↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Техническое обслуживание машин
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Техническое обслуживание и диагностирование трансмиссии трактора МТЗ-82

Цель работы. Изучить технологию технического обслуживания узлов и агрегатов трансмиссии и приобрести навыки в выполнении операций технического обслуживания, включая и операции диагностирования.

Оборудование рабочего места. Трактор МТЗ-82, динамометрический ключ, динамометр, шаблоны, индикатор с устройствами для установки его на разных механизмах.

Порядок выполнения работы.

Учащиеся допускаются к работе при условии, что они предварительно, в порядке выполнения домашнего задания, изучили устройство трансмиссии трактора [4, 13].

Проверка уровней и смена масла в картерах, смазка подшипниковых узлов. Уровни трансмиссионного масла ТЭ-15-ЭФО заменитель — трансмиссионное тракторное по МРТУ 38-1-264—68 в корпусах трансмиссии, промежуточной опоры и переднего ведущего моста проверяются при ТО-2. Масло в этих корпусах заменяют при проведении осенне-зимнего технического обслуживания.

Солидолом смазываются:

  • подшипник отводки сцепления при проведении ТО-1 8...10 нагнетаний;
  • ступица педали сцепления при проведении ТО-2 3...4 нагнетания.

Смазкой № 158 при проведении ТО-3 смазываются подшипники шарниров карданных валов до появления смазки из-под сальников.

Характерные неисправности. При отсутствии свободного хода педали и при износе накладок ведомого диска сцепление пробуксовывает.

При увеличенном свободном ходе педали происходит неполное выключение сцепления и затруднено включение передач, сопровождаемое шумом шестерен; включение передач затруднено и при нарушении регулировки длины тяги тормоза.

Увеличение осевых зазоров в конических подшипниках передач вызывает износ зубьев шестерен, сопровождаемый повышенным шумом.

Если нарушена регулировка управления тормозами, замаслены или изношены накладки ведущих дисков, то тормоза ют плохо «не держат».

В результате нарушения регулировки заднего ВОМ он не передает полного крутящего момента или при выключении продолжает вращаться.

Регулировка сцепления. При проведении ТО-2 проверьте и при необходимости отрегулируйте свободный ход педали и длину тяги тормоза. Регулировку нужно выполнять в следующем порядке 70:

  • отсоединить тягу 2 тормоза и освободить педаль от воздействия пружины 7 сервоустройства, для чего завернуть болт 6 до упора в кронштейн 4 и отпустить болты 5, чтобы кронштейн мог перемещаться;
  • изменяя длину тяги 1, установить нормальный свободный ход педали, соответствующий зазору 3 мм между подшипником отводки и рычагами;
  • установить кронштейн 4 в крайнее положение, повернув его против часовой стрелки до упора в верхний болт 5, и затянуть болты 5;
  • вернуть педаль в исходное положение, отворачивая болт 6;
  • если педаль на участке свободного хода зависает, то необходимо устранить это.

70. Механизм управления сцепления и тормозом.

зависание, поворачивая кронштейн по часовой стрелке или отворачивая болт 6;

повернуть рычаг 3 против часовой стрелки до упора, отрегулировать длину тяги 2 так, чтобы она соединяла оба рычага, затем укоротить тягу на 7 мм завернуть вилку на 5,5...6 оборотов.

Поверхности контакта отжимных рычагов должны располагаться в одной плоскости и находиться на расстоянии 12±0,5 мм от торца ступицы опорного диска 71. При необходимости в такое положение рычаги устанавливаются регулировочными винтами.

Регулировка узла вторичного вала коробки передач. Конические роликоподшипники вторичного вала при сборке регулируют так, чтобы вторичный вал, отсоединенный от зацепляющихся с ним шестерен, проворачивался моментом 7...8 Н-м.

Допустимый в процессе эксплуатации осевой зазор в подшипниках не должен превышать 0,3 мм. Зазор проверяют через два сельскохозяйственных сезона ориентировочно через 3000 мото-часов. При этом подводят индикатор к торцу шестерни вторичного вала и перемещают вал ломиком.

При необходимости осевой зазор уменьшают добавлением прокладок под фланец стакана 1 72 подшипника, для чего разъединяют коробку передач и задний мост.

При замене ведущей конической шестерни проверяют с помощью шаблона 73 положение новой шестерни относительно корпуса коробки по размеру 58±0,15 мм. Если размер выходит за допустимые пределы, то надо снять шестерню и подобрать нужную по толщине упорную шайбу или прошлифовать снятую шайбу.

71. Сцепление.

Регулировка подшипников и зацепления шестерен главной передачи. Подводят индикатор к торцу ведомой шестерни и, перемещая ломиком корпус дифференциала, определяют осевой зазор в конических роликоподшипниках. Если он более 0,3 мм, необходимо восстановить зазор, равный 0,05...0,1 мм, в таком порядке: снять правый тормоз;

отвернуть болты крепления стакана 1 74 и, завертывая их в демонтажные отверстия во фланце, выпрессовать стакан на зазор, допускающий свободное снятие разрезных регулировочных прокладок из-под фланца стакана;

уменьшая толщину прокладок, добиться осевого зазора в пределах 0,05...0,1 мм диаметрально расположенные наборы прокладок должны иметь одинаковую толщину.

Изношенные конические шестерни можно заменять только в паре. При этом ведущая шестерня устанавливается, как показано на рисунке 73. Положение ведомой шестерни подбирается таким, чтобы боковой зазор в зацеплении шестерен составлял 0,25...0,55 мм. Это достигается переносом регулировочных прокладок из-под фланца одного стакана под фланец другого стакана. По окончании установки зазора необходимо проверить прилегание зубьев на краску. Отпечаток должен получаться не менее чем на 50% длины зуба и находиться на средней части боковой поверхности зуба.

Регулировка управления тормозами. Признаком необходимости проведения регулировки является увеличенный свободный ход педалей. При регулировке следует отвернуть контргайки 2 регулировочных болтов 3 75 и затем завертывать болты 3 в вилки 1 или вывертывать их из вилок настолько, чтобы свободный ход педалей был одинаковым и находился в пределах 70...90 мм. Регулировка должна обеспечить одновременность начала торможения при сблокированных педалях. Допускается увеличение свободного хода педалей до ПО мм при изношенных накладках. По окончании регулировки необходимо затянуть контргайки 2 до отказа.

73. Проверка положения конической шестерни вторичного вала

Регулировка управления задним валом отбора мощности. Признаками необходимости проведения регулировки являются увеличенный ход рычага управления и возросшие усилия перевода рычага из положения «вкл.» в положение «выкл.».

Регулировку следует выполнять в таком порядке:

установить рычаг 8 76 так, чтобы можно было завернуть болт 7 в резьбовое отверстие на корпусе заднего моста;

снять крышку и завернуть винты 9 до отказа, прилагая момент 8..Л0 Н-м; затем отвернуть винты на 3 оборота;

проверить легкость вращения вала отбора мощности; при тугом вращении отвернуть винты дополнительно на Уг.-Л оборот и вывернуть болт 7.

С помощью вилок 1 отрегулировать длину тяги 2 так, чтобы в положении рычага «вкл.» запас на регулировку расстояние от клеммного зажима до пола кабины составлял 45...50 мм.

При установке сервопружины в сборе на трактор сначала ввести упорный болт 6 в углубление на крышке 5. Затем ввернуть болт 6 настолько, чтобы можно было легко вывернуть стопорный болт 4, соединяющий крышку 5 с кожухом 3.

При снятии пружины нужно обязательно соединять крышку и кожух болтом 4, а при ее разборке или сборке пользоваться специальным защитным кожухом.

Регулировка привода раздаточной коробки и карданного вала. Для проверки осевого зазора в конических роликоподшипниках промежуточной шестерни привода раздаточной коробки необходимо снять крышку коробки передач, установить у шестерни индикаторное приспособление и, перемещая шестерню, проверить осевой зазор, который не должен быть более 0,15 мм. При необходимости осевой зазор уменьшают затяжкой регулировочной гайки.

Предохранительная муфта промежуточной опоры регулируется с помощью гайки 1 77 на передачу крутящего момента 0,50...0,55 кН-м.

Регулировки переднего ведущего моста. Зазоры в конических роликоподшипниках переднего ведущего моста проверяют и при необходимости регулируют через два сельскохозяйственных сезона ориентировочно через 3000 ч.

Рекомендуется поменять местами конечные передачи при заметном износе зубьев и после наработки 5000...6000 ч. Передачи отсоединяют и присоединяют с помощью винтовых механизмов регулировки колеи, предварительно ослабив затяжку стопорных клиньев. Передние колеса отсоединяют, но местами не меняют. Не меняют местами и корпуса 3 см. 79 редукторов, так как в конструкции этих корпусов не предусмотрена возможность такой замены.

Подшипники ведущей шестерни главной передачи должны быть отрегулированы так, чтобы осевой зазор в них отсутствовал. При обнаружении осевого зазора необходимо снять стакан 3 и подобрать требуемый натяг подшипников за счет шлифовки одного из регулировочных колец, размещенных между подшипником и распорной втулкой 5 78. При затяжке гайки 4 нужно проворачивать фланец так, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение. Натяг подшипников должен быть таким, чтобы момент проворачивания ведущей шестерни 2 при снятом узле составлял 1,2...2,8 Н-м.

Для проверки осевого зазора в подшипниках дифференциала необходимо подвести индикатор к ведомой шестерне и перемещать ее ломиком влево и вправо. Осевой зазор в подшипниках должен быть не более 0,1 мм. Он регулируется изменением толщины разрезных прокладок, установленных между фланцем крышки 6 и корпусом 1.

Диаметрально расположенные наборы прокладок должны иметь одинаковую толщину. При затяжке болтов следует поворачивать корпус дифференциала. При замене изношенной пары шестерен главной передачи устанавливают ведомую шестерню на размер 40,7+0,15 мм, изменяя толщину прокладок, расположенных между шестерней и корпусом дифференциала. Затем регулируют боковой зазор между зубьями шестерен в пределах 0,18...0,40 мм, что соответствует угловому перемещению фланца по окружности осей болтов в пределах 0,30...0,65 мм. Регулировку осуществляют разрезными прокладками, установленными между фланцем стакана 3 и корпусом 1. Диаметрально расположенные наборы прокладок должны иметь одинаковую толщину.

По окончании регулировки проверяют прилегание зубьев с помощью краски. Пятно контакта должно занимать не менее 50% длины зуба.

Осевой зазор в конических роликоподшипниках полуосей и вертикальных валов 79 должен быть в пределах 0,05...0,15 мм. При необходимости зазор можно уменьшить затяжкой гаек 7 и 9 до отказа, затем их следует отпустить на Ую-» Vis оборота и надежно раскеренить поясок в пазу вала.

Боковой зазор в зацеплении шестерен верхней конической пары должен составлять 0,10...0,45 мм для новой пары. Зазор регулируют разрезными прокладками, установленными между фланцем гнезда 8 и корпусом 10. Диаметрально расположенные наборы прокладок должны иметь одинаковую толщину. Правильность зацепления окончательно проверяют по пятну контакта см. выше.

Применяя индикаторное приспособление, проверяют осевой зазор в конических роликоподшипниках колес.

Зазор не должен быть более 0,3 мм. При необходимости его нужно регулировать в следующем порядке:

слить из редуктора масло и снять колесо;

отвернуть болты крепления крышки 2 к корпусу 3, с помощью двух демонтажных болтов снять крышку в сборе с ведомой шестерней, отвернуть от вала два стопорных болта и разобрать узел;

отшлифовать одно из регулировочных колец, установленных между подшипниками, под нужный размер, собрать узел и снова проверить осевой зазор.

Боковой зазор в зубьях шестерен нижней конической пары должен составлять 0,26...0,65 мм для новой пары, что соответствует угловому смещению фланца диска колеса в пределах 0,16...0,40 мм по окружности расположения осей крепежных болтов. Зазор регулируют изменением количества разрезных прокладок, установленных между фланцем стакана 1 и крышкой 2.

Отчет о работе. Объясните непосредственно на механизмах или по рисункам технологическую последовательность операций, входящих в регулировочные работы. При необходимости в соответствии с заданием преподавателя вычертите рисунки схемы и опишите порядок проведения регулировок.