↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Техническое обслуживание машин
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Лабораторно-практические работы по техническому обслуживанию машин

Организация работы лаборатории эксплуатации машинно-тракторного парка

В пособии изложены вопросы технического обслуживания и подготовки к работе машин, применяемых в основных земледельческих районах страны. Но с учетом почвенно-климатических особенностей области или республики, для которой готовятся специалисты, техникум может применять другие машины и технологические процессы. Например, в работе 2 вместо трактора Т-150К можно использовать трактор МТЗ-82 или ДТ-75М, в задании 4 вместо сева кукурузы можно провести посадку картофеля и т. д.

С целью экономии площади и оборудования некоторые машины рекомендуется использовать для двух лабораторных работ; например, трактор Т-150К — для работ 2 и 5, агрегат АТО-4822 — для работ 1 и 3 и.т. д.

Для уменьшения постороннего шума оборудование необходимо устанавливать в отдельных изолированных помещениях.

4 может выполняться во временном не отапливаемом помещении.

В лаборатории необходимо иметь подсобное помещение для хранения приборов, приспособлений и инструмента, используемых во время занятий. При лаборатории должен предусматриваться класс, в котором проводятся занятия со всей группой. Примерная площадь лаборатории — 250...300 м2.

Для выполнения работ 2 и 3 необходимо подготовить осмотровые канавы, установив в них воронки и бачки для слива отработанных нефтепродуктов, подъемники и светильники. Двигатели следует устанавливать на надежных подставках, под которые должны быть подложены резиновые подушки. Выпускные трубы целесообразно подводить к общей магистральной трубе, выведенной наружу. Следует предусмотреть возможность периодической очистки труб и слива из них конденсата.

Каждое рабочее место с двигателем должно иметь принудительную вытяжную вентиляцию. Естественное и искусственное освещение должно обеспечивать нормальную освещенность рабочих мест. Под двигатели устанавливают ванны со сливными пробками для сбора пролитого топлива или масла.

Для запуска стартеров вместо аккумуляторных батарей рекомендуется установить в лаборатории выпрямитель Э-305К и проложить по периметру помещения силовую двухпроводную линию с ответвлениями ко всем двигателям.

От компрессорной установки по потолку помещения должен быть проложен магистральный трубопровод, с ответвлениями к рабочим местам для снабжения их сжатым воздухом. Для выполнения работы 5 от компрессорной установки к рабочему месту следует подвести вакуумный трубопровод.

Необходимо систематически вносить различные дополнения и усовершенствования, создающие максимум удобств для выполнения работы, повышающие культуру и производительность учебного труда. Например, для выполнения работы б топливомер КИ-4818 можно подводить к двигателю или отводить от него, если закрепить топливомер на шарнирном настенном кронштейне. Приспособление КИ-4801 и переключатели рекомендуется закрепить на двигателе в их рабочем положении. При подготовке к работе 8 следует снять с трактора кабину и крышки картеров, ослабить посадки базовых деталей. Работу 9 удобнее выполнять, если убрать сиденье и коврики кабины, снять дверцы кабины, а также левую откидную часть капота двигателя и передний щиток распределителя гидросистемы. Для работы 11 рекомендуются два комплекта оборудования, имеющего относительно сложное устройство: один комплект должен быть вскрыт или разрезать, по нему изучается устройство, второй комплект составляется из действующего оборудования.

Выдаваемые на рабочие места задания, инструкции и плакаты должны быть вложены в мешки из двойной полиэтиленовой пленки и процессе вводного инструктажа необходимо разъединить учащимся организационные требования к выполнению работ и общие правила техники безопасности указать звеньям их рабочие места, а также время выполнения работы и порядок перехода на следующие рабочие места.

Особое внимание преподавателя должно быть обращено на подготовку учащихся к занятиям. По каждой работе ему необходимо составить вопросы для проверки знания  учащимися устройства и принципа работы тех механизмов и систем, которые им предстоит обслуживать и диагностировать.

Некоторые работы, описанные в пособии, могут оказаться трудоемкими, если рабочие места должным образом не подготовлены и на вспомогательные операции тратится много времени. Поэтому с учетом конкретных условий необходимо корректировать объем заданий.

Лабораторные работы следует тесно увязывать с теоретическими занятиями, соблюдая последовательность изучения предмета. Чтобы сократить количество рабочих мест, рекомендуется следующий порядок выполнения работ.

Работы 1 и 2 выполняются после соответствующих теоретических уроков. При этом подгруппа делится на два звена, которыми руководят преподаватель и лаборант.

Перед началом каждой работы учащиеся получают краткий инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

Каждое звено выполняет одну работу 1 или 2. На следующем уроке звенья меняются местами. Аналогично организуют работы 3 и 4. При этом первые четыре работы выполняются за 8 ч.

В соответствии с описанной в пособии технологией и методикой выполнения работ 5... 10 можно создать 20-часовой цикл из пяти работ для самостоятельной отработки учащимися приемов регулирования и диагностирования машин. При этом подгруппу делят на 5 звеньев, работой которых руководят преподаватель и лаборант. При делении на звенья следует распределять учащихся так, чтобы по теоретической подготовке и практическому опыту состав звеньев был примерно одинаковым. Оборудование, применяемое в работе 11, изучается всей подгруппой одновременно. При этом его следует закрепить и демонстрировать на высоких подставках. Для этой работы может быть предусмотрен запас оборудования в случае расширения темы при подготовке учащихся по программе узкой специализации.

Для проведения уроков по программе узкой специализации рекомендуется: расширить работу 2 до 4-часового объема; использовать одну- работу из шести 5... 10; создать лабораторные работы по темам: «Обслуживание и диагностирование системы смазки двигателя», «Обслуживание и диагностирование пневматической тормозной системы», «Обслуживание и диагностирование рулевого управления трактора».

Цель лабораторно-практических работ — помочь учащимся углубить знания, развить умение работать с технической литературой и различным оборудованием, приобрести и усовершенствовать навыки выполнения операций технического обслуживания и диагностирования машин. Поэтому перед началом каждой работы преподаватель должен поставить перед учащимися конкретную задачу и в ходе работы периодически контролировать ее выполнение. Оценка самостоятельных действий каждого учащегося осуществляется в ходе занятий. Возможна проверка знаний и умений учащегося по выполнению им небольшого контрольного задания.

Следует практиковать и устные опросы; при этом ответы учащихся должны сопровождаться конкретным показом действий на механизме, системе, по плакату или рисунку. При этом учащийся должен не только последовательно назвать регулировочные операции, но и объяснить причины изменения того или иного режима, а также последствия, к которым приводит с разрегулированным механизмом или неисправной системой, указать те признаки, по которым можно обнаружить неисправность. Учащийся должен стремиться к сознательному выполнению операции, а не к автоматическому заучиванию ее приемов. Окончательная оценка знаний и умений учащегося выставляется после проверки отчета о работе.

Техника безопасности и противопожарные мероприятия на лабораторно практических занятиях

Одежда должна быть застегнута, волосы убраны под головной убор.

Во время занятий запрещаются бесцельные переходы с одного рабочего места на другое.

Запускать двигатели, а также включать в работу установки и приборы можно только по разрешению преподавателя или лаборанта. Перед пуском двигателя следует проверить положение рычагов и убедиться, что весь инструмент убран. Запрещается останавливать пусковой двигатель сбрасыванием провода со свечи.

Учащиеся должны строго согласовывать свои действия при прокручивании двигателя и одновременной регулировке его механизмов.

При пользовании гаечным ключом рабочее движение руки должно быть направлено к себе, а не от себя.

Не разрешается оставлять тяжелые изделия в неустойчивом положении.

Использованный обтирочный материал следует убирать в отведенные для этой цели металлические ящики с крышками.

Не разрешается курить в помещениях с повышенной загазованностью.

По окончании работы необходимо навести порядок на рабочем месте, засыпать опилками и убрать пролитые нефтепродукты.

В помещении лаборатории категорически запрещается курить и пользоваться открытым огнем. При воспламенении нефтепродуктов для гашения огня следует использовать песок, огнетушители. При загорании электропроводки нужно сначала отключить питание, а затем тушить огонь.