↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы и сельхозтехника
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Специальные комбайны

Свеклоуборочные   комбайны

Для уоорки свеклы  используются два  типа   комбайнов:  тере!?e    и   предварительным  обрезом  ботвы. Теребильные комбайны работают на принципе теребления  (извлечения)  корней из почвы за ботву. Но поскольку усилие на теребление корней больше усилия отрыва ботвы, то предварительно ослабляется связь корней с почвой путем подкапывания. Эти комбайны за один проход извлекают корни, отделяют от них ботву, почву и грузят очищенные корнеплоды в транспортные средства.

Комбайны с предварительным обрезом ботвы могут только выкапывать и очищать корни, а обрез ботвы производится другой машиной.

Комбайн свеклоуборочный, теребильного типа, трехрядный КСТ-ЗЛ

Комбайн КСТ-ЗА (рис. 124, а) имеет неподвижную раму, опирающуюся на два пневматических колеса 8, и подвижную раму, которая крепится шарнирно на осях колес 8 и переводится в транспортное положение выносным гидроцилиндром 2. На неподвижной раме крепятся гидроследящий механизм , площадка комбайнера 3, элеватор для удаления ботвы 5, элеватор корней и шнековый доочиститель корнеплодов.

Подвижная рама используется для установки главных рабочих органов: ботвоподъемников 10, подкапывающих лап 9, теребильного аппарата 4, выравнителей 7 и режущих аппаратов 6.

При движении комбайна подкапывающие лапы 9 нарушают связь корней с почвой, а ботвоподъемники 10 поднимают ботву и собирают ее в пучок в зоне максимального раскрытия теребильных лап на нижней оси теребильного аппарата. Теребильные лапы захватывают ботву, извлекают корни из земли и транспортируют их в выравнивающий аппарат 7, где происходит выравнивание сахарной свеклы по высоте. Затем ножи режущих аппаратов 6 обрезают ботву, которая отбрасывается на элеватор ботвы 5 и грузится в транспортные средства. Обрезанные корни падают на элеватор корней, который транспортирует их на шнековый доочиститель. После доочистки корнеплодов от остатков ботвы и земли сахарная свекла грузится в рядом идущий транспорт.

Гидроследящий механизм (рис. 124,6) предназначен для автоматического вождения комбайна таким образом, чтобы теребильные цепи располагались строго над убираемыми рядами свеклы.

Основными элементами механизма являются: копир-водитель 2, гидрораспределитель 8, насос 1, гидроцилиндр 10. Копир собран из двух секций. Каждая представляет параллело-граммный механизм, шарнирно-подвешенный к раме комбайна. Во время движения комбайна перья копир-водителей скользят по головкам корней. Искривление копируемых рядков или смещение агрегата  в сторону увеличивает давление на  копирователи и поворачивает их в сторону. Это смещение через тягу 3 и коромысло 14 передается золотнику 9 распределителя 8. Гидрораспределитель 8 открывает доступ масла в полости гидро цилиндра 10 или в масляный бачок. Редукционный клапан 7 ограничивает давление в гидросистеме и предохраняет ее от возможных перегрузок. Давление регулируют в пределах 15_ 20 кгс/см²сжатием пружины. Насос — шестеренчатый, производительностью 45 л/мин. Он забирает масло из бачка и нагнетает его к распределителю.

Гидроцилиндр 10 двойного действия предназначен для принудительного смещения поворотного дышла 16, а следовательно, и комбайна в поперечном направлении. Когда рядки прямолинейны, копир-водитель не смещается в сторону и золотник распределителя занимает нейтральное положение. В этом случае масло от насоса идет к распределителю и через редукционный клапан возвращается в масляный бачок. Если рядки искривляются, то копир-водитель, смещаясь в сторону, выводит золотник из нейтрального положения. Масло направляется распределителем в левую или правую полости гидроцилиндра, смещает поршень, который через шток 12 поворачивает дышло 16 и, следовательно, комбайн в сторону искривления рядков.

Смещать комбайн можно и с помощью ручного корректировщика 6, рычаг которого связан с золотником распределителя.

Гидроследящий механизм регулируют в полевых условиях. Вначале проверяют легкость поворота копир-водителей. Причиной затруднительного их перемещения может быть заедание золотника распределителя от наличия краски на нем или неправильного крепления крышки уплотнителя.

При этом обращают внимание, чтобы комбайн поворачивался в сторону смещения копир-водителей. Если наблюдается обратная зависимость, то меняют местами напорные шланги гидроцилиндра. Затем с помощью ручной корректировки располагают теребильные цепи комбайна над рядками сахарной свеклы.

Ослабив крепления стопорных колец 4, устанавливают золотник распределителя так, чтобы расстояние от корпуса распределителя 8 до оси штифта, соединяющего золотник с коромыслом 14, было 32,5 мм. Такое положение золотника соответствует нейтральному. После этого стопорные кольца 4 устанавливают с зазором 4—5 мм относительно коромысла, а кольца b ручной корректировки фиксируют на расстоянии 8—10 мм от двуплечего рычага.

Неправильная установка золотника приводит к смещению комбайна относительно рядков. Если же гидроуправление слабо    реагирует    на   искривление рядков или же комбайн резко «бросает», то необходимо увеличить или уменьшить давление в гидросистеме редукционным клапаном 7.

Зазор А между перьями копир-водителей регулируется в зависимости от состояния ботвы. При слаборазвитой ботве его устанавливают в пределах 40—50 мм, при большой — 70—80 мм.

Подкапывающие лап ы предназначены для нарушения связи свекловичных корней с почвой и частичного подъема их с целью обеспечения полноты выборки корней из почвы теребильным аппаратом. Для предотвращения залипания их землей и уменьшения тягового сопротивления рабочая поверхность лап отшлифована. В целях повышения износостойкости лезвие с тыльной стороны наплавляется сормайтом №  1.

Подкапывающие лапы имеют три регулировки: по глубине, в продольном и поперечном направлениях. Глубина подкапывания устанавливается в зависимости от длины корней путем перемещения черенка лап в литой рамке. Нельзя допускать излишнего заглубления лап, так как это увеличивает тяговое сопротивление и расход горючего. Недостаточное заглубление вызывает подрез хвостовой части корня. Срез хвостовой части в сечении дол­жен составлять 10 мм.

Смещением лап по подвижной раме вперед или назад достигаются согласованность моментов   захвата    ботвы    тере

Сильными лапами и подкапывание свеклы. Преждевременно подкопанные корни загоняются подкапывающими лапами в раскрытые теребильные лапы и в дальнейшем повреждаются выравнивателями.

Позднее подкапывание приводит к проскальзыванию теребильных лап по ботве и высокому захвату, а следовательно, и высокому обрезу ботвы ножами. В нормальных условиях подкапывающую лапу устанавливают так, чтобы ее носок был выдвинут вперед относительно ведомой оси теребильной цепи на 30—40 мм. Когда почва твердая, то это расстояние увеличивают до 70 мм.

В поперечном направлении лапу смещают упорными болтами при ослабленных хомутах крепления литых рамок.

Подкапывающие лапы устанавливают так, чтобы ось рых-лятельного пера совпадала с серединой теребильной цепи.

Ботвоподъемники 10 (см. рис. 124, а) поднимают полегшие листья 6отеы и сжимают их в пучок с целью обеспечения лучшего захвата ботвы теребильными лапами.

Каждая секция теребильного аппарата снабжена правым и левым кожухамиобтекателями, которые с помощью кронштейна крепятся к косынкам нижней оси теребильного аппарата. Обтекатели изготовлены из листовой стали толщиной 2 мм. Приемная рабочая часть каждого обтекателя выполнена в форме винтовой поверхности. Поверхность обтекателей сужается к осевой линии рядка, образуя щель между перьями шириной 60—80 мм. Расстояние между носками обтекателей каждого ботвоподъемника должно быть 230—250 мм. Во время движения комбайна носки обтекателей должны скользить по поверхности поля. Если они будут приподняты, то часть листьев прижимается к поверхности земли и не попадает в зону раскрытия лап теребильного аппарата, что ухудшает полноту выборки корней из почвы.

Теребильный аппарат (рис. 125, а) объединяет три одинаковых по конструкции секции. Каждая секция состоит из втулочно-роликовой цепи 1 с набором штампованных теребильных лап 2, ведущей звездочки 4, промежуточной поддерживающей звездочки 3 и нижней ведомой оси 10.

Теребильная лапа составлена из правой 7 и левой 8 стальных штампованных щек, стягиваемых пружиной. Щеки, шар-нирно-прикрепленные к цепи, снабжены коническими пальцами 9, предназначенными для раскрытия лап. Когда пальцы 9 входят в промежуток между конусами раскрытия 6, то они сближаются и, преодолевая сопротивление пружины, разводят щеки 7, 8.

При сходе пальцев с конусов лапа под действием пружины закрывается.

Верхний ведущий вал (рис. 125, б) со звездочкой вращается шариковых подшипниках 4, к корпусам 2 которых крепятся 8ыевтулки 6. На косых втулках 6 установлены шарикоподшипники, на которых вращаются конуса раскрытия 7. Наклон конусов раскрытия 7, а следовательно, и расстояние между ними в месте входа пальцев теребильных лап можно изменять поворотом косых втулок 6. Это позволяет регулировать момент раскрытия лап на верхнем валу. На нижней ведомой оси (рис. 125, в) жестко закреплены косые втулки 9, на которых вращаются конуса раскрытия 15. Чтобы изменить наклон конусов 15 и момент раскрытия теребильных лап, необходимо поворачивать ведомую ось вместе с косыми втулками.

Регулировки теребильного аппарата влияют на полноту выборки корней и качество обрезки ботвы. Прежде всего регулируется высота расположения теребильного аппарата штурвалом шарнирного передка, на который опирается подвижная рама комбайна. Расстояние от головок свеклы до теребильных лап должно быть в пределах 40—50 мм.

Если теребильные лапы будут захватывать ботву ниже или выше, то будет соответственно низкий или высокий обрез ботвы. Во время движения комбайна выносным гидроцилиндром, управляемым с площадки комбайнера, поддерживается необходимая высота расположения теребильного аппарата.

Величина раскрытия лап на нижней оси влияет на полноту захватывания листьев. При малой величине раскрытия не все листья попадают в раскрытые лапы и пучок ботвы может оборваться. Раскрытие регулируется шайбами, установленными на ведомой оси, которые сближают конуса раскрытия и тем самым увеличивают величину раскрытия до  170—190 мм.

Момент раскрытия лап также влияет на полноту захвата ботвы. Раннее или позднее открытие и закрытие лап приводит к тому, что в них попадает только часть листьев. Зона максимального раскрытия (170—190 мм) должна находиться на продолжении прямой, соединяющей верхний вал и нижнюю ось теребильной цепи. В случае необходимости поворачивается ведомая ось с косыми втулками.

Момент раскрытия лап на ведущем валу отражается на обрезе ботвы. Раннее открытие приводит к высокому обрезу, а позднее — к низкому.

Поворачивая косые втулки 6 (рис. 125, б) в ту или другую сторону, добиваются наилучшего обреза ботвы.

Выравниватель (рис. 126, а) предназначен для прие* ма оотвы свеклы из теребильного аппарата, выравнивания корней по высоте до определенного уровня и передачи их к ножам режущих аппаратов. Выравниватель состоит из направляющей вилки id, диска 2 с конусными пальцами,  установленного  на вертикальном  валу 5 конического редуктора  7 вместе с опор, ным конусом 16.

Привод на вертикальный вал осуществляется от звездочки 10 через вал-шестерню 9. Чистик выдавливает остатки ботвы и почвы, скапливающиеся между пальцами диска 2.

При высоком захвате ботвы корни поднимаются теребильными цепями до упора их головок в пальцы диска. Низко захваченные корни своими головками скользят по косому срезу пальцев и осаживаются вниз.

Процесс выравнивания хорошо происходит при определенном расстоянии между направляющей вилкой 13 и пальчатым писком. Зазор на входе между направляющей вилкой и концами пальцев делается в пределах 32—35 мм, а на выходе между вилкой и диском 2— в пределах 10—15 мм.

При малых зазорах ботва с большим усилием защемляется в выравнивателе и теребильный аппарат плохо подтягивает корни вверх. Если зазоры слишком большие, то после выравнивания корни могут оседать или падать на элеватор без обрезки ботвы.

Эта регулировка проводится перемещением вилки 13 винтовыми устройствами.

Режущий аппарат (рис. 126,6) отделяет ботву от корней и отбрасывает ее на элеватор ботвы. Он представляет собой круглый дисковый или сегментный нож 4, зажатый между двумя фланцами 2, 5. Верхний фланец 5 и ступица 7 двухлопастного битера 23 жестко закреплены на вертикальном валу 13, получающем вращение от горизонтального вала 22 через конические шестерни 21 и 14.

Режущие аппараты соединены между собой кулачковыми муфтами 18. Для изменения положения ножа 4 по высоте откручивается на несколько оборотов нижняя корончатая гайка, опускается или поднимается на требуемую величину специальная гайка 6 и полностью закручивается корончатая гайка. Следует иметь в виду, что высокое расположение ножа приводит к высокому обрезу ботвы, а низкое — к потере сахаристых веществ.

Зазор между ножом и нижней плоскостью направляющей вилки зависит от размера корней. Установлено, что при диаметре корней от 40 до 80 мм зазор должен быть 8—11 мм, а при диаметре 81 — 120 мм — 14—17 мм.

На засоренных участках желательно применять сегментные ножи, которые лучше справляются с обрезкой ботвы.

Элеватор ботвы представляет собой цепочно-планчатый транспортер. Для механизированной загрузки кузова прицепа ботвой на верхнем конце элеватора установлено устройство в виде двух встречно-вращающихся барабанов. Направление полета ботвы комбайнер регулирует перемещением верхнего барабана относительно нижнего при помощи троса и рычага, установленного на площадке.

Элеваторы корней — транспортеры пруткового типа. Наклонный элеватор снабжен граблинами для лучшей подачи корней в транспортные средства.

Ш не ко вы й очиститель доочищает корни сахарной свеклы от земли и растительных остатков. Он состоит из трех валов с винтовой навивкой и приводного редуктора. Все три шнека имеют различный шаг навивки и различную частоту вращения. Такое устройство обеспечивает вращательное движение корней с проскальзыванием по виткам шнеков и лучшую очистку корнеплодов.

Прицепное устройство комбайна служит для механизированного подтягивания и присоединения прицепа для ботвы.

Состоит оно из лебедки с планетарным редуктором и ловителя. Лебедка имеет барабан с тросом и барабан с тормозной лентой. Когда тормозной барабан стопорится, то на второй барабан наматывается трос, который подтягивает тележку.

Комбайн КСТ-ЗА при нормальных погодных условиях обеспечивает высокое качество уборки: полноту подкапывания корней—98%; чистый срез ботвы — на 75% корней; повреждения корней — не более 3%.

Ботвоуборочная машина шестирпдная БМ-6

Машина БМ-б предназначена для уборки ботвы сахарной свеклы, посеянной с междурядьем 45 см.

Основными рабочими органами машины являются: гидроследящий механизм, копирующий механизм, режущие аппараты, приемный транспортер с битером, погрузочный элеватор ботвы и очиститель  головок  корней  сахарной свеклы.

Машина, направляемая по рядкам гидроследящим механизмом, копирующим механизмом поддерл<ивает определенную высоту среза ботвы режущими аппаратами. Срезанная ботва приемным транспортером и погрузочным элеватором грузится в транспортные средства. Сзади прицепленный очиститель доочищает головки корней от остатков ботвы и сдвигает их в сторону убранного поля.

Рис.   127.  Узлы  ботвоуборочной   машины   БМ-6:

а — ботвосрезающий аппарат; — нож; 2 — копир; 3 — опорное колесо; 4 — регулируемое крепление копира; 5 — гайка; 6 —головка; 7 — гайка регулировочная; 8 — винт; 9 — транспортер ботвы; 10 — рамка; —стойка; 12 — скоба; 13 — пружина; 14— кронштейн; 15 — тяга; б — режущий аппарат; — нож; 2 — кольцо с болтами; 3 — колпак; 4 — ступица; 5 — палец; 6 — корпус; 7 — шарикоподшипник; 8 — кожух; 9 — редуктор;   10 — стойка   ножа;   —сальник;   12— втулка   в   сборе; 3 — вал

Гидроследящий механизм по конструкции, работе и регулировкам аналогичен такому же механизму свеклоуборочного комбайна КСТ-ЗА.

Копирующий механизм (рис. 127, а), при движении машины копирами 2, надвигаясь на головку каждого корня, поднимают нож на необходимую высоту. Копир подвешен к раме с помощью шарнирного четырехзвенника, состоящего из кронштейна 14, тяги 15, скобы 12 и стойки . Необходимое давление копира на головки корней регулируется пружиной 13. Усилие на подъем копира должно составлять 20 кгс.

Режущий аппарат (рис. 127,6) предназначен для обрезки ботвы и отбрасывания срезанной ботвы на полотно приемного транспортера. В каждой из двух секций машины смонтированы по три режущих аппарата, соединенных между собой валиками с целными полумуфтами.

Режущий аппарат состоит из конического редуктора 9, стойки 10, вертикального вала 13, корпуса с подшипником 7 и сальником 11, втулки 12, колпака 3, пальцев 5, ступицы 4 и ножа .

Нож при помощи кольца 2 с приваренными к нему болтами связан с колпаком 3, который соединен с втулкой 12. Пальцы корпуса 6 служат для связи ножа с копирующим механизмом.

Втулка 12 с запрессованными в нее металлокерамическими вкладышами обеспечивает перемещение ножа вдоль вала 13 в зависимости от положения копира. Вращение ножу передается от редуктора 9 валом 13 через ступицу 4. Ступица 4 имеет пазы, в которые входят пальцы 5, непосредственно связанные с колпаком 3 и ножом. Гофрированный кожух 8 защищает рабочие поверхности вала и втулки от пыли. На колпаке имеются две лопасти, отбрасывающие срезанную ботву на приемный транспортер. Режущие аппараты комплектуются сегментными ножами для работы на сильно засоренных участках и дисковыми гладкими ножами.

Регулировки режущего аппарата влияют на качество обрезки ботвы. Установку ножей относительно уровня почвы производят изменением положения опорных колес 3 по высоте.

Для этого отвертывают стопорный винт с гайкой 5, и вращением головки 6 вся рама с ножом опускается или поднимается. Желательно расстояние от почвы до ножа устанавливать как можно меньше. Если после пробного проезда отдельные корни, головки которых расположены ниже уровня почвы, обрезаются высоко, то нож опускают ниже. Однако опускать ножи ниже уровня почвы более чем на 10 мм не рекомендуется, так как это приводит к загрязнению ботвы землей, а также к изгибу валов режущих аппаратов.

Требуемая толщина срезанной части головок корней достигается изменением вертикального зазора Б между копиром 2 и лезвием ножа 1. Этот зазор регулируют изменением длины винта 8, соединяющего параллелограммпый механизм копира 2 с режущим аппаратом.

При укорачивании или удлинении винта копир поднимается или опускается относительно ножа. Величину вертикального зазора Б устанавливают в зависимости от диаметра корней. Чем больше диаметр корней, тем больше должен быть вертикальный зазор. В таблице И даются ориентировочные установочные размеры режущего аппарата в зависимости от диаметра корня.

Во всех случаях срез головки должен происходить на уровне нижнего зеленого листа ботвы. Тогда потеря сахара в обрезанной головке корня не превышает 5%.

Для устранения косых срезов головок корней предусмотрено изменение горизонтального зазора Л между копиром и лезвием ножа. Для этого отпускаются крепления 4 копиров к стойке , и копир передвигается в соответствующем направлении. При правильной установке горизонтального зазора срез головок корней должен быть ровным. Если корни обрезаны снизу верх по ходу движения машины, то зазор необходимо увеличить. Косой срез корней сверху вниз свидетельствует о большом зазоре А.

Крупные корни требуют более низкого среза, чем мелкие, так как их головки больше выступают над поверхностью почвы. Конструкцией режущего аппарата предусмотрена вертикальная поправка — автоматическое увеличение вертикального зазора между копиром и лезвием ножа при подъеме их вверх.

В результате этого головки крупных корней срезаются ниже, а мелких — выше.

Изменение вертикальной поправки достигается перестановкой шарнира винта 8 на одно из отверстий (I, II, III) тяги 15. В средних условиях шарнир устанавливается во II положение. Если при пробном проезде крупные корни обрезаны нормально, а у мелких остается необрезанная ботва, то необходимо увеличить вертикальный зазор Б и уменьшить вертикальную оправку.

Приемные транспортеры цепочно-прутковые со скребками. Они служат для приема и очистки обрезанной ножом ботвы, а также для транспортировки ее на погрузочный элеватор. Транспортер приводится от редуктора, вращение на который передается через промежуточный редуктор, соединенный карданной передачей с центральным редуктором.

Погрузочный элеватор предназначен для погрузки ботвы в рядом идущий транспорт. Элеватор состоит из рамы, на которой закреплены ведущий и ведомый валы полотна. Полотно выполнено из двух втулочно-роликовых цепей, соединенных прутьями и скребками. В верхней части элеватора установлены Два встречно-вращающихся барабана, равномерно распределяющих массу по кузову транспортного средства. Дальность полета ботвы регулируется винтовыми растяжками.

Очиститель головок корней представляет собой горизонтальный    вал    с эластичными бичами, расположенный под глом к направлению движения. При вращении вала бичи сметают растительные остатки на убранное поле.

Сверху вал закрыт щитком, на котором монтируется привод. Рама очистителя опирается на два пневматических колеса, высоту расположения которых можно изменять.

Очиститель регулируется в полевых условиях на убираемом участке. Перемещением опорных колес по высоте необходимо добиться, чтобы эластичные бичи касались головок корней. Слишком низкое расположение рамы создает излишнюю нагрузку на трактор и приводит к выбиванию корней из почвы. При этом очиститель захватывает много почвы и не справляется с транспортировкой ее вместе с растительными остатками. На поле образуются кучи примесей, ухудшающие работу корнеуборочной машины.

На ботвоуборочной машине установлена система УСАК-6 для автоматического контроля за рабочими органами и сигнализации о возникновении нарушений в контролируемых узлах с указанием места расположения неисправного узла.

Система УСАК-6 состоит из пульта управления, индикатора и комплекта датчиков.

Источником питания служит аккумулятор трактора. В качестве звукового оповещения используется звуковой сигнал трактора.

Корнеуборочная  машина  самоходная,   шестирядная   КС-6

Машина КС-6 предназначена для выкопки и очистки от примесей корней сахарной свеклы, а также для погрузки их в транспортные средства.

Машина (рис. 128, а) состоит из двигателя, ходовой части, подкапывающих рабочих органов 9, 8, шнекового очистителя 6, продольного элеватора , ленточного транспортера 2, комко-дробителя 3 и погрузочного элеватора 4. Двигатель СМД-64 такой же, как и у зернового комбайна СК-6 «Колос». Ходовая часть одинаковая по устройству с ходовой частью комбайна СК-5 «Нива».

При движении корнеуборочной машины диски копачей 8 и 9 извлекают корни из почвы и битерами они перебрасываются на шнековый очиститель 6. Под действием вращающихся с различной скоростью шнеков ворох очищается от земли, растительных остатков и подается на продольный элеватор . Элеватор транспортирует корни в бункер, откуда они горизонтальным ленточным транспортером 2 перемещаются на комкодробитель 3, кулачки которого разрушают и удаляют из вороха комки почвы.

Далее корни элеватором 4 выгружаются в кузов рядом идущего транспорта 5.

Когда в ворохе нет почвенных комков, направление движения ленты 2 изменяется и корни попадают на выгрузной элеватор 4, минуя комкодробитель 3. Для смены транспортных средств на ходу предусмотрена возможность кратковременного (20—30 с) отключения ленточного транспортера и погрузочного элеватора. При этом корни накапливаются в бункере. После смены транспорта все механизмы включаются в работу.

Копачи смонтированы на отдельной раме, навешенной на раме шасси посредством шарового шарнира и перемещаемой по высоте выносным гидроцилиндром. Каждый копач прикрепляется к переднему поперечному брусу подвижной рамы двумя хомутами. При необходимости копачи могут быть сдвинуты на поперечном брусе при расслабленных хомутах и установлены на заданную величину междурядий.

Узел копача (рис. 128,6) состоит из двух дисков 2 и , смонтированных посредством конических подшипников 4 и 5 на цапфах изогнутой оси 6, которая приварена к стойке 7.

Расположены диски под углом друг к другу, в результате чего сходящиеся кромки ободьев образуют зазор 30—45 мм. Регулировка зазора проводится в зависимости от размеров убираемых корней шайбами 3. На рисунке показана установка дисков с наибольшим зазором; шайбы 3 расположены между корпусом конических подшипников и диском. Чтобы получить наименьшее расстояние, шайбы 3 переставляют между диском и корпусом редуктора . Конический редуктор 1 присоединен к одному из дисков и служит для принудительного вращения его. Он (рис. 129, а) состоит из корпуса 5, валашестерни 6 и венца ведомой шестерни 4, закрепленной болтами на ступице 3. Последняя установлена в корпусе на шарикоподшипниках и соединена шлицами с хвостовиком фланца 1. Фланец 1 вместе с диском копача 2 (см. рис. 128, б) крепится болтами к корпусу конических подшипников. Контрольный размер (109+В) ±0,05 регулируется прокладками 7 (см. рис. 129, а).

Величина В вытравлена на шестерне. Зазор между шестернями 4 е 6 регулируется прокладками 2. Зазор в конических подшипниках дисков регулируется гайками 9 (см. рис. 128,6), а фиксируется стопорными шайбами 8. Через каждые 30 ч работы проверяют и подтягивают гайки крепления дисков копачей.

Глубину хода копачей регулируют перестановкой штырей, ограничивающих опускание подвижной рамы. В зависимости от размера корней копачи устанавливают на глубину 8—10 см. В отдельных случаях ее уменьшают до 6 см. При этом уменьшаются количество земли в ворохе и нагрузка на очиститель. Однако следует учитывать, что при недостаточной глубине могут повреждаться корни.

При работе на тяжелой влажной почве для лучшего удаления земли между спицами дисков дополнительные пальцы снимают. На участках с легкими почвами и мелкими корнями для предотвращения потерь работают с дополнительными пальцами.

Битерное устройство состоит из четырех узлов, соединенных между собой цепными муфтами: редуктора, левого, среднего и правого битеров. Обе половинки 5 каждого битера (рис. 129,6) стягиваются болтами 6 на квадратном валу . Одновременно с установкой копачей на требуемую величину междурядий битеры сдвигают вдоль квадратного вала при ослабленных болтах 6. При этом лопасти 3 не должны задевать диски копачей.

Между половинками битера устанавливают прокладки 8. Число их подбирают так, чтобы до затяжки болтов 6 зазор между половинками битеров 5 и прокладками 8 составлял 1 мм. Этим обеспечивается надежное крепление битеров на валу и предотвращается чрезмерный изгиб соединяемых частей битеров. Длина лопастей регулируется в зависимости от условий работы перестановкой накладок 3 вдоль лопастей 4, в которых имеются дополнительные отверстия под шпильки 2.

Валы битеров при монтаже поворачивают относительно друг друга на 30°. В результате этого лопасти вступают в работу поочередно и создают равномерную нагрузку на приводное устройство.

Для привода всех копачей и редуктора битеров на машине установлен цилиндрический редуктор. Валы привода имеют предохранительные муфты, которые в заводских условиях регулируются на нормальную нагрузку. Если в процессе работы муфты пробуксовывают, то через специальные люки затягивают круглые гайки не более чем на пол-оборота. Сильная затяжка может привести к поломке привода.

Шнековый очиститель состоит из четырех шнеко-вых барабанов и двух вальцов. Все барабаны и вальцы вращаются в одном направлении — против хода движения комбайна. При сборке очистителя нельзя допускать, чтобы витки шнеков касались друг друга. Вальцы перемещаются относительно шнеков по высоте путем перестановки их подшипников по дополнительным отверстиям. Более высокое расположение вальцов способствует задержке корней на очистителе и лучшей очистке их от примесей.

Это применяют при крупных корнях и влажной почве. Если корни мелкие, зазор между вальцами и шнеками уменьшается во избежание потерь.

Особое внимание уделяется контролю расстояния между поверхностью первого шнека очистителя и режущей кромкой дисков копачей.  Оно должно  быть 80±5  мм.  Увеличение этого расстояния приводит к большим потерям корней, а уменьшение — к защемлению корней между шнеком и копачами и к повреждению сахарной свеклы. Эта регулировка проводится установкой прокладок между державкой стойки копача и брусом рамы.

Привод к редукторам шнеков осуществляется от верхнего редуктора (рис. 129, в). Ведомый вал 7 его снабжен предохранительной муфтой. Она состоит: из двух зубчатых шайб 8, лицевой втулки 9, стержня 10, двух шайб 6, двух пружин и 2, регулировочной гайки 5, стопорной шайбы 4 и контргайки 3.

Необходимо тщательно регулировать муфту. Чрезмерная затяжка ее пружин 1, 2 может привести к поломке эластичных муфт, соединяющих шнеки с нижними редукторами, или карданных валов трансмиссии. Недостаточная затяжка пружин вызывает частые забивания и остановки шнекового очистителя. Для этого следует отвернуть контргайку 3, снять стопорную шайбу 4 и подтянуть гайку 5 на пол-оборота. Затем установить на место стопорную шайбу и надежно затянуть контргайку.

Продольный элеватор состоит из двух шарнирно-связанных друг с другом частей. Верхняя часть крепится в одной точке шарнирно к основной раме и посредством защелки — к бункеру. Соединение нижней части с рамой выкапывающего устройства обеспечивается регулируемыми тягами. Изменением длины тяг регулируется зазор между вальцом очистителя и передаточным битером, закрепленным на нижней части элеватора.

Полотно элеватора собрано из крючковых прутков со скребками. Натяжение полотна регулируется снятием крючковых звеньев. При нормальном натяжении расстояние между верхней ветвью полотна и нижней в месте ее провисания составляет 310 мм.

Бункер корней сварен из труб и листовой стали. В нем смонтирован ряд узлов, обеспечивающих транспортировку и очистку корней от комьев земли. Задняя стенка бункера оборудована прорезиненным фартуком, который уменьшает повреждение корней. В средней части бункера расположен горизонтальный ленточный транспортер. Он подает корни на погрузочный элеватор или комкодробитель.

Погрузочный элеватор по устройству аналогичен продольному элеватору. Ролики, ведущий вал, крючковое полотно со скребками одинаковы с такими же деталями продольного элеватора.

Регулировка высоты расположения элеватора и перевод его втранспортное положение осуществляются при помощи двух гидроцилиндров, управляемых из кабины водителя. При переводе в транспортное положение верхняя часть погрузочного элеватора укладывается в бункер, а верхняя часть продольного элеватора выводится за пределы бункера. Эта операция производится в определенной последовательности специальным механизмом, связывающим элеваторы между собой.

В рабочем положении продольный элеватор удерживается защелками. Когда рамка погрузочного элеватора поворачивается на определенный угол, защелка выводится из зацепления и под действием пружины верхняя часть элеватора отклоняется вперед, освобождая место в бункере для погрузочного элеватора. При переводе в рабочее положение погрузочный элеватор посредством механизма связи возвращает продольный элеватор в исходное положение.

Правильное взаимодействие элеваторов обеспечивается регулировкой длины тяги механизма связи в такой последовательности. Длину тяги делают наибольшей, а погрузочный элеватор переводят в рабочее положение. Затем укорачивают тяги до тех пор, пока закроются защелки.

Комкодробитель состоит из трех валов с набором трехлучевых кулачков и одного приводного вала с круглыми дисками. Комкодробящие валы вращаются с одинаковой частотой. Благодаря этому угол между прямолинейными гранями смежных валов сохраняется постоянным. От величины этого угла зависит качество работы комкодробителя. При малом угле возрастает повреждение корней, а при большом — ворох плохо очищается от комьев земли.

Конструкцией комкодробителя предусмотрена регулировка на четыре режима работы: I, II, III (угол между гранями 39, 42, 46°) — комкодробление; IV (угол между гранями 85°) — транспортирующий. При регулировке валы поворачиваются до тех пор, пока имеющиеся на приводных звездочках цифры не расположатся в верхнем положении. После этого одевают и соединяют приводные цепи.

В I, II, III режимах на приводном валу устанавливается звездочка с числом зубьев 28, а в IV — с числом зубьев 15.

Гидросистема корнеуборочной машины КС-6 состоит из двух независимых друг от друга систем, каждая из которых имеет свой насос.

Основная гидросистема предназначена для подъема и опускания копачей, погрузочного элеватора, включения и выключения его на время смены транспортных средств на ходу, для управления муфтой сцепления двигателя и вариатором ходовой части.

Основная система (рис. 130) включает шестеренчатый насос НШ-32У, гидрораспределитель, масляный резервуар, гидроцилиндры 9 подъема и опускания погрузочного элеватора, гидроцилиндр 10 включения и выключения погрузочного элеватора, гидроцилиндр управления вариатором ходовой части, гидроцилиндр 12 подъема копачей, гидроцилиндр 14 подъема копиров, гидроцилиндр 15 управления муфтой сцепления двигателя, предохранительные клапаны 2, 3 и систему маслопроводов. Все гидроцилиндры, кроме гидроцилиндра 10 включения и выключения погрузочного элеватора,— поршневые, двустороннего действия.

В гидросистеме применен пятисекционный гидрораспределитель, аналогичный по устройству и принципу действия распределителям зерновых комбайнов «Нива», «Колос».

Работает гидросистема следующим образом. Насос засасывает масло из резервуара и нагнетает его в гидрораспределитель. При нейтральном положении всех золотников 6 масло по сливному трубопроводу 4 и через фильтр 16 возвращается в масляный резервуар. Когда золотник распределителя при помощи рукоятки выводится из нейтрального положения, открывается доступ маслу по напорной магистрали в полость поршня. Поршень, перемещаясь, вытесняет масло из другой полости в сливную магистраль.

При перемещении рукоятки распределителя в другую сторону меняется, соответственно, и направление движения поршня цилиндра. В исходное нейтральное положение золотник возвращается автоматически посредством пружины.

Принцип действия всех гидроцилиндров одинаковый, за исключением цилиндра включения и выключения погрузочного элеватора. В полости этого цилиндра со стороны поршня имеется сапун. В исходное положение шток возвращается при помощи пружины. Для снижения скорости подъема и опускания погрузочного элеватора, плавного изменения оборотов вариатора и плавного включения планетарного редуктора в гидрораспределителе имеются болты 8 с дроссельными отверстиями.

Для плавного опускания рабочих органов со стороны штока цилиндра 12 установлен замедлительный клапан 13 одностороннего действия.

Это дает возможность управлять гидроцилиндрами 12 и 14 одной рукояткой распределителя.

Гидроцилиндр 12 срабатывает после того, как гидроцилиндр 14 поднимет или опустит копиры. Для позиционного управления муфтой сцепления двигателя имеется обратная связь, возвращающая золотник гидрораспределителя в нейтральное положение после того, как произойдет полное включение или выключение муфты. Необходимо помнить, что при неработающем двигателе муфтой сцепления управлять невозможно.

Гидросистема рулевого управления (рис. 131) служит для облегчения ручного вождения и периодической корректировки направления движения при автоматическом вождении. В эту систему входят: насос 16 марки НШ-10Л, распределитель 24, золотниковое устройство 5, запорное устройство 22, гидроцилиндр поворота , корректировочный гидроцилиндр 2, насос-дозатор 14, предохранительный клапан 15, а также системы трубопроводов и шлангов.

В случае автоматического вождения гидросистема работает следующим образом. Насос 16 подает масло по трубопроводу 19 к распределителю 24. От распределителя по шлангу 25 масло поступает к золотниковому устройству 5. Если рядки прямолинейны, то копиры 4 неподвижны. Золотниковое устройство 5 находится в нейтральном положении, и масло по шлангу 13 идет на слив. Как только копиры начнут поворачиваться при искривлении рядков свеклы, золотник выходит из нейтрального положения под воздействием рычага , связанного с копирами 4. Теперь масло по шлангам 12 или 23 через запорное устройство 22 и распределитель 24 поступает в одну из полостей гидроцилиндра поворота 11. Последний производит поворот управляемых колес в соответствии с искривлением рядков. Одновременно с поворотом колес рычаг 8 через фрикционное устройство 7 и рычаг 6 перемещает корпус 5 вслед за перемещением его золотника.

Как только копиры остановятся, корпус догонит золотник и восстановит нейтральное положение. Этим достигается согласованность между величиной искривления и поворотом колес.

Работу гидросистемы проверяют в полевых условиях. При работающем двигателе опускают копиры и сдвигают их вручную в сторону. Если колеса поворачиваются в противоположную сторону, то переставляют шланги гидроцилиндра поворота.

Ручная корректировка при автоматическом вождении осуществляется поворотом рулевого колеса. При вращении рулевого колеса насос-дозатор нагнетает масло по шлангам 20 или 21 через распределитель 24 к гидроцилиндру корректировки 2. Перемещение штока корректировочного гидроцилиидра вызывает  смещение  золотника  5,   а   следовательно,   и  поворот управляемых колес.

Ручное вождение возможно только с поднятыми копирами. При этом распределитель 24 переключается в такое положение, при котором масло по шлангу 26 поступает к насосудозатору 14. Если рулевое колесо неподвижно, то ротационный клапан насоса-дозатора находится в нейтральном положении, и масло по сливному каналу уходит в резервуар. При повороте руля влево или вправо приблизительно на 6° клапан насоса-дозатора выводится  из  нейтрального положения  и  масло поступает под давлением к ротору насоса-дозатора, помогая вращать руль. Вращение ротора насоса-дозатора вызывает нагнетание масла в шланги 20 или 21, которые через распределитель 24 связаны с гидроцилиндром поворота . Если силовой насос НШ-10Л не работает', управление комбайном осуществляется плавным вращением рулевого колеса с усилием 10—20 кгс.

Следящее устройство имеет регулировку чувствительности системы автоматического вождения. Если тягу 10 переставлять по отверстиям кривошипа 9 в сторону уменьшения радиуса кривошипа, то потребуется более крутой поворот колес, чтобы через следящее устройство возвратить золотник 5 в нейтральное положение.

Если применять больший радиус кривошипа, то корнеубо-рочная машина будет меньше реагировать на искривление рядков. При уборке прямолинейных посевов следует применять больший радиус кривошипа.

Длина троса фрикционного устройства регулируется так, чтобы при рабочем положении копиров он слегка провисал, а в транспортном положении полностью выключал сцепление.

Взаимное расположение секции копиров регулируется вращением стяжных винтов. Вращая эти винты, молено изменить длину поперечной тяги 3, связывающую три секции копиров. Поводки лап должны быть параллельны продольным грядилям рамы, а расстояние между носками лап устанавливается 45 см. Глубина хода копиров в почве поддерживается не более 3 см с помощью изменения длины верхней тяги параллелограммной подвески. Очень важно отрегулировать зазор между перьями копиров, где проходят головки корней. Расстояние от головок корней до перьев должно быть 1—1,5 мм. Оно регулируется раздвиганием перьев. Зазоры между перьями копиров должны находиться против русел копачей. Эту регулировку проводят смещением всей рамы копачей относительно основной рамы машины.

Универсальная система автоматического контроля и сигнализации (УСАК-13) предназначена для автоматического контроля рабочих органов машин, перемещения и снижения скорости их движения, а также сигнализации (визуальной и звуковой одновременно) о возникновении нарушений в том или ином узле с указанием его месторасположения.

Система УСАК-13 состоит из блока управления, датчиков и индикатора. Блок управления крепится к рулевой колонке. В кабине также устанавливается индикатор. Датчики импульсов, состоящие из электромагнита и магнитного шунта, устанавливаются около контролируемого узла.

Источником питания служит аккумулятор. Если возникает неисправность,  подаются  световой  и  звуковой  сигналы.