↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Техническое обслуживание машин
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Диагностирование кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов

Цель работы. Изучить устройство и применение используемых в работе приборов и приспособлений, описанные в х 5 ... 10 способы диагностирования применяются как при общем обязательном диагностировании, так и при поэлементном заявочном диагностировании. В первом случае определяется остаточный ресурс систем и агрегатов, во втором оценивается качество функционирования систем и агрегатов и выявляется потребность в их профилактике. Диагностировать механизмы и сделать выводы об их техническом состоянии.

Оборудование рабочего места. Трактор Т-150К или стендовый двигатель непосредственного впрыска Д-37М, СМД-14АН, Д-240 и др., компрессорно-вакуумная установка КИ-4942, тахометр, приспособление КИ-11140 для замера перемещений поршня, приспособление ПИМ-5226 для замера зазоров, универсальный компрессиметр КИ-861, стержневой стетоскоп и автостетоскоп ТУ-11 Бео-003, комплект КИ-13902, приспособление для проверки давления масла КИ-5472.

При отсутствии установки КИ-4942, приспособления КИ-11140, комплекта КИ-13902 и приспособления КИ-5472 их можно заменить приспособлениями, изготовленными в мастерской техникума.

Порядок выполнения работы. Предварительно в порядке подготовки к уроку составить форму отчета.

Характерные неисправности механизм I м о в. Износ гильз, поршней и поршневых колец, закоксовывание поршневых колец сопровождаются следующими признаками: снижена компрессия двигателя, затруднен его пуск, двигатель не развивает номинальную мощность, из отверстий сапуна и масло заливной горловины выходит большое количество газов, перерасходуется и преждевременно стареет картерное масло большое количество отложений в роторе реактивной масляной центрифуги.

При износе подшипников коленчатого вала падает; давление масла в магистрали и появляются стуки в средней и нижних частях блока цилиндров; если зазор в шатунном подшипнике превышает предельное значение, то возможен обрыв шатунных болтов и разрушение блока цилиндров.

При износе поршневого пальца и втулки верхней головки шатуна появляется металлический стук в верхней части блока цилиндров; при износе, превышающем предельное значение, возможно выталкивание стопорного кольца смещенным поршневым пальцем и разрушение стенки гильзы.

При больших зазорах между стержнями клапанов и бойками коромысел появляются металлические стуки в зоне клапанного механизма.

Износ фасок клапанов или отсутствие зазоров между стержнями клапанов и бойками коромысел сопровождаются следующими признаками: уменьшается компрессия, затрудняется пуск и занижается мощность двигателя, в случае работы двигателя при малой частоте вращения наблюдаются перебои, при прокручивании коленчатого вала слышно шипение в трубопроводе.

При износе кулачков распределительного вала и распределительных шестерен нарушаются фазы газораспределения, вследствие чего двигатель дымит и не развивает полной мощности, в зоне расположения шестерен слышен усиливающийся шум. Если ослаблена упругость пружин клапана, двигатель с перебоями и не развивает полной мощности.

При прогорании прокладки головки блока из верхнего бака радиатора выходят пузырьки газа и возможно попадание воды в поддон картера.

Ослушивание двигателя. Пустите двигатель и прогрейте его до нормального теплового состояния 75...80Х. Для ослушивания можно использовать стержневой стетоскоп и автостетоскоп во время ослушивания второе ухо следует плотно закрывать. По силе, звука, его тону и месту ослушивания при наличии практического опыта можно довольно точно определить состояние сопряженных пар. Коренные подшипники 4 ослушивают по оси коленчатого вала. Стук в подшипниках глухой, он лучше выявляется при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

Шатунные подшипники ослушивают по всей высоте цилиндра и на линии расположения колен в в. м.т. Стук лучше выявляется при резком изменении частоты вращения двигателя. Повышенные зазоры между поршнями и цилиндрами обнаруживаются по линии 3 движения поршней.

Стук пальца — звонкий металлический, прослушивается в верхней части 2 блок-картера; при выключении подачи топлива стук исчезает. Увеличенные зазоры в клапанном механизме 1 обнаруживаются по легким металлическим стукам.

Компрессии-дизельного 49. метр для двигателя.

На остановленном двигателе следует проверить герметичность клапанов, для чего необходимо приложить ухо к отверстию выпускной трубы, а затем рукояткой или специальным ключом вращать коленчатый вал двигателя. Если выпускной клапан проверяемого цилиндра негерметичен, на такте сжатия в выпускной трубе слышен характерный шипящий звук.

Проворачивая коленчатый вал несколько раз и сравнивая силу звука, можно определить относительную степень герметичности выпускного клапана каждого цилиндра. Таким же способом нужно проверить герметичность впускных клапанов, ослушивая их через впускную трубу.

Проверка давления конца сжатия компрессиметром. Герметичность цилиндров можно определить по давлению конца сжатия, т. е. по компрессии. Для замера компрессии применяют универсальный копрессиметр К.И-861 49. Если его используют для проверки компрессии у карбюраторного двигателя, то в корпус 1 ввертывают манометр с пределом измерений 0...1 МПа и вставляют резиновый наконечник. Если же компрессиметр используют для проверки компрессии у дизельного двигателя, то в корпус ввертывают манометр с пределом измерений 0...4 МПа и приставляют наконечник с накладкой.

Обратный клапан 3 предотвращает утечку сжатого воздуха из прибора.

Вентиль 2 предназначен для выпуска воздуха из прибора по окончании проверки компрессии. Во время проверки вентиль должен быть завернут.

При проверке компрессии у дизельного двигателя компрессиметр вставляют в отверстие форсунки и крепят так же, как и форсунку. Коленчатый вал двигателя прокручивают стартером или пусковым двигателем до тех пор, пока не перестанет повышаться давление, показываемое манометром. В исправном цилиндре дизельного двигателя компрессия должна быть не менее 2 МПа, карбюраторного—не менее 0,9 МПа. Разница в значениях компрессии между отдельными цилиндрами дизельного двигателя должна составлять не более 0,4 МПа; а карбюраторного — не более 0,1 МПа, так как с увеличением разности давлений возрастает неравномерность работы двигателя.

Назначение и устройство индикатора расхода газов, прорывающихся в картер КИ-4887 ГОСНИТИ. Состояние цилиндро-поршневой группы рекомендуется проверять при ТО-3, а также в случае заметного снижения мощности двигателя, повышенного угара масла или дымления из сапуна. Для этой цели используют индикатор расхода газов, прорывающихся в картер.

Индикатор состоит из расходомера и трубопроводов. Конструктивно расходомер имеет прозрачный корпус 6 50, в котором просверлены три канала — 11, 12 и 13. Канал 12 сообщен с впускным патрубком, а канал И — с атмосферой. В зоне каналов на корпусе нанесены деления; цена деления равна 2 мм.

В прозрачный корпус вмонтировано дросселирующее устройство, образованное двумя втулками 1 и 2. Втулка 1 соединена неподвижно с корпусом 6, а втулка 2 может поворачиваться относительно втулки 1. Плотное соединение втулок обеспечивается поджатием втулки 2 с помощью распорной пружины 7 и крестовины 10. Между крестовиной и втулкой 2 установлена уплотнительная фторопластовая прокладка. На конусной части обеих втулок имеются поперечные щели, образующие дросселирующее отверстие 3. Вращая наружную рифленую рукоятку втулки 2, можно плавно изменять площадь отверстия 3.

В донышке втулки 1 и на заслонке 4 имеются по два сверления, при совпадении которых образуются калиброванные отверстия 5.

К крестовине 10 с наружной стороны винтами прикреплена крышка 8, на которой установлена дроссельная заслонка 9, предназначенная для регулирования давления в картере двигателя. К крышке присоединен выпускной трубопровод, па него надет шланг, подведенный к источнику разрежения.

Если для отсоса картерных газов используется разрежение, образующееся во впускном тракте двигателя, то выпускной шланг прибора вводят во всасывающую трубу двигателя. Можно присоединить выпускной шланг к компрессорно-вакуумной установке КИ-4942. Кроме того, в качестве источника разрежения можно использовать имеющийся в комплекте прибора эжектор, присоединив его к выпускной трубе двигателя.

На конце впускного трубопровода гайкой-фильтром закреплена резиновая втулка, предназначенная для присоединения трубопровода к маслозаливной горловине двигателя.

расходомера основана на принципе пропорциональности расхода газов площади отверстия 3 и перепаду давления в дросселирующем устройстве. Перепад давления устанавливается постоянным —150 Па 15 мм вод. ст.—за счет изменения площади отверстия 3. Он контролируется по разности уровней воды в каналах 11, 12, 13.

Расход газов определяют по шкале, нанесенной на наружную поверхность подвижной втулки 2. Размеры отверстия 3 рассчитаны на замер расхода газов в пределах 2... 100 л/мин. Для увеличения диапазона измерений используются калиброванные отверстия 5, выполненные во втулке 1 и в заслонке 4. Если повернуть заслонку 4, то при открытии во втулке одного отверстия к полученному по основной шкале значению расхода следует прибавить 40 л/мин, а при открытии двух отверстий — 80 л/мин.

Подготовка к работе компрессорно-вакуумной установки. Для диагностирования цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма применяется компрессорно-вакуумная установка КИ 4942. Перед пуском в работу ее надо заправить маслом и обкатать.

Если такой установки нет, ее можно заменить переоборудованной для этой цели серийной компрессорной установкой 0-16, 0-39 или М-155-1.

Для переоборудования установки 51 необходимо отсоединить от компрессора воздушный фильтр и присоединить к всасывающему каналу воздушный ресивер тормозной системы автомобиля. Фильтр 5 нужно перенести на вакуумный ресивер 2, установить кран 6 и вакуумметр 4. Всасывающий и нагнетательный трубопроводы установки следует присоединить к трехходовому крану 3, для изготовления которого можно использовать кран-распределитель 34-9-2 комбайна СК-4. Манометр 7 надо установить у ресивера 8 давления, создаваемого компрессором 1.

Проверка состояния цилиндропоршневой группы. Для проверки состояния цилиндропоршневой группы необходимо выполнить следующие операции. Закрыть заглушкой сапун двигателя и отверстие под масломерную линейку, присоединить выпускной трубопровод прибора к источнику разрежения на рисунке 51 это компрессорно-вакуумная установка. Установить край 3 в положение «вакуум», а кран 6 в положение «закрыто». Вставить конусный наконечник впускного трубопровода прибора в масло заливную горловину двигателя. Вращая рукоятку 10 подвижной втулки прибора, полностью открыть дроссель установить деление «100» против риски на корпусе. Полностью открыть дроссельную заслонку выпускного трубопровода. Пустить двигатель и установить его на поминальную частоту вращения табл. 6, которую проверить тахометром, присоединенным к коленчатому валу или к ВОМ. Включить в работу компрессор и убедиться в том, что вакуумметр 4 показывает разрежение не менее 20 кПа. Прикрывая заслонку 9, медленно поднять столбик воды в среднем канале на 3...4 деления выше уровня в левом канале. Медленно вращая рукоятку дросселя против часовой стрелки, установить одинаковый уровень воды в правом и левом каналах. Снова поднять уровень воды в среднем канале на 1...2 деления и снова выровнять уровни в правом и левом каналах. Продолжая в том же порядке постепенно повышать уровень воды в среднем канале, добиться такого положения, когда уровни воды в правом и левом каналах станут одинаковыми, а уровень в среднем канале будет на 7,5 деления на 15 мм выше уровня в правом и левом каналах.

Проверка давления масла и правильности показаний масляного манометра с помощью приспособления КИ-4940.

Проверка иного механизма. Оценка состояния подшипников коленчатого вала по давлению масла в магистрали. Давление масла в магистрали следует проверять в таком порядке. Отсоединить трубку рабочего манометра от штуцера, ввернутого в корпус масляного фильтра или в блок. Присоединить приспособление КИ-4940 к штуцеру и к трубке 52, пустить двигатель и прогреть 'его до нормального теплового состояния. По манометру приспособления определить давление масла в главной масляной магистрали при максимальной и минимальной устойчивой частотах вращения коленчатого вала. Одновременно следует проверить показания рабочего манометра и если они отличаются от показаний эталонного манометра более чем на 10%, то манометр заменяют. Остановить двигатель, сравнить полученные величины с данными, приведенными в таблице 7.

Определение суммарного зазора в сопряжениях головок шатуна. Применявшийся ранее способ определения суммарного зазора в сопряжениях головок шатуна заключался в том, что для замера перемещений поршня и шатуна снимался поддон картера, с помощью приспособлений при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала

соления устанавливались индикаторы у поршня и у нижней головки шатуна, а затем компрессорно-вакуумной установкой поочередно в цилиндр подавались сжатый воздух и разрежение.

Такой способ не оправдал себя на практике по следующим причинам.

Снятие и установка поддона — очень трудоемкая , связанная, кроме того, с риском разрыва уплотнительной прокладки и появления течей масла. Учитывая это обстоятельство, почти все заводы отменили рекомендацию снимать поддон для очистки каналов центробежной очистки масла при ТО-3. Кроме того, после остановки двигателя с его деталей в течение нескольких часов капает масло, и установка индикатора в таких условиях затруднена.

Для определения суммарного зазора в сопряжениях головок шатуна ГОСНИТИ рекомендует приспособление КИ-11140, которое вставляется в отверстие форсунки. По центральному каналу приспособления в цилиндр можно поочередно подавать сжатый воздух и разрежение. Через этот же канал проходит шток, передающий перемещения поршня к закрепленному сверху индикатору.

Проверка показала, что такое приспособление невозможно установить на двигатели СМД-14, Д-54, Д-50, Д-48, так как доступу к поршню препятствует вставка камеры сгорания. Приспособление можно использовать лишь на перспективных двигателях непосредственного впрыска Д-240, СМД-60, Д-37Е. При отсутствии приспособления КИ-11140 его можно заменить приспособлением, изготовленным из выбракованной форсунки. Ось форсунки составляет с осью цилиндра угол 20...40°, поэтому наконечник приспособления должен иметь искривленный канал, в который заложено 8... 10 шариков диаметром 2 мм 53.

Несложно по устройству приспособление для замера зазора в кривошипно-шатунном механизме двигателей ПД-10, П-350 54.

Для проверки зазора с помощью такого приспособления необходимо вывернуть свечу и заливной краник. Установить поршень в в.м.т., завернуть в свечное отверстие приспособление в сборе с индикатором. Завернуть в отверстие краника специальный штуцер и закрепить на штуцере шланг компрессорно-вакуумной установки. Убедиться в том, что кран 3 установлен в положение «открыто», а кран 1 в положение «закрыто». Включить в работу компрессор и наблюдать за показаниями манометра 4 ресивера нагнетания. Когда давление достигнет 0,15 МПа, перевести кран 1 в положение «давление» и через 3...5 с и снова возвратить его в положение «закрыто». Если при этом коленчатый вал провернется, повторно установить поршень з в. м. т., ориентируясь по перемещению большой стрелки индикатора. Вращая за ободок шкалу индикатора, установить деление «0» против большой стрелки. Наблюдая за показанием вакуумметра 2, перевести кран 1 в положение «вакуум» и записать значение зазора, замеренного индикатором.

53. Приспособление для измерения зазора в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма:

54. Схема измерения зазора в кривошипно-шатунном механизме двигателя ПД-10.

та повторно перевести кран 1 из положения «давление» в положение «вакуум», делая паузы продолжительностью 3...5 с. Кран 3 при этом должен быть закрыт.

Во время проверки необходимо следить за тем, чтобы давление в ресивере сжатого воздуха не превышало 0,2 МПа.

Если суммарный зазор в кривошипно-шатунном механизме более 1 мм, то двигатель необходимо направить в ремонт.

По окончании работы необходимо выключить компрессор, завернуть свечу и краник.

Регулировка зазоров между клапанами и коромыслам и. Приспособление ПИМ-5226 55 предназначено для регулировки зазоров. Оно состоит из специальной отвертки 1 с напрессованным на нее диском 2 и втулки 4 с лимбом 3. Втулка свободно вращается на стержне отвертки. На лимбе нанесены деления, соответствующие определенным зазорам у двигателей различных марок.

Для регулировки зазоров с помощью приспособления необходимо отпустить контргайку регулировочного винта и с помощью отвертки 1 приспособления ввертывать винт до момента исчезновения зазора между клапаном и коромыслом. Затем, удерживая левой рукой диск 2 и поворачивая правой рукой втулку 4, совместить нулевую отметку соответствующей шкалы лимба 3 с какой-либо риской диска. Удерживая на месте втулку 4 правой рукой; повернуть левой рукой диск против часовой стрелки до совпадения риски на диске с делением шкалы, обозначающим номинальный зазор табл, 8. Удерживая левой рукой диск, правой рукой затянуть контргайку винта.

55. Приспособление ПИМ-5226.

В технической литературе описан способ регулировки зазоров, связанный с установкой поршней в в. м. т. на тактах «сжатие». Такую установку один человек, как правило, выполнить не может, ее надо выполнять вдвоем. На практике же часто приходится одному мастеру-наладчику регулировать зазоры в клапанах. Проводить регулировку в таких условиях необходимо в следующем порядке. Уточнить, где расположены выпускные клапаны можно их пометить. Наблюдая за коромыслами клапанов 4-го цилиндра и пользуясь стартером, вращать толчками коленчатый вал до тех пор, пока выпускной клапан закроется, а впускной начнет открываться. С помощью приспособления ПИМ-5226 отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами 1-го цилиндра. Наблюдая за клапанами 2-го цилиндра, таким же способом проверить зазоры между клапанами и коромыслами 3-го цилиндра. Для подготовки к проверке зазоров клапанов 4-го и 2-го цилиндров наблюдать за клапанами 1-го и 3-го цилиндров, медленно вращая коленчатый вал.

Проверка фаз газораспределения. При износе зубьев распределительных шестерен и кулачков распределительного вала, а также при скручивании распределительного вала нарушаются фазы газораспределения. В этих случаях для проверки фаз газораспределения необходимо выполнить следующие операции:

  • проверить и при необходимости точно отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами первого цилиндра;
  • установить поршень первого цилиндра в фиксируемое положение на такте «выпуск» при проверке фаз на двигателях СМД-14АН, Д-50, Д-240, Д-65Н закрепить стрелку-указатель около любого шкива, на котором удобно замерять угол на двигателях, имеющих шкалу на маховике, эта операция не проводится ;
  • повернуть коленчатый вал против хода примерно на пол оборота, заложить в зазор между стержнем впускного клапана и коромыслом полоску тонкой бумаги;
  • медленно, вращать коленчатый вал по ходу и слегка перемещать полоску;
  • в момент, когда начнется зажатие полоски, вращение прекратить;
  • нанести на шкив против стрелки вторую риску и шаблоном-угломером КИ-13902 замерить угол между рисками у двигателей, имеющих шкалу на маховике, достаточно определить угол, указываемый стрелкой;
  • Угол начала открытия впускного клапана по отношению к фиксированному положению коленчатого вала, град
  • сравнить замеренный угол с допустимыми значениями угла табл. 9;
  • если угол выходит за допустимые пределы, необходимо сместить шестерню распределительного вала на один зуб по ходу или против хода и повторно замерить угол начала открытия впускного клапана.

Характерные неисправности. При сильном загрязнении воздухоочистителя снижается мощность и экономичность двигателя, а в картерном масле увеличивается содержание абразива, повышающего износ двигателя.

При нарушении герметичности воздухоочистителя, и впускного трубопровода износ двигателя увеличивается по той же причине.

При повышенном загрязнении топливных фильтрующих элементов, при износе перепускного клапана и подкачивающего насоса уменьшается количество топлива, поступающего к насосу; это вызывает, в свою очередь, снижение мощности и неравномерную работу двигателя.

При износе или закоксовывании распылителя форсунки и при заедании иглы в корпусе распылителя двигатель работает с перебоями, дымит и не развивает полной мощности; кроме того, затруднен пуск двигателя.

В случае износа плунжерных пар затруднен пуск двигателя, в картер топливного насоса попадает большое количество топлива.

При износе нагнетательных клапанов двигатель работает с перебоями, снижаются его мощность и экономичность, закоксовываются распылители.

При значительном отклонении угла начала подачи топлива от номинальной величины поздняя или ранняя подача топлива наблюдается: плохой запуск двигателя, снижение мощности и экономичности двигателя, выброс из выпускной трубы серого или черного дыма, жесткая двигателя металлические стуки при ранней подаче.

При снижении номинальной частоты вращения коленчатого вала и при уменьшении цикловой подачи топлива двигатель не развивает полной мощности.

При большой неравномерности подачи топлива по секциям насоса двигатель ет неравномерно неравномерность определяется по звуку выпуска.

Для проверки степени загрязненности воздухоочистителя нужно пустить двигатель и установить частоту вращения, близкую к номинальной. Затем следует отвернуть пробку на впускном трубопроводе, присоединить индикатор к отверстию в трубопроводе и нажать пальцем на стержень клапана. Если в смотровом окне появляется красная полоса, то это свидетельствует о недопустимом загрязнении воздухоочистителя.

Проверка герметичности впускного трубопровода. Герметичность следует проверять в таком порядке. Проверить внешним осмотром состояние соединений впускного тракта. У двигателей СМД-14 особое внимание обратить на герметичность разъема между головкой и кожухом циклонов, на затяжку накидной гайки и на состояние соединительных шлангов трубы эжектора. Снять головку сухого пылеотделителя воздухоочистителя.

Пустить двигатель и установить среднюю частоту вращения коленчатого вала. Плотно прикрыть трубу воздухоочистителя картоном или клапаном аварийного останова. Если соединения впускного тракта герметичны, двигатель должен заглохнуть через 15 с. Если двигатель продолжает, с помощью устройства \ КИ-4870 выявить места подсоса воздуха и устранить не плотности.

Устройство КИ-4870 56, б состоит из корпуса 1, винта 3, стекла 2 для замера уровня, резиновой трубки 4, вилки 5, наконечника 6. Винт 3 служит для запирания жидкости в нерабочем положении. К вилке 5 можно присоединять сменные наконечники различных конструкций. В корпус до уровня риски на стекле заливается антифриз или дизельное топливо.

При использовании прибора нужно вывернуть винт 3 до появления наружу бокового отверстия, затем левой рукой взять прибор стеклом к себе, а в правую руку взять наконечник. Прикладывая наконечник к местам возможного нарушения герметичности воздушного трактающего двигателя, наблюдать за уровнем жидкости. Если жидкость начнет опускаться — значит, обнаружена щель, через которую подсасывается воздух.

Л1еста нарушения герметичности необходимо отметить, а затем устранить неисправности.

После окончания проверки нужно завернуть до упора винт 3.

Проверка усадки нитчатых элементов фильтра тонкой очистки. Для такой проверки необходимо снять крышку фильтра и замерить штанген-глубиномером высоту выступания стержней крепления

57. Приспособление К.И-4801 для проверки системы топливоподачи низкого давления.

элементов над промежуточной плитой. Выступание стержней для двигателей Д-240, Д-50, Д-37 должно составлять не более 35 мм, для двигателей СМД-14 — не более 14 мм.

Если выступание превышает допустимую величину, необходимо установить под элементы войлочные или картонные прокладки; толщина прокладок подбирается такой, чтобы после их установки выступание стержней не превышало допустимой величины.

По окончании проверки нужно собрать фильтр.

Проверка состояния подкачивающего насоса, перепускного клапана и фильтров тонкой очистки топлива. Эта проверка проводится приспособлением КИ-4801 57. Оно состоит из манометра 1, корпуса 2 с клапаном 5 для удаления воздуха из каналов, крана 3 для распределения топлива и двух шлангов 4. Для присоединения приспособления к системе топливоподачи применяются удлиненные болты поворотных угольников. При проверке один шланг подсоединяется к нагнетательной магистрали подкачивающего насоса перед фильтром тонкой очистки, а другой— между фильтром и топливным насосом. Проверку необходимо проводить в следующем порядке.

Пустить двигатель и установить минимальную частоту вращения коленчатого вала. Переключая кран приспособления, замерить давление топлива перед и за фильтром тонкой очистки топлива. Если давление перед фильтром меньше 80 кПа, то это указывает на предельный износ подкачивающего насоса. Если давление за фильтром менее 40 кПа, то необходимо проверить исправность перепускного клапана. Проверка проводится способом установки контрольного клапана вместо проверяемого. Если при работе двигателя с контрольным клапаном давление повысится до 60...80 кПа, то проверяемый клапан необходимо заменить.

Если при постановке контрольного клапана давление не повышается, то это указывает на загрязнение фильтрующих элементов.

Если давление за фильтром ниже минимально допустимого, необходимо заменить фильтрующие элементы. двигателя при давлении за фильтром ниже 20 кПа недопустима, так как при этом снижается мощность двигателя. Равенство давлений перед фильтром и за ним указывает на то, что фильтр не работает.

Проверка форсунок. Проверку следует проводить в таком порядке.

Отсоединить топливопроводы высокого давления от штуцеров топливного насоса и присоединить к одному из топливопроводов приспособление КИ-9917 58. У двигателей ЯМЗ-238НБ, СМД-60, СМД-62, СМД-64 приспособление следует подключать непосредственно к форсунке.

Нагнетать топливо рычагом, следить за показаниями манометра. Рост давления после каждого нагнетания не должен сопровождаться последующим заметным снижением. Допускается лишь плавное падение давления на 1 МПа в течение 20 с при отсчете от значения, которое меньше давления впрыска на 1,5...2,0 МПа. Падение давления на большую величину указывает на плохое состояние распылителя.

Но наибольшему показанию манометра определить давление впрыска топлива форсункой.

В случае необходимости отрегулировать форсунку непосредственно на двигателе и, нагнетая топливо, с помощью стетоскопа прослушать характер звука впрыска. При хорошем качестве распыла звук четкий, с характерным «скрипом».

На двигателях, которые имеют декомпрессор и прокручиваются рукояткой, можно проверить качество распыла, прокручивая коленчатый вал за рукоятку и не пользуясь приспособлением КИ-9917.

59. Прибор КИ-4802 для проверки прецизионных пар:

Проверка технического состояния прецизионных пар топливного насоса. Проверку следует выполнять в таком порядке. Отсоединить от одной из секций топливного насоса топливопровод высокого давления.

Присоединить к этой секции прибор КИ-4802 и уменьшить сжатие пружины прибора 59.

Выключить компрессию двигателя при наличии декомпрессиониого механизма или ослабить гайки крепления топливопроводов высокого давления у остальных трех цилиндров.

Включить полную подачу топлива и прокручивать двигатель пусковым устройством.

Увеличивая сжатие пружины прибора, довести давление по манометру до 30...35 МПа и остановить двигатель. Наблюдать за манометром и при давлении 15 МПа включить секундомер, а при давлении 10 МПа выключить его. Если плунжерная пара развивает давление менее 30 МПа, то она непригодна к работе. У двигателей с разделенными камерами сгорания плунжерная пара должна развивать давление не менее 25 МПа. Если время падения давления в указанном выше интервале менее 10 с, то нагнетательный клапан непригоден к работе.

Проверка момента начала подачи ток л ива. Если в насосе установлены новые или мало ношенные плунжерные пары, развивающие давление более 30 МПа двигатель непосредственного впрыска или более 25 МПа двигатель с разделенными камерами, то момент начала подачи топлива рекомендуется проверять в такой последовательности.

Установить поршень цилиндра в положение «в.м.т.» у тракторов «Беларусь» и Т-40 поршень устанавливается в положение, соответствующее нормальному углу начала подачи; при необходимости зафиксировать это положение с помощью стрелки и метки, проволоки, закрепленный болтом.

Установить моментоскоп на первую секцию топливного насоса; включить полную подачу топлива и прокрутить коленчатый вал двигателя до заполнения стеклянной трубки и исчезновения пузырьков воздуха; слегка встряхнуть трубку, оставив в ней топливо примерно на половине уровня.

Прокрутить коленчатый вал до момента начала подъема уровня топлива в трубке; заметить это положение временной меткой, нанесенной у стрелки.

Прокрутить коленчатый вал против хода на ]Д оборота.

Вращать коленчатый вал по ходу небольшими резкими толчками и одновременно наблюдать за уровнем топлива в трубке. -

В момент начала подъема топлива прекратить вращение, стереть временную метку и нанести против стрелки вторую метку если момент начала подачи зафиксирован неточно, повторить опыт.

Замерить длину дуги между метками и сравнить ее с длиной, приведенной в таблице 13; если длина дуги выходит за допустимые пределы, изменить на двигателе момент начала подачи топлива.

Описанный способ дает достаточно точный результат при новых или малоизношенных плунжерных парах.

Если плунжерные пары двигателя с непосредственным впрыском развивают давление менее 30 МПа, а плунжерные пары двигателя с разделенными камерами сжатия менее 25 МПа, то перед проверкой момента начала подачи необходимо вывернуть из головки штуцер проверяемой секции и установить вместо рабочей пружины нагнетательного клапана пружину с уменьшенной жесткостью 60. В дальнейшем проверка момента, начала подачи проводится описанным выше способом.

Проверка частоты вращения коленчатого вала. Для проверки необходимо закрепить на штуцерах топливного насоса специальные переключатели топлива 61. В корпусе 3 переключателя размещены два нагнетательных клапана топливного насоса. Из секции насоса топливо поступает в переключатель по трубке 1. Если винт 8 завернут до упора, то клапан 5 закрыт, и топливо поступает в штуцер 7, а затем к форсунке топливомера через открытый клапан 6. Если винт отвернуть до упора, то под действием пружины 4 клапан 5 откроется, а клапан 6 закроется. При этом топливо будет поступать к форсунке двигателя по трубке 2.

С помощью двух предварительно подогнанных комплектов трубок высокого давления соединить переключатели с форсунками двигателя и топливомера 62.

Установить лотки топливомера на слив топлива в сливную трубку, конец которой опустить в небольшой бачок, закрепленный на корпусе топливомера.

Отвернуть до упора рукоятки переключателей; при этом топливо из переключателей будет поступать в форсунки двигателя. Пустить двигатель и прогреть его при средней частоте вращения до температуры 70...80°С.

Установить двигатель на максимальную частоту вращения и замерить ее тахометром.

Завернуть до упора рукоятки двух переключателей— 1-го и 4-го или 2-го и 3-го. При этом топливо из этих переключателей будет поступать в форсунки топливомера, а из них — на слив.

Используя один из переключателей двух работающих цилиндров, плавно уменьшать подачу топлива в цилиндр до момента резкого снижения частоты вращения. Затем плавно увеличивать подачу топлива в этот цилиндр до момента резкого возрастания частоты вращения, определяемого на слух и по показанию тахометра. В этот момент тахометр показывает номинальную частоту вращения коленчатого вала.

Кроме указанного способа установки двигателя на номинальный режим, можно применять дросселирование воздуха на впуске. Для этого необходимо закрепить на воздушной трубе специальный вентиль.

При исправном регуляторе номинальная частота вращения должна находиться в пределах, указанных в таблице 11. Если она выходит за допустимые пределы, необходимо провести регулировку регулятора. Для этого следует подсчитать разницу между фактической и номинальной частотами вращения. Если фактическая частота вращения занижена, подсчитанную разницу необходимо приплюсовать к замеренной ранее максимальной частоте вращения. Если она завышена, то разницу нужно вычесть из максимальной частоты вращения. Полученный результат определяет максимальную частоту вращения, на которую должен быть отрегулирован регулятор.

Регулировка проводится у насосов УТН-5, УТН-15 винтом ограничения максимальной частоты вращения, ввернутым в корпус регулятора 63, у насосов ТН-9Х10, ТН-8,5ХЮ с регулятором РВ — изменением числа прокладок под головкой регулировочного болта, у насосов НД-21/4 и НД-21/2 —винтом ограничения максимальной частоты вращения, ввернутым в наружный рычаг регулятора.

Определение подачи насосных элементов, неравномерности подачи и часового расхода топлива. Сначала необходимо проверить величину подачи топлива в два цилиндра в такой последовательности:

  • пустить двигатель, установить его на максимальную частоту вращения и выключить 2-й и 3-й цилиндры, направив топливо в форсунки топливомера;
  • медленно заворачивая рукоятку 1-го или 4-го переключателя, уменьшать подачу топлива в цилиндр до момента достижения двигателем замеренной прежде фактической частоты вращения;
  • перевести лотки топливомера на слив топлива в мерные стаканчики, включив одновременно секундомер;
  • через 1 мин перевести лотки на слив топлива в бачок и записать объем топлива, поданного в стаканчики 2-й и 3-й секциями;
  • включить в работу 2-й и 3-й цилиндры и, выключив подачу топлива в 1-й и 4-й цилиндры, установить двигатель на фактическую частоту вращения, а затем произвести замер объема топлива, поданного за одну минуту 1-й и 4-й секциями насоса.

Если неравномерность подачи превышает 12%, насос подлежит регулировке на стенде. Если же она не превышает 12%, а подача насосных элементов выходит за пределы допустимых значений, следует отрегулировать подачу непосредственно на тракторе. При этом регулировка подачи осуществляется изменением положения упорного винта рычага у насоса 4ТН8.5ХЮ или болта 4 номинала у насоса УТН-5 63.

Для отключения цилиндров к топливному насосу присоединено приспособление, предназначенное для перепуска топлива из секции насоса в линию низкого давления. Корпус приспособления 64 изготовлен из стального прямоугольного бруска, в котором просверлены продольный канал и четыре поперечных канала, соединенных с вертикальными каналами. Вертикальные каналы заканчиваются приваренными к корпусу штуцерами для присоединения трубок высокого давления. Поперечные каналы продолжаются в приваренных к корпусу отрезках таких же трубок. В эти каналы вставлены пружины и обратные клапаны. В штуцерах, уплотняющих корпусы клапанов, размещены винты, при завертывании которых, подача топлива в цилиндры отключается, а при отвертывании — включается.

65. Объемный мерник:

Для измерения объема топлива предназначен прикрепленный к раме трактора объемный мерник 65. Он состоит из двух емкостей 50 и 100 см3, выполненных в одной мензурке, трехходового крана и секундомера. На рукоятке крана имеется кулачок, который включает и выключает секундомер. Рукоятка крепится на пробке крана так, чтобы ее положения соответствовали подаче топлива:

«верх» — наполняются мерные емкости; «вправо» — двигатель питается из основного бака; «вниз» — двигатель питается из мерных емкостей. На впускной трубе двигателя установлен специальный вентиль, с помощью которого можно дросселировать поток воздуха на впуске, имитируя тем самым загрузку двигателя.

Для измерения плотности топлива используется нефтеденсиметр, опущенный в цилиндрическую мензурку. Плотность определяется по тому делению, которое совпадает с уровнем топлива в мензурке.

Испытание двигателя следует проводить в таком порядке:

  • включить насос гидросистемы и ВОМ; убедиться в том, что вентиль гидродогружателя открыт; установить рукоятку распределителя гидросистемы в положение «подъем»;
  • пустить двигатель и прогреть его на средней частоте вращения; одновременно прогреть масло в гидросистеме до 50°С, создавая гидродогружателем давление 5...7 МПа;
  • установить в топливном мернике уровень топлива против отметки «100» или «150»;
  • по окончании прогрева снять нагрузку на гидродогружатель;
  • установить двигатель на максимальную частоту вращения и плавно закрывать вентиль на впускной трубе до момента резкого снижения частоты вращения на слух и по тахометру;
  • плавно открывать вентиль и наблюдать за показаниями тахометра;
  • в момент, когда частота вращения резко возрастет, определить фактическую номинальную частоту вращения, замеряя ее на ВОМ и используя передаточное число механизма ВОМ;
  • на режиме фактической номинальной частоты вращения включить подачу топлива из мерника в двигатель и определить время расходования порции 100 или 150 см3;
  • полностью открыть вентиль на впускной трубе и выключить из работы 1-й и 4-й цилиндры;
  • плавно закрывая вентиль гидродогружателя, установить фактическую номинальную частоту вращения и определить давление по манометру;
  • включить в работу 1-й и 4-й цилиндры, выключить 2-й и 3-й цилиндры и снова определить давление при фактической номинальной частоте вращения;
  • по окончании испытания остановить двигатель и отключить насос гидросистемы.

Испытание двигателя при работе на одном цилиндре. Метод испытания, разнный Н. С. Ждановским, основан на использовании работы трения в двигателе в качестве нагрузки. Испытание следует проводить в таком порядке.

Перед началом проверки прогреть двигатель до температуры воды не ниже 85°С и масла — не ниже 75°С.

На полной подаче топлива выключить из работы три цилиндра и подождать, пока установится постоянная частота вращения коленчатого вала.

Замерить тахометром частоту вращения ВОМ.

Включить подачу топлива из мерника, после израсходования небольшой порции 50 см3 выключить подачу и определить время расхода топлива.

Такие же замеры частоты вращения и времени расхода порций топлива выполнить и для остальных трех цилиндров.

Используя передаточное число механизма ВОМ, подсчитать частоту вращения для каждого следующего цилиндра. Наибольшая разница в частотах вращения, характеризующая неравномерность работы двигателя, не должна превышать допустимую табл. 13.

Сравнить замеренные частоты вращения с номинальной величиной tiQ.

Основная причина снижения частоты вращения — плохое протекание рабочего цикла в цилиндре. Это наблюдается при недостаточном прогреве двигателя, плохом распыле топлива форсункой, разрегулированных зазорах между клапанами и коромыслами, нарушении установленных углов начала подачи топлива и фаз газораспределения, плохой компрессии в цилиндре. Кроме того, частота вращения снижается вследствие уменьшения подачи топлива насосом.

66. Диаграмма режимов работы двигателя Д-50:

1250 об/мин и 2,22 кг/ч. На диаграмме этим показателям соответствует точка 2, находящаяся в зоне режима 1. Следовательно, проверенная секция топливного насоса обеспечивает нормальную подачу топлива, но рабочий цикл в цилиндре протекает плохо.

Испытание двигателя с помощью прибора « Импульс - 12 М ». Назначение прибора. Прибор служит для измерения параметров технического состояния тракторных двигателей СМД-14, Д-48, Д-50, Д-50Л, Д-54А, А-41М, ЯМЗ-238 без применения внешнего торможения. Он может быть использован в ремонтных мастерских и на постах технического обслуживания тракторов. С помощью прибора можно выполнять следующие операции: измерять частоту вращения коленчатого вала в пределах 0...2000 об/мин; измерять эффективную мощность двигателя в пределах 0...220 кВт; измерять индикаторную мощность отдельных цилиндров; измерять угол опережения впрыска топлива в пределах 0...1000; измерять расход топлива в пределах 0...36 л/ч; замерять расход топлива отдельными цилиндрами. Питание прибора осуществляется от сети 220 В или от источника постоянного тока напряжением 11...13В.

Устройство прибора. На передней панели прибора расположены следующие органы управления 67: ручка переключателя рода работ для измерений частоты вращения п, мощности N, для калибровки К прибора, измерения угла ср впрыска и расхода G топлива; ручка переключения «Уровни фиксации», которая устанавливается в соответствии с маркой двигателя; тумблер «Вкл.» для подключения прибора к источнику питания; входы «G», «nN», «В.м.т.», «Впрыск» для подключения датчиков над входами расположены сигнальные лампочки; ручка «Калибровка» для установки калибровочных значений на индикаторе в соответствии с маркой двигателя; лампочка, загорающаяся при включении прибора; предохранители для защиты цепей прибора; гнездо для присоединения к прибору шнура; кнопка «Замер» для получения отсчетов на шкале индикатора и датчика-расходомера; стрелочный прибор индикатор для установки калибровочных значений и получения отсчетов параметров.

Индуктивный датчик представляет собой прибор электромагнитной системы и служит для генерирования последовательных импульсов, образуемых зубьями венца маховика или впадиной на маховике. Датчик состоит из катушки с сердечником, вставленных в стальную гильзу. С помощью резьбовой втулки он ввинчивается в подготовленное на кожухе маховика отверстие. Торец датчика при этом не доходит до маховика на 2...4 мм. Датчик соединяется с прибором шнуром и разъемом. Имеющиеся в комплекте прибора датчики одинаковы по устройству и взаимозаменяемы.

Часовой расход топлива измеряется датчиком-расходомером. Внутри датчика 68 расположены два клапана 2 и 4, управляемые соленоидом. В верхней части корпуса 3 закреплен мерный цилиндр Л Соединительными шлангами датчик подключается в линию питания между баком и подкачивающим насосом. Для подвода тока к соленоиду 5 служат шнур питания и разъем. В исходном состоянии при работе на холостом ходу двигатель потребляет топливо из топливного бака. При измерении расхода топлива включается соленоид, и клапан перекрывает доступ топлива из топливного бака, открывая мерный цилиндр. Через определенное время 42 с, заданное реле времени, соленоид автоматически отключается, и клапан возвращается в исходное положение. По шкале мерного цилиндра определяется расход топлива л/ч.

В положении рукоятки переключателя датчика стрелкой вниз топливо поступает в двигатель напрямую, минуя мерный цилиндр, стрелкой вверх — заполняется мерный цилиндр. Датчик крепится к раме трактора.

Датчик угла впрыска 69 собран в основном из деталей форсунки и присоединяется к 1-й или 4-й секции топливного насоса. В момент впрыска топливо поступает в форсунку под давлением и подымает иглу 5. Движение иглы передается штоку 4, на котором закреплена стальная шайба 1; последняя вместе с корпусом 3 катушки представляет собой магнитопровод. При разрыве магнитопровода в катушке 2 индуцируется переменное напряжение. По питающему шнуру оно подводится к прибору.

Принцип работы прибора. Прибор представляет собой импульсную электронную схему, включающую формирователи сигналов от датчиков, кварцевый генератор временных импульсов, блок вычисления, программный распределитель, реле времени, аналоговый преобразователь и индикатор.

В основу работы прибора в режиме измерения мощности положен динамический метод оценки мощности по ускорению коленчатого вала двигателя, ющего в режиме разгона на холостом ходу от минимальной до максимальной частоты вращения при быстром перемещении рукоятки подачи топлива. При измерении частоты вращения коленчатого вала прибор суммирует импульсы, поступающие от датчика, и выдает их на индикатор. При измерении угла опережения впрыска топлива прибор накапливает и преобразует импульсы от зубьев венца маховика, от впрыска форсункой и от отметки «в. м.т». Сумма импульсов регистрируется индикатором.

Измерение частоты вращения и мощности двигателя. Пустите и прогрейте двигатель, а затем остановите его.

Подключите прибор к источнику питания. Если прибор присоединяется к аккумулятору, необходимо концы провода присоединить в соответствии со знаком полюсных наконечников.

Включите тумблер прибора, при этом должна загореться индикаторная лампочка; если при включении зашкалит прибор, следует нажать кнопку «Замер».

Поставьте ручку переключателя рода работ в положение «К».

Слегка вращая ручку «Калибровка», установите стрелку индикатора на деление, соответствующее калибровочному значению по частоте вращения для данной марки двигателя табл. 15.

Переведите ручку переключателя рода работ в положение «п».

Пустите двигатель и установите его на среднюю частоту вращения.

Наблюдая за сигнальной лампочкой, завинтите датчик в резьбовое отверстие кожуха маховика. После того как стрелка индикатора остановится на каком-то делении и загорится сигнальная лампочка, заверните датчик еще на 1/2 оборота и закрепите его контргайкой.

Установите двигатель на максимальную частоту вращения, которая определяется умножением показания прибора на 20. Если она выходит за допустимые пределы см. табл. 14, отрегулируйте регулятор частоты вращения.

Установите двигатель на минимальную частоту вращения.

Переведите переключатель «Род работ» в положение «К».

Вращая ручку «Калибровка», установите стрелку индикатора на величину, равную калибровочному значению по мощности для данной марки двигателя.

Переведите переключатель «Род работы» в положение «N».

Нажмите на кнопку «Замер».

Установите двигатель на самую малую частоту вращения и сразу же резко переведите рычаг подачи топлива в положение максимальной подачи. Стрелка индикатора при этом остановится против какого-то деления, значение которого необходимо умножить на множитель, чтобы получить значение эффективной мощности.

Для повышения точности замера опыт проведите 5 раз и определите среднее значение.

Перед каждым опытом нажимайте кнопку «Замер».

Измерение индикаторной мощности отдельного цилиндра. Рукояткой выключателя отключите один из цилиндров.

Измерьте мощность двигателя с отключенным цилиндром в таком же порядке, как описано выше разность показаний индикатора при измерении мощности двигателя со всеми следующими и одним выключенным цилиндром соответствует индикаторной мощности двигателя.

По окончании замера остановите двигатель и выключите прибор.

Измерение расхода топлива. Убедитесь в том, что датчик расхода топлива соединен шнуром с выходом «G» прибора. Установите рукоятку переключателя датчика стрелкой вверх, заполните мерный цилиндр до какой-либо отметки запомнить величину отметки и переведите рукоятку стрелкой вниз.

Установите на воздухоочиститель дросселирующее приспособление и убедитесь в том, что заслонка приспособления открыта.

Проведите калибровку прибора для замера частоты вращения.

Установите переключатель «Род работы» в положение «п».

Пустите двигатель, установите его на максимальную частоту вращения и с помощью выключателя выключите из работы 1-й и 4-й цилиндры.

Перекрывая заслонку дросселя, установите двигатель на номинальную частоту вращения и законтрите рукоятку заслонки.

Переведите переключатель «Род работы» в положение «G».

Нажмите кнопку «Замер», при этом загорается лампочка «G» и питание двигателя в течение 42с осуществляется из мерного цилиндра, после чего режим измерения автоматически заканчивается, а лампочка «G» гаснет.

По делениям шкалы мерного цилиндра определите расход топлива 2-м и 3-м цилиндрами.

Заполните мерный цилиндр до исходной отметки, отключите 2-й и 3-й цилиндры и определите расход топлива 1-м и 4-м цилиндрами.

Аналогичными способами определите попарно расход топлива 1-м и 3-м, 1-м и 2-м цилиндрами.

Используя значения индикаторных мощностей и часовых расходов топлива, определите протекание рабочих циклов в отдельных цилиндрах.

Измерение угла опережения впрыска. Отсоедините от первой секции насоса топливопровод высокого давления, присоедините к этой секции датчик угла впрыска и рукояткой выключателя отключите секцию.

Соедините шнур датчика с выходом «Впрыск» см. 67.

Включите прибор и установите рукоятку «Род работы» в положение «К».

Пользуясь ручкой «Калибровка», установите стрелку прибора на калибровочное значение угла ср в соответствии с маркой проверяемого двигателя.

Пустите двигатель и установите его на минимальную частоту вращения.

Завинчивайте индуктивный датчик-отметчик в. м. т. до тех пор, пока не загорится сигнальная лампочка. Как только лампочка замигает, завинтите датчик еще на V2 оборота, затяните контргайку.

Убедитесь в том, что индуктивный датчик частоты вращения установлен в рабочее положение.

Установите двигатель на номинальную частоту вращения.

Нажмите на кнопку «Замер» и отсчитайте показания прибора. При зашкаливании стрелки прибора угол впрыска отрицателен. Для его измерения уменьшают калибровочные значения по углу впрыска в 4 раза, при этом диапазон шкалы возрастает до 400°. Разность между 360° и показанием прибора дает отрицательное значение угла впрыска.

Сравните полученную величину угла с допустимыми пределами значений угла табл. 17 и сделайте вывод об установке топливного насоса.

Отчет о работе. 1. Запишите результаты испытания двигателя с применением гидродогружателя по следующим показателям: фактической номинальной частоте вращения п об/мин, времени расхода топлива t с, объему израсходованного топлива V0 см3, плотности топлива р г/см3, давлению по манометру Pi МПа при загрузке 1-го и 4-го цилиндров и Р2 МПа при загрузке 2-го и 3-го цилиндров.

Рассчитайте часовой расход топлива и фактическую мощность двигателя.

Сделайте вывод по проверке.

2. Запишите результаты испытания двигателя при работе на одном цилиндре по следующим показателям: частоте вращения ВОМ об/мин, частоте вращения коленчатого вала об/мин, времени расхода 50 см3 топлива с, фактическому расходу топлива при работе на одном цилиндре кг/ч.

Запишите номинальный расход топлива GQ кг/ч и номинальную частоту вращения п5 об/мин коленчатого вала при работе на одном цилиндре.

Рассчитайте фактическую мощность двигателя N^

кВт по формулам.

Вычертите диаграмму режимов работы двигателя 66; для каждого цилиндра нанесите на диаграмму точку, определяющую режим работы этого цилиндра; дайте анализ работы секций топливного насоса и характера протекания рабочих циклов.

3. Запишите значения показателей, полученных при испытании двигателя с помощью прибора «Импульсам»: максимальной частоты вращения коленчатого вала, эффективной мощности, часового расхода топлива, угла впрыска. Сравните эти значения с допустимыми табл. 14 и дайте заключение о техническом состоянии двигателя. Опишите технологическую последовательность операций при испытаниях двигателя различными методами.