт.

Общая проверка системы генератор — реле-регулятор. Включите потребители и убедитесь в том, что амперметр показывает разрядку.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремня генератора.

Пустите двигатель и установите его на среднюю частоту вращения.

Проверьте по показанию амперметра, заряжается ли

аккумуляторная батарея.

При включенной батарее и отключенных потребителях кратковременно на 1...2 с соедините проводом клеммы «В» и «Ш» реле-регулятора. При этом возможны следующие случаи.

Амперметр показывает скачок зарядного тока и при присоединении провода наблюдается искрение; это указывает на исправность системы.

Амперметр не показывает скачка зарядного тока и искрения при присоединении провода нет;, в этом случае неисправность следует искать в генераторе или проводке. Необходимо проверить проводку и затяжку клеммных соединений. Если зарядка не появляется, то генератор подлежит ремонту.

Амперметр не показывает скачка зарядного тока, однако при замыкании клемм «В» и «Ш» наблюдается сильное искрение и провод нагревается. В этом случае имеется короткое замыкание цепи обмотки возбуждения на «массу», срабатывает реле защиты. Необходимо отыскать и устранить короткое замыкание, после чего зарядка должна восстановиться.

Амперметр показывает скачок зарядного тока, но в период предварительного наблюдения зарядный ток отсутствовал. В этом случае неисправность имеется в реле-регуляторе и может возникнуть по следующим причинам:

самостоятельно срабатывает реле защиты, что определяется визуально при снятой крышке реле-регулятора; это указывает на необходимость проверки реле защиты;

разрегулирован регулятор напряжения, в чем можно убедиться путем кратковременного натяжения пружины регулятора напряжения; появление зарядного тока без замыкания клемм «В» и «Ш» свидетельствует о необходимости проверки регулятора напряжения;

внутренний обрыв в реле-регуляторе; его следует ликвидировать в мастерской.

Амперметр показывает большой зарядный ток более 8 А. Одной из причин увеличения тока может быть большая степень разряженности батареи, и через 1...2 дня работы зарядный ток должен снизиться. Если зарядный ток не снижается, то нужно проверить регулятор напряжения; при необходимости регулируемое напряжение можно снизить против нормы на 0,3...0,4 В.

Наблюдается колебание стрелки амперметра. Эта неисправность может возникнуть по следующим причинам:

пробуксовывает ремень привода генератора; загрязнены контакты регулятора напряжения их зачищают капроновой лентой, смоченной спиртом или 20%-ным раствором лимонной кислоты; ненадежный контакт в цепи обмотки возбуждения.

Проверка генератора. Проверка выпрямителя 97. Отсоедините провод аккумуляторной батареи от клеммы «В» генератора. Включите контрольную лампу между этим проводом и клеммой «В» генератора. Если лампа горит, то возможна одна из следующих неисправностей: короткое замыкание в диодах каждой полярности; пробита изоляция корпуса выпрямителя; плюсовой вывод выпрямителя замкнут на корпус.

Соедините поочередно каждый вывод «К» генератора с «массой» контрольная лампа остается подключенной к клемме «В» генератора. Если лампа загорается, то это указывает на короткое замыкание одного или нескольких диодов прямой полярности.

Отсоедините провод лампы от клеммы «В» генератора и присоедините его поочередно к выводам «К» генератора. Если лампа загорается, то это свидетельствует о коротком замыкании одного или нескольких диодов обратной полярности. Если отключить батарею от «массы» двигателя, а затем соединить клемму « + » батареи с «массой» и поочередно соединить через лампу клемму «—» батареи с клеммами «В» и «К» генератора, то по отсутствию горения лампы можно обнаружить обрывы в цепях выпрямителя.

Проводимость диодов в прямом направлении можно проверить прибором КИ-1093. Для такой проверки необходимо:

установить рукоятки прибора в исходное положение, т. е. рукоятку 7 96 переключателя полярности прибора поставить в положение «—», рукоятку 6 переключателя вольтметра поставить в положение «30 В, постоянный ток», рукоятку 9 реостата поставить в положение «минимум»;

отсоединить « + » батареи от клеммы «В» генератора; собрать схему, как показано на рисунке 98; медленно перемещая рукоятку реостата влево, довести ток до 10 А и измерить падение напряжения на выводах диода прямой полярности при нажатой кнопке прибора;

перенести провод вольтметра поочередно на две остальные клеммы «К» и провести аналогичные измерения.

Падение напряжения при этом должно быть не более 1 В для блока ВБГ-1 или диода ВА-20 и 2 В для диода селенового выпрямителя.

Если отсоединить «минус» батареи от «массы» и собрать схему, как показано на рисунке 99, то таким же способом можно проверить проводимость диодов обратной полярности. При этом переключатель полярности прибора необходимо установить в положение «г».

Проверка обмоток статора 100. Установите переключатель полярности прибора в положение « + » или «—», а переключатель вольтметра в положение «переменный ток».

Отключите аккумуляторную батарею.

Присоедините к клеммам «В» и «М» прибора два провода с наконечниками.

Пустите двигатель, установите его на среднюю частоту вращения и в течение 3...5 мин прогрейте генератор и реле-регулятор.

Присоедините поочередно провода прибора к каждой паре выводов переменного тока.

Напряжение должно быть одинаковым не менее 12 В.

Проверка обмотки возбуждения. Простейшую проверку обмотки можно выполнить с помощью переносной лампы. Для этого отсоедините провод от клеммы «Ш» генератора и включите аккумуляторную батарею. Поочередно подключите лампу между клеммой «В» генератора и «массой», а затем между клеммами «В» и «Ш» генератора. При включении лампы между клеммами «В» и «Щ» ее накал должен немного уменьшиться. Если накал не уменьшается, то имеется короткое замыкание на корпус. Если же накал лампы заметно ослабевает, то оборвана одна из катушек.

Для проверки обмотки возбуждения с помощью прибора КИ-1093 необходимо отсоединить провод от клеммы «Ш» генератора и собрать схему, как показано на рисунке 101. С помощью реостата следует увеличивать ток в обмотке возбуждения до предела. Если ток более 4 А, то имеется короткое замыкание обмотки на корпус. Если ток менее 3,5 А, то необходимо проверить падение напряжения на отдельных участках цепи возбуждения. Для этого нужно присоединить два провода к клеммам «В» и «М» прибора и подключить эти провода к отдельным участкам цепи. Нажимая кнопку прибора, следует

определить падение напряжения, которое должно составлять 0,2...0,5 В между клеммой «+» батареи и клеммой «В» реле-регулятора, 1,5...2,0 В между клеммами «В» и «Ш» реле-регулятора и 0,2...0,4 В между клеммами «Ш» генератора и реле-регулятора.

Проверка генератора на начало отдачи мощности. Для такой проверки необходимо:

отсоединить провод от клеммы «Ш» генератора;

отключить аккумуляторную батарею;

установить рукоятки прибора К-1093 в исходное положение;

собрать схему, как показано на рисунке 102, и временно отсоединить один конец перемычки между клеммами «В» и «Ш» генератора;

пустить двигатель и установить его на минимальную частоту вращения;

присоединить конец перемычки к клемме;

присоединить тахометр к валу генератора к валу двигателя или к ВОМ;

установить двигатель на такую частоту вращения, при которой напряжение достигнет 12,5 В, и зафиксировать показание тахометра;

остановить двигатель и определить частоту вращения генератора при напряжении 12,5 В; если эта частота больше указанной в таблице 17, то генератор начинает отдавать мощность с опозданием; если же частота вращения генератора меньше указанной в таблице, то отдача .мощности начинается своевременно.

Проверка генератора на полную отдачу мощности. Схема проверки отличается от предыдущей лишь тем, что нужно установить дополнительный провод между клеммами «Р» и «В» прибора 103.

Выполните последовательно операции предыдущей проверки, кончая присоединением тахометра к валу генератора или к какому-нибудь другому валу.

Перемещайте рукоятку реостата влево и одновременно увеличивайте частоту вращения, не допуская уменьшения напряжения ниже 12 В. Установите такой режим, при котором напряжение равно 12,5 В, а ток соответствует данным таблицы. Запишите на этом режиме показание тахометра и остановите двигатель.

Определите частоту вращения генератора; если она больше указанной в таблице, то это значит, что генератор с опозданием начинает отдавать полную мощность; если же частота вращения генератора меньше указанной в таблице, то полная отдача мощности начинается своевременно.

Проверка реле-регулятора. Проверка транзистора. Проверку выполните с помощью переносной 12-вольтовой лампы и вольтметра прибора КИ-1093.

Осторожно снимите крышку реле-регулятора. Установите рукоятки прибора в исходное положение. Подключите прибор к клеммам «Ш» и «М», как указано на рисунке 104. Подключите к этим же клеммам концы проводов лампы. Включите аккумуляторную батарею. Поочередно нажимая на якорьки регулятора напряжения и реле защиты, замыкайте их контакты. Если лампа гаснет, а напряжение падает почти до нуля, то транзистор исправен.

Проверка регулятора напряжения. Для проверки регулятора напряжения с помощью прибора КИ-1093 необходимо:

отключить аккумуляторную батарею;

установить рукоятки прибора в исходное положение;

собрать схему, как показано на рисунке 105;

пустить двигатель и установить его на среднюю частоту вращения;

присоединить тахометр к валу генератора или какому-либо другому валу;

плавно увеличивая частоту вращения генератора, довести ее до значения.

перемещая рукоятку реостата влево, довести силу тока до величины. Зафиксировать напряжение, показываемое вольтметром, и остановить двигатель.

Допустимая величина напряжения, поддерживаемого регулятором напряжения, летом составляет 13,2... 14,0 В, зимой 14,0...15,2 В. Если напряжение выходит за эти пределы, а батарея недозаряжена или перезаряжена, то необходимо специальной вилкой изогнуть кронштейн пружины. При увеличении натяжения пружины напряжение генератора возрастает, при ослаблении — уменьшается.

Проверка реле защиты. Установите рукоятки прибора в исходное положение.

Включите аккумуляторную батарею; наблюдайте за якорьком реле защиты и медленно перемещайте рукоятку реостата влево; в момент включения реле защиты слышен слабый щелчок.

Сила тока в момент включения реле должна соответствовать данным таблицы 17. При необходимости регулировка силы тока осуществляется изменением натяжения регулировочной пружины. При увеличении натяжения сила тока возрастает, при ослаблении — уменьшается.

Особенности проверки электрооборудования трактора К-700. Подготовка к проверке. Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводного ремня генератора. Прогрейте двигатель до нормального теплового режима и остановите его. Проверьте надежность контактов присоединительных проводов и снимите крышку блока защиты, расположенного на щитке приборов.

Проверка состояния потребителей электроэнергии. Отсоедините провод № 166 от общей шины блока защиты.

Между шиной и проводом включите прибор КИ-1093, как показано на рисунке 107.

Поочередно включайте потребители и оценивайте их состояние по показаниям амперметра, ориентируясь на следующие номинальные значения силы потребляемого тока: электродвигатель МЭ-22 привода вентилятора отопителя—10 А; электродвигатель МЭ-222 привода нагнетателя — 40 А присующей системе подогрева и 14 А на холостом ходу; переключатель В К* ЗОБ — 15А; электродвигатель МЭ-220 вентилятора кабины— 2,5 А; звуковой сигнал С-56Г — 5 А; задние фары ФГ-16Е —12А; передние фары ФГ-122Б —8А; габаритные огни, указатель поворотов и плафон — 2,8 А; щиток приборов—1,5 А.

Запишите показания амперметра.

По окончании проверки отсоедините провода и присоедините провод № 166 к шине.

Проверка генераторной установки в сборе. Установите рукоятки прибора в исходное положение.

Соберите схему, как показано на рисунке 108.

Пустите двигатель и установите его на среднюю частоту вращения.

Отключите аккумуляторные батареи.

Включите потребители, дающие суммарную нагрузку в пределах 20...30А. Перемещая рукоятку реостата, доведите суммарную нагрузку на генераторную установку до 40 А; при этом нагрузку от реостата определите по показанию амперметра, а нагрузку от потребителей — по результатам предыдущей проверки.

Переведите двигатель на минимальную частоту вращения, а затем плавно увеличивайте ее, наблюдая за стрелками вольтметра прибора и тахоспидометра. Скачок стрелки вольтметра с 12±0,5В до 13,4...15 В указывает на начало действия реле-регулятора, которое должно произойти при 700...800 об/мин.

Установите двигатель на номинальную частоту вращения 1700 об/мин и определите по вольтметру напряжение. Летом оно должно составлять 13,4...14,2 В, зимой— 14...15 В.

По окончании проверки остановите двигатель.

Проверка генератора. Отсоедините провода №112, № 128 и № 130 от клемм переменного тока выпрямителя.

Присоедините к прибору КИ-1093 два провода 109.

Установите переключатель вольтметра в положение «30 В, переменный ток», а переключатель полярности — в положение «плюс» или «минус».

Пустите двигатель и установите частоту вращения коленчатого вала, равную 1000 об/мин.

Каждый провод, отсоединенный от выпрямителя, поочередно соедините с клеммой «В» прибора и определите напряжение на фазах генератора, которое должно быть.в пределах 8...12 В; разница между напряжениями должна быть не более 0,5 В.

По окончании проверки остановите двигатель.

Проверка выпрямителя. От выпрямителя отсоединены три провода. Батареи подключены к выпрямителю через провода № 183 и № 129 ПО.

Пользуясь двумя проводами, присоединенными к клеммам «В» и «М» прибора, поочередно определите напряжение:

между одной из клемм выпрямителя и проводом № 129;

между одной из клемм выпрямителя и «массой».

Измеренное напряжение должно составлять 5,5... 6,5 В.

111. Гидравлическая схема колонки ТК-40.

игольчатый клапан в атмосферу, а конденсат по мере накопления поднимает поплавок и, открывая отверстие, стекает по трубке во всасывающий трубопровод насоса Свободное от пузырьков воздуха топливо подается пот давлением через обратный клапан 7 в счетчик 9 с цилиндрическими поршнями. Золотник открывает вход топлива в один из цилиндров, и поршень этого цилиндра под действием давления перемещается к центру счетчика, одновременно вытесняя топливо из противоположного цилиндра. Затем золотник открывает вход топлива в следующий цилиндр и т. д.

Перемещение поршней преобразуется во вращательное движение коленчатого вала, общего для всех четырех поршней. Одновременно вращается и связанный с коленчатым валом золотник. Количество топлива, прошедшее через счетчик, учитывается счетным механизмом 8, приводимым в действие от коленчатого вала. В случае перекрытия раздаточного крана 10 во время работы колонки открывается перепускной клапан 2,. предохраняя систему от перегрузки. Шкивы привода насоса имеют две ступени — для привода от электродвигателя 11 и для ручного привода 12.

112. Схема работы счетчика овально - шестеренчатого типа.

В настоящее время промышленность выпускает модернизированные колонки КЭР-40-1 ОКА-1 для дизельного топлива и КЭР-40-0,5 для бензина. Колонка КЭР-40-1 имеет счетчик топлива овально-шестеренчатого типа. В положении 1 112 правая шестерня отделяет объем 1 топлива. Под давлением топлива правая шестерня поворачивается вокруг оси, вращает левую шестерню и одновременно выталкиваег объем 1 топлива, а левая шестерня начинает отделять очередной объем 2 положение 11. В положении левая шестерня отделила объем 2 топлива и стала ведущей. Теперь вращающаяся под давлением топлива левая шестерня приводит во вращение правую и одновременно выталкивает объем 2 отделенного топлива положение IV. В это время правая шестерня начинает отделять очередной объем 3 топлива и в положении V этот объем отделен. Таким образом, за один оборот шестерен счетчик выталкивает четыре порции топлива. Учет топлива, прошедшего через счетчик, основан на отсчете количества оборотов овальных шестерен.

В колонке КЭР-40-1 место воздухоотделителя установлен фильтр тонкой очистки топлива ФДГ-ЗОТ. Он состоит из корпуса 9 113, крышки 6, центральной трубы 8 и фильтрующего дискового пакета 3. Сбоку к корпусу приварен приемный патрубок 4, а к днищу — выходной патрубок 1. Для спуска отстоя и воздуха в Днище и крышке установлены краники 5. Фильтрующий пакет собран на центральной трубе и зажат между опорным диском 2 и нажимным диском 7.

На модернизированном фильтре ФДГ-ЗОТМ установлен дифференциальный манометр, по шкалам которого определяют перепад давления в фильтре. Если он превышает 0,15 МПа, фильтр необходимо разобрать и промыть фильтрующие элементы.

Подача насосов топливораздаточных колонок ТК-40, КЭР-40-1 составляет соответственно 40 и 50 л/мин.

Автоматический кран 03-1576 предназначен для заправки баков топливом с автоматическим прекращением подачи при заполнении бака до заданного уровня. Кран срабатывает при подаче топлива от 10 до 450 л/мин.

В корпусе крана установлены: отсечный клапан 10 114 со штоком 5 и пружиной; диафрагма 8, прижатая к корпусу крышкой 9 и соединенная с собачкой 7; подвижный упор 6, на котором шарнирно закреплен рычаг И открытия клапана. Конец штока 5, выведенный наружу, соприкасается с рычагом 11. Снизу при помощи накидной гайки 13 к корпусу крепятся патрон 3 с дроссельным клапаном 4 и наконечник 2 с ограничителем 14.

У открытого крана рычаг 11 поднят и установлен в одной из прорезей ручки 12. Наличие двух прорезей позволяет устанавливать рукоятку на различную пропускную способность крана. Конец рычага перемещает шток, и отсечный клапан 10 открывается. Топливо свободно поступает в полость крана и проходит через эжектор уменьшенное сечение патрона 3. Если через кран поступает более 15 л/мин топлива, то под действием увеличенного напора открывается клапан 4, перепуская часть топлива мимо эжектора.

В результате всасывающего действия струи топлива в эжектор по трубке 1 из заправляемого бака поступает воздух. Как только уровень топлива перекроет отверстие в трубке 1, подсос воздуха через нее прекращается, а увеличенное разрежение передается по каналам под диафрагму. Опускаясь, диафрагма увлекает за собой собачку 7, освобождая упор 8. Под нажимом штока рычаг 11 вместе с упором 6 несколько смещается, одновременно поворачивается и соскакивает с прорези ручки. Освобожденный отсечный клапан под действием пружины закрывается и прекращает подачу топлива. Разрежение падает, диафрагма поднимается, упор 6 под действием своей пружины возвращается в исходное положение, в котором он снова стопорится собачкой 7.

Кран 03-1551 применяют на раздаточных рукавах при выдаче топлива и жидких масел. Он имеет два клапана— ручной 2 115 и отсечный 1. Ручной клапан открывается при перемещении рычага рукой. Отсечный клапан открывается, когда давление жидкости достигает 0,02 МПа. Этот клапан обеспечивает постоянное заполнение раздаточного рукава, что необходимо для более точного замера количества топлива, проходящего через счетчик. Кран выдает до 60 л/мин топлива.

Оборудование для заправки машин маслами. Масло раздаточная колонка 367М предназначена для выдачи моторного масла. Насосная установка колонки смонтирована на чугунной плите. Она состоит из электродвигателя шестеренчатого насоса 9 116 с перепускным клапаном 8, гидравлического аккумулятора 5 с манометром 7, фильтра 10 и автоматического выключателя 6. Поршневой счетчик 3 масла размещен в отдельно установленном корпусе 1. На этом же корпусе закреплен раздаточный шланг 2 с вентилем и краном 4.

Двигатель выключается автоматически при давлении масла 1,4...1,5 МПа. При падении давления в гидроаккумуляторе до 0,8...1,0 МПа двигатель автоматически включается.

116. Маслораздаточная колонка 367М.

Подача насосной установки колонки — не менее регулирующий дозу масла. К нижней крышке прикреплена заборная труба 2 с фильтром 1, а внутри крышки размещен всасывающий клапан 11. В корпусе расположен поршень 4 с перепускным нагнетательным клапаном 5. Шток поршня выполнен в виде рейки 9, зубья которой входят в зацепление с зубьями шестерни, насаженной на вал рукоятки.

117. Маслораздаточный насос 03-1559.

Насос ввертывается в бочку с маслом резьбовой частью нижней крышки. При опускании поршня вниз всасывающий клапан 11 закрывается, нагнетательный 5 открывается и масло перетекает из нижней полости в над поршневую полость. При движении поршня вверх закрывается нагнетательный клапан и масло вытесняется в сливную трубу. Одновременно в нижнюю часть цилиндра всасывается порция масла. За цикл насос подает 1 л масла.

Когда насос не используется, остатки масла стекают в бочку по поворотной трубе 6 это положение изображено на рисунке 117. Насос можно приспособить для дозаправки машин моторным маслом непосредственно из резервуара.

Оборудование для подачи солидола. Передвижной электромеханический солидолонагнетатель 03-9903 118, а состоит из корпуса 6, электродвигателя 7, бункера 8 вместимостью 22 л, магнитного пускателя 3, кнопки управления 2, реле давления 4, блока клапанов 5 и раздаточного пистолета 1 со шлангом.

В корпусе установлены червячный редуктор 7 118,6, плунжерный насос 4 высокого давления, сетчатый фильтр 15, храповой механизм 5. В бункере 12 смонтированы шнек 14 и рыхлитель 11. В гильзу насоса 4 ввернут корпус клапанов, в котором находятся обратный «5, предохранительный 16 и воздушный 2 клапаны. Кроме того, к корпусу присоединены отводная трубка 13 и гибкий шланг длиной 5 м, оканчивающийся раздаточным пистолетом 1. Со штоком 10 соединен качающийся рычаг 6, прижимаемый пружиной к храповому колесу механизма 5. Колесо закреплено на валу шнека 14.

Принцип работы солидолонагнетателя заключается в следующем. Электродвигатель 8 приводит во вращение колесо редуктора 7. Закрепленный на колесе кривошип 9 сообщает возвратно-поступательное движение штоку 10 и соединенному с ним плунжеру насоса 4. При всасывающем движении плунжера открывается окно гильзы и под действием разрежения солидол заполняет гильзу. Одновременно рычаг 6 через храповое колесо поворачивает шнек на 33°, обеспечивая небольшой подпор солидола к насосу. При нагнетательном движении плунжер перекрывает окно в гильзе, и солидол через открытый обратный клапан поступает по шлангу к пистолету. Одновременно рычаг 6 совершает холостой ход, захватывая следующий зуб храпового колеса.

Таким образом, возвратно-поступательное движение штока 10 преобразуется храповым колесом механизма 5 в пульсирующее вращение шнека 14.

Если солидолонагнетатель ет при закрытом пистолете 1, то при возрастании давления в нагнетательном канале до 40 МПа открывается предохранительный клапан 16, и по трубке 13 солидол перекачивается в бункер. Если по каким-либо причинам давление в канале превысит допустимое значение, реле давления Honeywell 17 отключит электродвигатель.

При попадании воздуха в гильзу насоса подача солидола прекращается. В таком случае воздух удаляется с помощью клапана 2.

Подача солидолонагнетателя—150 см3/мин.

Пневматический солидолонагнетатель 03-1153 предназначен для механизированной заправки солидолом через пресс-масленки подшипниковых узлов и приводится в действие сжатым воздухом под давлением 0,4...0,8 МПа от компрессорной установки. В комплект пневматического солидолонагнетателя входят зарядный бункер, ручной пистолет-нагнетатель и шланги для подачи сжатого воздуха.

Бункер служит для хранения запаса солидола и механизированной заправки пистолета-нагнетателя. Он имеет крышку 2 119, а, которая накидными болтами и гайками плотно крепится к корпусу 3. На крышке установлен распределительный кран 1, к которому

подводится сжатый воздух от ресивера. В полости бункера размещены диск 4, обеспечивающий равномерное оседание солидола под действием сжатого водуха при зарядке пистолета-нагнетателя, и фильтр 5.

Взаимосвязь деталей и каналов пистолета-нагнетателя показана на рисунке 119, б.

В гильзе 11 расположены два поршня — силовой 7, жестко соединенный со штоком 10, и поджимной 5, имеющий свободную посадку на штоке. Возвратно-поступательное движение поршней ограничивается с одной стороны упорным кольцом 6, с другой — корпусом 9 и ручкой- 13. Полость гильзы разделяется поршнями на три камеры— А, Б и В. Камера А служит емкостью для солидола. В камеры Б и В впускается сжатый воздух. Штуцером 2 к корпусу 9 прижат цилиндр 8, образующий вместе со штоком 10 насос высокого давления, к которому присоединены трубка-удлинитель и цанговая головка 1. Кроме того, корпус 9 имеет зарядный наконечник 3 с обратным клапаном 4. В ручке размещен золотник 12, упирающийся в пружину и управляемый рычагом. По шлангу 14 к золотнику подводится сжатый воздух.

Для зарядки пистолета-нагнетателя необходимо присоединить наконечник 3 к зарядному штуцеру 8 119, а. Затем следует установить кран 1 в положение «бункер» и открыть кран 7. Солидол под давлением воздуха из полости бункера проходит через фильтр 5, по патрубку 6 поступает в наконечник пистолета-нагнетателя, открывает обратный клапан 4 119, б и заполняет полость камеры А, отжимая поршень 5 назад до упора в кольцо 6. При этом воздух из камеры Б по трубке 15 119, г и кольцевому зазору Д выходит в атмосферу через отверстие К- Для подачи солидола в пресс-масленку необходимо установить распределительный кран бункера в положение «пистолет», прижать цанговую головку 1 к пресс-масленке и нажать на рычаг, сместив золотник в положение.

При этом сжатый воздух по каналу Е, внутреннему сверлению Ж золотника, кольцевому зазору 3 и трубке 15 поступает в камеру Б. Под действием сжатого воздуха поршень 7 со штоком 10 отходит в заднее крайнее положение, а солидол из камеры А под давлением поршня 5 поступает в цилиндр 8 через отверстия в его стенке. Воздух из камеры В через канал Г, кольцевой зазор Д и отверстие К выходит в атмосферу.

Если отпустить рычаг, то под действием пружины золотник займет исходное положение 119, г, сжатый воздух по каналам Е и Г поступит в камеру В, а воздух из камеры Б выйдет в атмосферу по трубке 15, кольцевому зазору Д и отверстию К- Под действием сжатого воздуха поршень 7 переместит шток 10. Как только шток перекроет отверстия в цилиндре 8, давление солидола повысится, откроется клапан в цанговой головке 1 и солидол поступит в пресс-масленку. За каждый такт нагнетания подается 7 см3 солидола.

Емкость камеры для солидола — 300 см3, емкость бункера 20 л.

Солидолозаправщик 03-8866 предназначен для хранения солидола на пунктах технического обслуживания и для закрытой заправки солидолонагнетателей. Он представляет собой бункер 1 120, закрытый крышкой 3. Внутри бункера размещен поршень 8, в центре которого закреплен рым-болт для извлечения поршня из бункера.

В надпоршневую полость через редуктор 7 подается сжатый воздух под давлением 0,05...0,2 МПа. Давление до и после редуктора контролируется манометрами 5 и 6. Под давлением сжатого воздуха поршень опускается вниз и при открытом кране 9 выжимает солидол по трубе в наконечник 10, имеющий внутреннюю резьбу для присоединения корпуса рычажно-плунжерного шприца.

Для выпуска воздуха из бункера предназначен вентиль 2. Через центральное отверстие в крышке, закрытое монтажным рым-болтом 4, с помощью шурупа можно проверить количество солидола в бункере. При имеющем солидолозаправщике в отверстие наконечника должна быть завернута пробка. Солидолозаправщик можно изготовить в условиях хозяйства, использовав в качестве бункера ресивер компрессорной установки.

Отчет о работе. Используя схемы или оборудование, объясните его назначение, характеристику, устройство и принцип действия.

При необходимости по заданию преподавателя вычертите кинематическую или гидравлическую схему какого-либо устройства и впишите его работу.