↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы и сельхозтехника
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Зерновые комбайны

Зерновые комбайны производят одновременный подбор хлеба из валков, его обмолот и очистку зерна (раздельная уборка) или одновременное срезание стеблей, обмолот и очистку зерна (прямое комбайнирование). Очищенное зерно при этом собирается в бункер, а незерновая часть урожая выбрасывается на поле копнами или измельчается и грузится в транспортные средства. В настоящее время используются самоходные зерноуборочные комбайны СК-6 «Колос», СК-5 «Нива», СКД-5 «Сибиряк» (табл. 10).

Устройство и принцип работы комбайнов в основном аналогичны. Различаются они размерами, пропускной способностью и устройством некоторых узлов. Комбайн состоит из пяти основных частей: жатки или подборщика, молотилки, копнителя, ходовой части и двигателя. Кроме того, имеются у комбайна гидросистема, механизмы привода, органы управления и сигнализации.

Жатка комбайна

Жатка предназначена для скашивания хлебной массы и транспортировки ее в молотильную часть комбайна. При раздельной уборке на жатку крепится подборщик, который подбирает скошенные стебли из валков, образуемых валковыми жатками. К комбайнам выпускаются жатки с различной шириной захвата. Жатка (рис. 107, а) состоит из корпуса 30 с копирующими башмаками 19 и делителями 2, 18, мотовила 4, режущего аппарата, транспортирующих органов в виде шнека 6 и транспортера наклонной камеры 7, механизмов привода 9, 10, 11 и органов управления.

Корпус жатки

Служит для крепления всех частей жатки. Основу его составляет каркас, образованный из трубчатой главной балки и угол­ков. Каркас обшит листовой сталью. Нижний лист обшивки образует дно корпуса, а вертикальный выполняет роль ветрового щита. Передний брус корпуса является основой для крепления режущего аппарата.

Корпус подвешен к наклонной камере 7 при помощи сферического шарнира 29 и подвесок 26, связанных с блоком уравновешивающих пружин 23. Длину одной из подвесок можно изменять, и выравнивать жатку относительно молотилки. Натяжением пружин 23 регулируется давление башмаков 19 на почву в пределах 25—30 кгс. При большом давлении башмаки зарываются в почву и сгруживают ее.

Для того чтобы обеспечить устойчивость жатки во время работы, к трубчатой главной балке приварены упоры 28, которые лежат на роликах 27 наклонной камеры. Высоту расположения корпуса можно изменять закреплением башмаков 19 в различных положениях. Этим самым обеспечивается высота среза 50; 100; 130; 180 мм.

Делители 2, 18 отделяют часть стеблей от общего массива и подводят крайние стебли к режущему аппарату. Для уборки полеглых хлебов применяются делители со стеблеотводами 17, 16.

Стеблеотводы регулируют так, чтобы получался плавный переход к режущему аппарату.

Мотовило

Мотовило (рис. 107, а) универсальное, эксцентриковое подводит стебли к режущему аппарату, поддерживает во время среза и подает их к шнеку, а также очищает режущий аппарат. Основу мотовила составляет трубчатый вал 4 с тремя шпренгелями 5, образующими жесткий каркас.

К трубчатому валу 4 прикреплены крестовины, а к последним — граблины.

Граблина представляет собой трубчатый вал с парными пружинными пальцами и деревянными планками.

Вал мотовила установлен в деревянных подшипниках на поддержках 14, которые могут подниматься с помощью двух гидроцилиндров 12. На левой стороне мотовила расположен эксцентриковый механизм (рис. 107,6), состоящий из эксцентриковой обоймы 14 с лучами 6 и бруса с роликами 8, связанного поводком 7 с валом мотовила. Лучи б соединены с кривошипами 4 трубчатых валов граблин 3. При вращении мотовила обойма 14 перекатывается по двум роликам бруса 8. Если перемещать роликовый брус вперед или назад, то поворачиваются кривошипы 4 вместе с граблинами. Для этого предусмотрены четыре отверстия 9, 10, 11, 12, соответствующие различному наклону граблин: 15° вперед, вертикально, 15° назад, 30° назад.

Для изменения частоты вращения мотовила установлен вариатор оборотов.

Вариатор (рис. 108,6) состоит из двух шкивов и клиновидного ремня. Каждый из шкивов составлен из двух дисков — неподвижных 8, 9 и подвижных 7, 10. Диски верхнего ведомого шкива стянуты пружиной . Если диски шкивов сближать или раздвигать, то этим можно изменить их диаметры, а следовательно, обороты ведомого шкива, от которого передается вращение на мотовило.

Нижний шкив, являющийся ведущим, насажен на гидроцилиндр, как на ось. Плунжер 4 через крестовину 5 и шпильки 3 связан с подвижным диском 7. Диски шкивов удерживаются от проворачивания друг относительно друга благодаря пальцам 6, 13 закрепленным в подвижных дисках.

Когда диски ведомого шкива плотно прижаты пружиной, то ремень вытесняется на наибольший диаметр. В это время у ведущего шкива будет наименьший диаметр и мотовилу сообщается наименьшая скорость вращения. Для увеличения оборотов мотовила рукоятка гидрораспределителя устанавливается в такое положение, при котором масло из нагнетательной магистрали поступает в полость цилиндра. Плунжер 4 с крестовиной 5 перемещается влево и шпильками 3 приближает подвижный диск 7 к неподвижному 8. Ремень вариатора выжимается из ручья и переходит на больший диаметр шкива. Одновременно ремень натягивается и, преодолевая сопротивление пружины 11, раздвигает диски ведомого шкива, перемещаясь на меньший диаметр.

Чтобы уменьшить число оборотов мотовила, полость цилиндра 1 соединяется с системой слива. Под действием пружины подвижный диск 10 перемещается вправо и выжимает ремень на больший диаметр. Одновременно ремень натягивается и, раздвигая диски ведущего шкива, переходит на меньший диаметр.

Сблокированный механизм (рис. 108,а) мотовила служит для регулирования положения мотовила в вертикальном и горизонтальном направлениях. Сблокированным он называется потому, что в нем сочетаются два механизма — для горизонтальной и вертикальной регулировок. Вал 2 мотовила установлен в подшипниках 3, закрепленных в ползунах 14, которые соединяются тягой 12 с двуплечим рычагом 7. Второй конец рычага 7 тягой соединяется с корпусом жатки. Когда гидроцилиндр 10 поднимает поддержку 8, то тяга 11 поворачивает рычаг 7 против часовой стрелки. Последний через тягу 12 смещает ползун 14 вместе с валом мотовила назад. Если гидроцилиндр опускает поддержку, рычаг 7 и тяга 12 сдвигают ползун с мотовилом вперед.

Для того чтобы не нарушалось натяжение приводной цепи мотовила, в сблокированном механизме предусмотрено устройство, автоматически восстанавливающее нормальное натяжение.

К ползуну 14 присоединена штанга 5. Она связана с рычагом 6. На одной оси с рычагом 6 насажен рычаг 4, имеющий две натяжные звездочки. Перемещение ползуна 14 через штангу 5 и рычаг 6 передается рычагу 4, который, поворачиваясь вместе со звездочками, натягивает или ослабляет цепь.

Фрикционная муфта предохраняет мотовило от поломок. Она регулируется стяжными пружинами на передачу крутящего момента 10 кгм.

Регулировки мотовила в большой степени влияют на величину потерь хлебной массы. Частота вращения мотовила согласуется с поступательной скоростью движения комбайна. Если обороты мотовила малы, то хлебная масса наклоняется режущим аппаратом вперед по ходу комбайна. При больших оборотах мотовила часть срезанной массы перебрасывается через ветровой щит корпуса жатки.

Высоту расположения мотовила, положение его на поддержках, а также наклон граблин вибирают в зависимости от высоты стеблей и состояния хлебостоя. При полеглой массе мотовило максимально сдвигают вперед и опускают вниз (зазор между концами пружинных пальцев и режущим аппаратом 15 мм), а граблины наклоняют назад на 15—30°. Когда убираются прямостоячие культуры с высоким стеблестоем (свыше 800 мм), мотовило устанавливают так, чтобы планки его касались стеблей на расстоянии, равном 1/3 длины срезанного стебля от верхушки колоса. По горизонтали вал мотовила выносят вперед за линию ножа на 60—70 мм. Граблины наклоняют вперед на 15° или устанавливают вертикально. Если масса густая, то мотовило на поддержках сдвигают максимально назад.

Режущий аппарат

Режущий аппарат служит для срезания стеблей растений при прямом комбайнировании.

Режущий аппарат (рис. 109, а) состоит из пальцевого бруса 8 с одинарными коваными пальцами, к которым приклепаны вкладыши (противорежущие пластины) 2 ножа, прижимных лапок 6, пластин трения 5 и механизма привода. К спинке ножа 4 приклепаны насечные сегменты 3 и головка ножа. Нож от руки свободно перемещается в пальцах. При этом сегменты 3, свисая над спинкой 4, сзади опираются на пластины трения 5. Благодаря этому уменьшается износ спинки.

Движение ножу передается от корпуса контрпривода, закрепленного на наклонном корпусе жатки (рис. 109,6). Вал контрпривода 2 шарнирно-телескопической передачей связан с кривошипом 9, который через шатун 13 и коромысло 16 сообщает возвратно-поступательное движение ножу.

Корпус жатки и наклонный корпус во время работы непрерывно меняют свое положение друг относительно друга. Поэтому передача от контрпривода к кривошипу 9 включает в себя два универсальных шарнира 4, 7 и телескопическое соединение, состоящее из квадратной трубы 5 и квадратного валика 6. Длина телескопического соединения может изменяться на ходу комбайна. Между коромыслом 16 и головкой ножа установлена упругая связь — соединительное звено. Оно собрано из двух щечек 20, 21, скрепленных болтом с пружиной. Нож, соединительное звено, коромысло 16 и шатун 13 соединены друг с другом сферическими головками. Шатун собран из нескольких деталей: головки 10, стержня 13, двух реек 14 и щечек 15 с продолговатыми отверстиями для стяжных болтов. Такое устройство позволяет изменять длину шатуна в пределах 40 мм и центрировать нож (в крайних положениях ножа середины сегментов должны совпадать с серединами пальцев).

Регулируют режущий аппарат так, чтобы он хорошо срезал хлебную массу. Поэтому необходимо тщательно регулировать зазор между сегментами ножа и вкладышами пальцев, а также между прижимными лапками и сегментами ножа.

Для этого нож вынимают из режущего аппарата и по носкам пальцев натягивают шнур. Если носки некоторых пальцев не совпадают с линией натянутого шнура, то закладывают прокладки между пальцевым брусом 8 и пальцами (см. рис. 109, а). После этого нож ставят на место и с помощью прокладок 7 добиваются, чтобы зазор между носками сегментов и вкладышами 2 был 0,1—0,5 мм, а между задними концами вкладышей и сегментами — 0,3—1,5 мм.

При этом зазор между прижимными лапками и сегментами должен находиться в пределах 0,1—0,5 мм и нож должен от руки легко перемещаться в режущем аппарате.

Большое влияние на легкость хода ножа оказывает правильная установка направляющей 17 (см. рис. 109,6). В брусе жатки имеются овальные отверстия, пользуясь которыми можно отрегулировать положение направляющей. В случае необходимости устанавливают прокладки между направляющей и передним брусом жатки.

После регулировки длины шатуна (центрация ножа) проверяют совмещение центров сфер щечек шатуна и шарового бол­та коромысла. Для этого освобождают болты 11, 12 и медленно проворачивают кривошип. При этом устраняют перекос шатуна за счет того, что отверстие в головке его под болт 12 сделано овальным. Затем болты и 12 закрепляют. Если коромысло ножа было снято, то при установке его на место нужно тщательно проверить правильность закрепления оси 19 в конусных пазах кронштейнов 18.

Шнек жатки

Шнек жатки (рис. ПО) сужает поток скошенных стеблей и подает их к плавающему транспортеру. Он представляет собой вращающийся цилиндр, к которому приварены спиральные лен ты правого и левого направлений, сдвигающие стебли к середине.

В середине шнека расположен пальчиковый механизм, пальцы 8 которого проталкивают стебли к плавающему транспортеру.

Внутри цилиндра шнека приварено пять дисков , 3, 17, 12 и 14. В дисках 3 крепятся шариковые подшипники 2, 5 правой оси 4, а в диске 17 — шарикоподшипник 11, в котором установлена левая ось 10 разборного коленчатого вала. В разборный коленчатый вал, кроме правой и левой оси, входят четыре щеки 6, скрепленные болтами, труба 21, на которую надеты втулки 19 с закрепленными в них пальцами 8. Пальцы 8 пропущены в глазки 9, изготовленные из капрона и прикрепленные к кожуху шнека в четыре ряда в шахматном порядке.

К дискам 12, 14 приварена втулка 16 и в ней закреплен хвостовик 13. На последнем смонтирован опорный подшипник 15 и приводная звездочка шнека.

На правой оси 4 установлена плита с рычагом, а опорный подшипник 15 крепится к левой плите. Плита на болтах подвешена к корпусу жатки. При  вращении шнека трубчатая ось 21 остается неподвижной, а пальцы 8, увлекаемые глазками 9, поворачиваются на ней. Так как труба 21 смещена относительно оси шнека, то пальцы больше выступают из цилиндра впереди шнека, захватывая стебли, и входят в цилиндр   с  противоположной  стороны,  выскальзывая    из  потока стеблей.

Зазор между концами пальцев и днищем корпуса жатки регулируют в пределах 6—36 мм поворотом рычага правой плиты. Минимальный зазор устанавливают при скашивании малоурожайных, низкостебельных хлебов и при подборе тонких и узких валков, а максимальный — при уборке высокоурожайных, длинностебельных хлебов.

В таких же пределах регулируют зазор между витками шнека и корпусом жатки. Для этого болтами шнек поднимают или опускают.

Плавающий транспортер

Плавающий транспортер (рис. 111, а) служит для транспортировки хлебной массы от шнека жатки в молотилку комбайна. Транспортер, размещенный в наклонном корпусе 3, состоит из ведущего 9 и ведомого 2 валов со звездочками и втулочно-ро-ликовых цепей 6 со стальными планками (у комбайна СК-5 — три цепи, СК-6 — четыре). Ведущий вал закрыт кожухом 8, защищающим его от наматывания стеблей. Ведомый вал укрыт металлическим цилиндром, предназначенным для тех же целей, что и кожух 8. Под верхней ветвью транспортера 6 установлен щиток (промежуточная доска) 7, предупреждающий протаскивание стеблей и мелкого вороха.

На ведущем валу установлена предохранительная муфта, регулируемая на передачу крутящего момента 15 кгм. На валу 3 (рис. 111,6) жестко закреплены два диска и цилиндр 2 со звездочками 1. Вал вращается в подшипниках рычагов 8, подвешенных к наклонному корпусу на пружинах 6, 11. Такал подвеска дает возможность ведомому барабану «плавать» и приспосабливаться к различной толщине слоя стеблей.

Когда под цилиндр ведомого вала поступает большая масса, она давит на него снизу. Цилиндр преодолевает давление пружин 6 и поднимается вверх. При этом увеличивается натяжение цепей, сжимаются пружины 11 и барабан отходит назад.

Натяжение плавающего транспортера регулируют специальным устройством, состоящим из резьбового стержня 14 с гайкой 10, центрирующей втулки 13 и упоров 12, 15.

При нормальном натяжении цепей длина сжатых пружин находится в пределах 87—92 мм.

Натягиваются цепи следующим образом. С обеих сторон наклонного корпуса отвертывают центрирующие втулки  13 до упора 15 и, откручивая гайки 10, натягивают цепи. После натяжения транспортера центрирующие втулки 13 завертывают до упора в кронштейны 12. Для проверки натяжения транспортера оттягивают вверх крайнюю цепь. Палец 9 должен переместиться в пазу наклонной камеры не менее чем на 10 мм.

Подборщик

Подборщик (рис. 112, а) предназначен для подбора скошенной массы из валков и подачи ее на платформу жатки. Его устанавливают на жатке, с которой предварительно снимают мотовило.

Подборщики бывают барабанные и полотенно-транспортер-ные. Наибольшее распространение получили барабанные иод-борщики. Объясняется это тем, что их рабочий орган — грабельный механизм с пружинными пальцами — обладает большой активностью. Он прочесывает почву на глубину 5—10 мм и хорошо подбирает валки в самых трудных условиях.

Барабанный подборщик состоит из трех основных частей: каркаса с копирующими башмаками 12, 15, грабельного механизма 13 и привода.

Каркас собран из трубчатой балки с приваренными к ней кронштейнами и двух брусьев 10. К кронштейнам прикреплены кольца-скаты 14, в просветах между которыми перемещаются пружинные пальцы грабельного механизма.

Грабельный механизм (рис. 112,6) собран из двух корпусов 7, 10, двух дисков 8, 11, жестко закрепленных на валу 5, трубчатых валов 9 с пружинными пальцами, на левых концах которых закреплены кривошипы 12 с роликами 13.

Ролики 13 перекатываются по фигурной дорожке , сделанной в левом корпусе 10. При вращении вала 5 с дисками 8, 11 трубчатые валы с пружинными пальцами вращаются вокруг оси вала 5 и одновременно поворачиваются кривошипами 12 вокруг своей оси благодаря тому, что ролики 13 кривошипов перекатываются по фигурной дорожке 1. Контур фигурной дорожки выполнен таким образом, чтобы пальцы внизу выходили за кольцаскаты и подхватывали стебли, а вверху уходили под скаты и очищались от стеблей.

Подборщик приводится в движение от вариатора оборотов мотовила. Для этой цели на  верхнем  валу   вариатора  вместо звездочки устанавливается шкив 6 (рис. 112, а), а внизу крепят шкив 9, которые соединяются между собой перекрестным ремнем. Вал шкива 9 при помощи эластичной муфты 11 соединяется с валом подборщика.

Высоту расположения подборщика регулируют перестановкой башмаков жатки в зависимости от густоты стояния стеблей и высоты стерни. Если стерня имеет нормальную высоту (15—18 см) и густоту, то башмаки жатки устанавливают на высоту среза 130 мм. При подборе валков, уложенных на низкую и редкую стерню, башмаки жатки ставят на наименьшую высоту 100 мм. В этом случае пружинные пальцы касаются почвы, прочесывают стерню и полностью подбирают все стебли.

Частота вращения грабельного механизма подборщика строго согласуется со скоростью движения комбайна. Если частота мала, то масса сгруживается перед подборщиком и протаскивается по почве. При большей частоте наблюдается порционная подача стеблей на платформу жатки. Когда частота вращения подборщика соответствует поступательной скорости комбайна, хлебная масса движется ровным, непрерывным слоем.

Давление на башмаки жатки должно быть такое же (25—30 кгс), как и при прямом комбинировании.

Молотилка

Молотилка комбайна обмолачивает и сепарирует зерно, а также транспортирует зерно в бункер, а соломистые частицы — в копнитель.

Молотилка — самая крупная часть комбайна. В нее входят (рис. ИЗ): приемный битер 3, молотильный аппарат, состоящий из барабана и подбарабанья (деки) 29, 31, отбойный битер 7, соломотряс, очистка и транспортирующие органы.

Приемный битер

Приемный битер изменяет направление потока хлебной массы, поступающего с плавающего транспортера, и подает стебли в молотильный аппарат. Битер представляет собой полый цилиндр с четырьмя лопастями. Для лучшего захвата и сброса стеблей лопасти сделаны зубчатыми и наклонены назад по ходу вращения. Камера приемного битера имеет общую с молотильным аппаратом крышку 4. Плавный переход наклонной камеры к молотильному аппарату обеспечивается установкой направляющего щитка 2.

Молотильный аппарат

Молотильный аппарат обмолачивает колосья и просеивает основную массу зерна (около 80%) через решетчатую деку. Обмолот колосьев достигается за счет удара бичей и вытирания зерен из колосьев в процессе протаскивания стеблей по поперечным планкам подбарабанья.

Барабан состоит из вала, к которому крепятся два крайних сплошных диска и промежуточные диски. К дискам привернуты планки с бичами. Бичи имеют рифы с правым и левым направлениями. При установке на барабан они чередуются. Это сделано для того, чтобы равномерно распределять обмолачиваемую массу по деке и уравновесить осевое давление на под-шипники барабана.

Частоту вращения барабана регулируют с помощью вариатора, устройство которого позволяет изменять обороты на ходу комбайна из его кабины.

Вариатор (рис. 114) состоит из двух шкивов с неподвижными 10 и подвижными 9 дисками, неподвижных (в осевом направлении ) втулок 4 с внутренней резьбой, подвижных втулок 5 с наружной резьбой, кареток 13, конуса 12, связанного тягой с подвижным диском, звездочек 3, 14 и рычага с фиксатором 2. Звездочки 3, 14 на валу барабана и рычаг жестко связаны с неподвижными втулками 4, а звездочка 3 на контрприводном валу сидит свободно на неподвижной втул­ке 4, но с помощью фиксатора 2 она может жестко соединяться с неподвижным  (в осевом направлении)  корпусом.

Подвижные втулки 5 удерживаются от проворачивания специальными рычагами, связанными друг с другом. Для увеличения оборотов барабана фиксатор 2 сцепляется со звездочкой, и неподвижные втулки с помощью приводной цепи вращаются по часовой стрелке. В этом случае подвижные втулки ввинчиваются в неподвижные и начинают перемещаться влево с каретками 13. Каретка 13 на контрприводном валу через конус 12 и тягу сдвигает подвижный диск 9 к неподвижному 10 и выжимает ремень на больший диаметр. Каретка 13 на валу барабана позволяет подвижному диску сместиться влево от неподвижного диска 10 и перейти приводному ремню на меньший диаметр.

При вращении втулок против часовой стрелки обороты барабана уменьшаются. Когда обмолачиваются зерновые колосовые культуры, частота вращения барабана изменяется в пределах 750—1365 об/мин в зависимости от влажности массы, ее засоренности и вида культуры.

При уборке подсолнечника, крупяных и зернобобовых культур частота изменяется в пределах 415—750 об/мин за счет перестановки шкивов привода барабана и вала контрпривода или установки двухступенчатого редуктора, поставляемого по специальному заказу.

В двухбарабанных молотильных аппаратах режим обмолота первым аппаратом делается более мягким. Для этого частота вращения барабана устанавливается в пределах: 800 — 850 об/мин при уборке зерновых колосовых культур и 500— 600 об/мин — легкообмолачиваемых культур.

Подбарабанье (рис. 115) комбайнов СК-5 «Нива» и СК-6 «Колос» состоит из двух частей — основной деки 12 с углом обхвата 101° и приставки 11 с углом обхвата 45°, шарнирно-соединенных между собой валом 14.

Каждая секция имеет каркас в виде двух щек с приваренными планками и поперечные планки с прутками, образующие решетку. Рабочие поперечные планки установлены с переменным шагом (41—58 мм) таким образом, что секции можно разворачивать на 180° после износа передних кромок поперечных планок. Зазор между бичами барабана и планками подбарабанья у комбайна СК-5 регулируется из кабины рычагом 1, связанным с декой тягами 9, 10. При установочной регулировке рычаг фиксируется на первом зубе сектора. Резьбовыми наконечниками 13 тяг и винтом регулировки приставки устанавливаются зазоры: на входе— 18 мм, в середине — 14, а на выходе— 2 мм. Точность зазора проверяется с обеих сторон совмещением цифр 18,  14 и 2 на шкале со стрелкой рычага .

В процессе работы за счет перемещения рычага по сектору можно увеличить зазоры в таких пределах: на входе — до 48 мм. на выходе — до 42, а у передней планки основной деки — до 46 мм.

Перемещение рычага 1 на один зуб сектора изменяет зазоры примерно на 1 мм. Двухбарабан-иый молотильный аппарат имеет два рычага регулировки положения подбарабаньев. Зазор между бичами первого барабана и поперечными планками деки делают несколько больше, чем между вторым барабаном и декой: на входе — 24 мм и на выходе — 6 мм. Это уменьшает дробление полноценного зерна, которое выделяется в основном первым молотильным аппаратом. При уборке различных культур, а также при различном состоянии хлебной массы (влажность, засоренность) необходимо изменять зазоры в молотильном аппарате и частоту вращения барабанов. При этом добиваются наилучшего обмолота зерна и наименьшего дробления его. При меньшем зазоре обмолот улучшается, однако   повышается дробление зерна.

Увеличение зазора снижает дробление, но может вызвать недомолот. К таким же явлениям приводят ненормальные обороты барабана. Поэтому регулировку зазора и оборотов проводят плавно до получения наибольшего эффекта.

Отбойный битер

Отбойный битер снижает скорость движения массы, выбрасываемой барабаном молотильного аппарата, и направляет ее на начало соломотряса. Кроме того, битер протрясает солому и зерно, выделенное из соломы, просеивается через решетку 10 (см. рис. 113). Битер представляет собой прямоугольный кожух с конусными пальцами, отклоненными против направления вращения. Частота вращения его — 844 об/мин.

Соломотряс

Соломотряс интенсивно перетряхивает солому, выделяет из нее оставшееся зерно, которое не просеялось через подбарабанье молотильного аппарата, и транспортирует грубый ворох в копнитель.

Он состоит из клавишей, установленных на двух коленчатых валах. Комбайн СК-5 «Нива» имеет четыре клавиша, а СК-6 «Колос» — пять. Клавиши отличаются только длиной. На комбайне СК-5 клавиши    четырехкаскадные    длиной    3640    мм.

В комбайнах с двухбарабанным аппаратом монтируются трех-каскадные клавиши длиной 2559 мм. Каждая клавиша выпол­нена в виде коробчатого корпуса, имеющего борта с гребенками, наклонное днище и жалюзийную нерегулируемую решетку. При колебаниях клавиши подбрасывают солому и рыхлят ее. Зерно и мелкие примеси просеиваются сквозь отверстия жалюзийной решетки и по днищу скатываются на транспортную доску 30. Для уменьшения скорости движения соломы и улучшения выделения зерна из нее над соломотрясом установлен фартук. При уборке малосоломистых хлебов фартук поднимается. Соломотряс не имеет регулировок. Однако потери с соломотряса увеличиваются при снижении оборотов коленчатых валов. Поэтому при уборке необходимо работать на полных оборотах двигателя, а скорость движения регулировать коробкой перемены передач и вариатором ходовой части.

Очистка

Очистка (рис. 116, а) состоит из транспортной доски с пальцевой решеткой 2, двух решет 3, удлинителя верхнего решета 5 и вентилятора.

Транспортная     доска   служит для предварительного расслоения вороха и транспортировки его на верхнее   решето.

При встряхивании зерно и тяжелые примеси оседают, а мелкие примеси поднимаются вверх — «всплывают». Транспортная доска имеет каркас со ступенчатым настилом, сделанным из листовой оцинкованной стали. Вдоль настила прикреплены гребенки, которые предотвращают сдвиг зерновой смеси к одной стороне транспортной доски при поперечных наклонах комбайна и улучшают транспортировку соломистых примесей.

К заднему поперечному брусу транспортной доски прикреплена решетка 2 из стальных штампованных пальцев. Когда зерновой ворох сходит с транспортной доски, то зерно и тяжелые мелкие примеси проходят между пальцами решетки на верхнее решето, а крупные легкие примеси зависают на пальцах, подхватываются потоком воздуха, создаваемым вентилятором. За счет этого уменьшается нагрузка на решета очистки. Транспортная доска шарнирно соединена с рамой грохота верхнего решета, а впереди подвешена к раме молотилка на деревянных подвесках 6.

Решета размещены в отдельных решетных станах, совершающих колебательные движения в противоположных направлениях. Решета жалюзийного типа имеют одинаковую конструкцию, но отличаются размерами жалюзи. В верхнем решете они крупнее, чем в нижнем. Каждое решето состоит из рамки с жалюзями.

Жалюзи собраны из коленчатых осей 4 (рис. 116,6), к которым приварены сегменты 5. Наклон жалюзи можно изменить от О до 45° при помощи специального механизма. При вращении маховичка , связанного прутком 14 с винтом 13, гайка 10 навертывается на винт 13, поворачивает двуплечий рычаг 9, который через тягу перемещает рейку 6, а последняя через колена 7 изменяет наклон сегментов. Наклон жалюзи контролируется по шкале 2. На ней нанесены различные деления наклона жалюзи: 0, 15, 30, 45°.

К раме верхнего решета шарнирно крепится удлинитель 5 (см. рис. 116, а), устроенный аналогично жалюзийному решету. Степень открытия жалюзи регулируется рычагом, а наклон удлинителя — креплением его задней части в различных отверстиях рамы грохота.

Нижнее решето, помимо регулировки открытия жалюзи, можно переставлять по регулировочным отверстиям решетного стана и тем самым изменять наклон его.

Вентилятор служит для отделения легких примесей. Он представляет пятилопастный крылач, установленный в цилиндрическом кожухе.

Для регулировки силы воздушного потока используется клиноременной вариатор, который изменяет частоту вращения вентилятора в пределах 430—725 об/мин.

Клиноременной вариатор (рис. 116, в) состоит из двух шкивов, натяжного устройства (втулка) 7, системы тяг 1, 8 и вала 9 с рычагами, которыми изменяется расстояние между шкивами. Для того чтобы увеличить число оборотов, маховичок 4 вращается по часовой стрелке. Ремень контрприводного вала натягивается и смещает средний подвижной диск влево, который вытесняет ремень вентилятора на больший диаметр. На шкале 2 стрелка показывает установленное число оборотов вентилятора.

Расположение ремня контрприводного вала на максимальном диаметре шкива соответствует 430 об/мин вентилятора.

Регулировки очистки комбайна преследуют цель наиболее полного выделения зерна из вороха при наименьшей степени засорения его примесями.

Количество воздуха, подаваемого вентилятором, оказывает большое влияние на качество работы очистки. Чем больше воздуха нагнетается вентилятором, тем лучше отделяются примеси. Однако чрезмерное дутье может повлечь за собой вынос зерна в копнитель. Поэтому следует пользоваться наибольшей частотой вращения вентилятора с условием, что воздушный поток не будет выносить зерно из очистки. Значительное влияние на работу воздушного потока оказывает положение выдвижного щитка колосового шнека. При установке его в крайнее верхнее положение верхнее решето и удлинитель хорошо обдуваются воздухом. Однако при этом возможен вынос зерна в копнитель.

При нижнем положении щитка решето хуже обдувается, что приводит к потерям и перегрузке колосового шнека примесями.

Степень открытия жалюзи решет регулируется в зависимости от количества и качества поступающей на них зерновой смеси. Жалюзи верхнего решета открывают так, чтобы все зерно выделялось на ²/з его длины. Если зерно будет доходить до конца решета, то часть его попадает в колосовой шнек и копнитель.

При уборке влажного и засоренного хлеба жалюзи открывают больше, а при уборке сухих хлебов — меньше. На нижнем решете зерно должно выделяться на всей поверхности, но с минимальным сходом в колосовой шнек. Степень очистки зерна нижним решетом контролируется при открытой заслонке колосового шнека.

Удлинитель предупреждает потери свободным зерном и необмолоченными колосьями, которые сходят в колосовой шнек. Угол наклона удлинителя и степень открытия жалюзи выбирают с таким расчетом, чтобы не было этих потерь. Слишком сильно поднимать удлинитель нецелесообразно, так как очень много частиц вороха попадает в колосовой шнек.

При первоначальной настройке очистки удлинитель и рычаги открытия жалюзи устанавливаются на вторые отверстия (считая сверху, спереди).

В хорошо отрегулированной очистке в сходах — не более 0,3% зерна и необмолоченных колосьев, а чистота зерна в бункере— 95—99%.

Бункер

Бункер комбайнов СК-5 «Нива» и СК-6 «Колос» имеет емкость 3 м³. Бункер — закрытого типа с механизмами равномерного распределения зерна по камере и выгрузки его в транспортные средства.

Устройство для равномерного распределения зерна представляет шнек, установленный в верхней части бункера. Выгрузное устройство состоит из двух шарнирно-соединенных шнеков: горизонтального, расположенного на дне бункера, и наклонного. Горизонтальный шнек сверху закрыт кожухом, который имеет регулируемые заслонками щели. Заслонки регулируют в зависимости от вида убираемой культуры и состояния хлебной массы. Рекомендуется заднюю заслонку открывать на 30—40 мм больше, чем переднюю.

Выгрузной шнек снабжен предохранительной фрикционной муфтой, которая регулируется на передачу крутящего момента 20 кгм.

В бункерах комбайнов установлен вибрационный механизм, который при помощи гидрораспределителя включается за 26—30 с до конца выгрузки, когда ухудшается заполнение шнеков зерном. Вибрация стенок бункера способствует лучшему заполнению выгрузных шнеков.

Копнитель   гидрофицированный

Копнитель предназначен для сбора незерновой части урожая (солома, полова), уплотнения и укладывания ее на поверхности поля в виде копны. Копнитель представляет собой камеру объемом 9 м³, образованную двумя боковинами, днищем с пальцами и решетчатым клапаном (рис. 117, а). В верхней части камеры установлен соломонабиватель, а внизу коленчатый вал с граблиной — половонабиватель.

Соломонабиватель

Соломонабиватель (рис. 117,6) состоит из двух коленчатых валов с граблинами 3, кулис, соединенных рычагами с коленчатыми валами, консольных брусьев 1 и лотка 4. При вращении коленчатых валов зубья граблин 3 захватывают порцию соломы, сходящую с клавиш соломотряса 2, и подают ее в камеру копнителя. Вначале солома беспорядочно заполняет всю камеру, а после наполнения начинается процесс прессования.

Положение лотка 4 можно регулировать. Нормальные зазоры между лотком 4, граблинами 3 и клавишами 2 показаны на рисунке.

Гидравлическая система

Гидроавтоматическая система копнителя обеспечивает закрытие заднего клапана и днища в любых условиях работы независимо от влажности убираемой культуры. Она состоит (рис. 117, а): из гидрораспределителя , двух гидроцилиндров 5, масляных трубопроводов, датчика 11, рычагов 12, 14 и тяг.

Для выгрузки копнителя отжимается педаль 16, расположенная в кабине комбайна. Защелка 10 освобождает задний клапан 6. Под действием веса соломы и пружины 15 днище опускается, а задний клапан вместе с датчиком 11 поднимается. Масло из гидроцилиндров 5 поступает в сливную магистраль, так как золотник 2 распределителя под действием пружины 3 находится в крайнем левом положении.

После выгрузки копны датчик под действием пружины 13 возвращается вперед. Упор 9 датчика через рычаг 12 и штангу 8 начинает поворачивать двуплечий рычаг 14, который тягой 4 перемещает золотник распределителя в крайнее правое положение. При таком положении золотника его буртик 2 (рис. 117, в) перекрывает поток масла от насоса (штуцер 5) к штуцеру 12. Нагнетаемое масло от насоса через проточку , левую камеру 3, дроссельное отверстие 4 в золотнике, осевой канал , радиальный канал 9, правую камеру 8 и штуцер 6 направляется в гидроцилиндры 5 (см. рис. 117, а), которые закрывают задний клапан и поднимают днище копнителя.

Время закрытия копнителя длится до тех пор, пока упор 7 клапана не остановит поворот двуплечего рычага 14. После этого давление масла в левой (рис. 117, в) и правой полостях 8 распределителя выравнивается и золотник 2 (см. рис. 117, а) под действием пружины 3 переходит в крайнее левое положение.

Регулировка гидроавтоматической системы сводится к изменению длины тяги 4. При закрытом копнителе золотник распределителя должен находиться в крайнем левом положении, а тяга 4 провисать.

Двигатель

Двигатель является источником привода всех рабочих органов комбайна. На комбайнах СК-5 «Нива» и СКД-5 «Сибиряк» установлен четырехцилиндровый дизель с турбонаддувом и водяным охлаждением СМД-18К. Мощность двигателя при 1900 об/мин 100 л. с. Комбайн СК-6 «Колос» укомплектован шестицилиндровым дизелем с турбонаддувом и водяным охлаждением СМД-64. Мощность двигателя при 1900 об/мин — 150 л. с.

Ходовая часть

Ходовая часть комбайна включает в себя вариатор, мост ведущих колес и мост управляемых колес.

Вариатор

Вариатор (рис. 118, а) передает вращение от двигателя к приемному шкиву коробки передач и плавно изменяет скорость движения комбайна. Вариатор представляет собой шкив с подвижным средним диском, установленным на вилке 2. Вилка со шкивом поворачивается вокруг оси с помощью гидроцилиндра двойного действия 10, связанного с рычагом 4. Ход рычага 4 ограничивается упорными болтами 5, 8 кронштейна 6, прикрепленного к корпусу молотилки. Когда вилка со шкивом опускается- гидроцилиндром 10, то ремень, идущий от двигателя, натягивается и смещает средний диск вправо. В этом случае ремень от двигателя переходит на меньший диаметр, а ремень к коробке передач выжимается на больший диаметр. Для уменьшения скорости движения вилка 2 поднимается. Тогда ремень, идущий к коробке передач, натягивается и смещает средний диск влево.

Регулируют вариатор в следующей последовательности. Максимально вывертывают болты 5 и 8. Блок вариатора устанавливают в крайнее верхнее положение (ремень от двигателя должен перейти на наибольший диаметр шкива). Завертывают винт 5 до упора 7. Затем блок вариатора переводят в крайнее нижнее положение и завертывают винт 8 до упора 7. Натягивают ремни вариатора натяжным винтом , а перекос устраняют растяжками 3 и 12.

Мост ведущих колес

Мост ведущих колес (рис. 118, б) состоит из муфты сцепления 7, коробки передач 8 с тормозом 10, дифференциала 9, двух бортовых редукторов 14 и ведущих колес с колодочными тормозами 15.

Муфта сцепления (рис. 119, а) смонтирована в приемном шкиве 9, ступица которого установлена на двух подшипниках 17 приводного вала 29 коробки передач. Ступица ведомого диска 13 сидит иа шлицах приводного вала 29. Нажимной диск 14 с помощью двенадцати пружин 10 прижимает ведомый диск 13 к внутренней торцевой поверхности шкива 9. Для выключения сцепления имеются три оттяжных рычага 18. Когда муфта выключения 15 с упорным подшипником 16 перемещается влево, то она надавливает на концы рычагов 18 и оттягивает нажимной диск. Ведомый диск освобождается и не передает вращение на вал 29 коробки передач. Для нормальной работы сцепления зазор между концами рычагов 18 и муфтой выключения 15 устанавливают в пределах 3—4 мм за счет изменения длины тяги, идущей от педали выключения сцепления. Оттяжные рычаги 18 должны быть расположены в одной плоскости. При этом расстояние от рычагов до торца горловины корпуса сцепления должно быть 19—33,5 мм, что обеспечивается регулировочными гайками 21. Если расстояние от рычагов 18 до корпуса меньше 19 мм, то переклепывают фрикционные накладки.

Коробка передач имеет три вала с набором шестерен. На шлицах приводного вала 29 сидят две каретки (подвижные шестерни). Первая 25 служит для включения первой передачи и заднего хода. Вторая каретка 28 имеет два венца: 26 — для включения второй передачи и 27 — для включения третьей передачи.

На передаточном валу 3 насажены шестерня третьей передачи 2, шестерня второй передачи 4, шестерня привода дифференциала 5 и шестерня первой передачи 6.

На промежуточном валу 23 размещены две шестерни 24 и 22. Кроме того, в коробке установлена промежуточная шестерня, которая всегда сцеплена с шестернями 22 и 6. Промежуточная шестерня имеет широкий венец, который с левой стороны постоянно зацеплен с шестерней 6, а с правой стороны может входить в зацепление с шестерней 25 при включении заднего хода.

Шестерни при включении различных передач сцепляются следующим образом:

первая передача — 25 и 24; 22, промежуточная шестерня и 6, 5 и шестерня дифференциала;

вторая передача — 26 и 4; 5 и шестерня дифференциала;

третья передача — 27 и 2; 5 и шестерня дифференциала;

Задний ход — 25, промежуточная шестерня и 6; 5 и шестерня дифференциала.

После включения передач шестерни фиксируются с помощью механизма блокировки, установленного в крышке коробки передач.

На приводном валу 29 закреплен выносной тормозок 30, а на передаточном валу — тормозной шкив . Тормозок служит для остановки вала 29 при включении сцепления. В результате этого удается бесшумно включить необходимую передачу и избежать износа торцов зубьев шестерен.

Дифференциал (рис. 119,6) представляет собой коробку, которую образуют ведомая шестерня 3 и две чашки 2. В коробке установлены две конические шестерни с полуосями 1, 4 и крестовина с сателлитами.

Бортовой редуктор смонтирован в корпусе, собранном из двух полукартеров — основного 15 и съемного 14. В основном полукартере запрессована шестерня 5. Шестерни полуосей и 4 входят в зацепление"с тремя сателлитами, свободно вращающимися на осях 6 водила 7.

Шестерни полуосей, 4 вращают сателлиты, которые одновременно перекатываются по зубьям неподвижной шестерни 5. В результате этого скорость вращения водил 7 в 5,6 раза меньше скорости вращения полуосей, поэтому крутящий момент на колесах также увеличивается в 5,6 раза.

Мост управляемых ко лес включает в себя балку с поворотными кулаками, колеса, рулевую трапецию и гидроцилиндр.

В наконечниках балки шарнирно закреплены полуоси колес с помощью шкворней. Ступицы колес установлены на конических подшипниках полуосей, которые регулируют стяжной гайкой.

Гидросистема комбайнов СК-5 «Нива» и СК-6 «Колос»

Гидравлическое оборудование комбайнов состоит из основной гидросистемы и гидросистемы рулевого управления. Основная гидросистема (рис. 120) обслуживает рабочие органы комбайна и включает в себя гидронасос марки НШ-32У, предохранительные клапаны 4, золотниковый распределитель на семь потребителей, гидроцилиндр вариатора оборотов мотовила 7, два гидроцилиндра 8 подъема жатки, два гидроцилиндра 9 подъема мотовила, гидроцилиндр двустороннего действия вариатора ходовой части 10, поршневой гидроцилиндр 2 механизма очистки воздухозаборника,;.два вибратора 3 зернового бункера, распределитель и два 'гидроцилиндра открытия копнителя. В гидросистему рулевого управления входит гидронасос 12 марки НШ-10Е, насос-дозатор 5, распределитель 6 и поршневой цилиндр.

Обе гидросистемы обслуживаются общим гидробаком 13 емкостью 14 л. В гидробаке имеется фильтр очистки масла, состоящий из фильтрующих сетчатых элементов. Фильтр снабжен предохранительным клапаном, отрегулированным на давление 1,5 кгс/см².

Предохранительные клапаны.

Предохранительные клапаны (рис. 121, а) отрегулированы на давление 63 кгс/см². Если давление в гидросистеме ниже нормы, то шарик 2 прижимается пружиной 4 к гнезду в шпинделе . Давление в полости 10 и канале 5 одинаковое, поршень 7 отжимается пружиной 8 книзу, и канал нагнетания 5 не сообщается со сливной магистралью 9.

Когда давление в гидросистеме повышается, то шарик 2, преодолевая действие пружины 3, отходит от гнезда шпинделя . Масло из полости 10 через отверстие в шпинделе поступает в сливную магистраль, и уменьшается давление в полости 10. Поршень 7, преодолевая сопротивление пружины 8, поднимается вверх и открывает доступ масла из нагнетательной магистрали 5 в сливную магистраль 9. Тем самым давление в гидросистеме уменьшается до нормальной величины.

При установке клапана на место важно, чтобы канал 5 соединялся с нагнетательной магистралью, а канал 9 — со сливной. Неправильная установка приводит к аварии гидросистемы.

Распределитель

Распределитель (рис. 121,6, в, г) собран из секций и крышек, между которыми установлены уплотнительные резиновые кольца. В  одну из  крышек распределителя  вмонтирован   перелив ной клапан . Он предназначен для того, чтобы разгрузить насос от давления масла при холостой работе гидросистемы.

Четыре секции имеют запорные, клапаны 4, 9, а две — четвертая и шестая, считая от переливного клапана, не имеют их. Они предназначены для управления устройством очистки сетки радиатора и вибраторами зернового бункера.

В каждой секции установлены золотник 3 с центрирующей пружиной, возвращающей золотник из рабочего в нейтральное положение, и запорный клапан, состоящий из толкателя 13 и двух шариков с пружинами.

Работает распределитель следующим образом. Когда золотник 3 находится в нейтральном положении (рис. 121, в), то полость 5 переливного клапана через каналы 6 (сквозной, проходящий через все секции), 7 и 10 соединяется со сливной магистралью. Поршень 1 под действием повышенного давления в нагнетательной магистрали поднимается вверх и открывает доступ маслу в сливной канал 14. Если золотник переместить вверх, (рис. 121,6), то поясок его перекрывает канал 6. Масло из нагнетательной магистрали поступает через дроссельное отверстие 12 в полость 5, и давление в ней становится одинаковым с давлением масла в нагнетательной магистрали. В этом случае поршень под действием давления пружины 2 опускается вниз, и масло из нагнетательной магистрали поступает в верхнюю полость запорного клапана 4. Шарик, преодолевая сопротивление пружины, открывает доступ маслу в гидроцилиндр, а толкатель 13, опускаясь вниз, открывает выход маслу из гид* роцилиндра в сливную магистраль 10.

То же самое явление происходит при перемещении золотника 3 в нижнее положение (рис. 121, г). Только нагнетательная магистраль соединяется с гидроцилиндром через нижнюю полость запорного клапана 9, а слив масла из гидроцилиндра происходит через верхнюю полость запорного клапана. От распределителя идут по два трубопровода к гидроцилиндрам двойного действия 2, 10 (см. рис. 120) и по одному трубопроводу —. к гидроцилиндрам одностороннего действия 7, 8, 9.

Механизм очистки воздухозаборника

Механизм очистки воздухозаборника состоит из двух клапанов, поворачиваемых с помощью гидроцилиндра  (рис. 122 а)

Гидроцилиндр присоединен трубопроводами к секции распределителя, не имеющей запорных клапанов. Когда масло от распределителя попадает в полость 4, то часть его через дроссельное отверстие 5 перетекает в полость 7, а остальное переме

> Нагнетание IZS Да Вменив

 

Рис. 122. Гидроцилиндр привода очистки воздухозаборника  (а)  и вибоатор зернового бункера   (б, в)

 

а — гидроцилиндр; , Я —штоки; 2, 9 — гильзы цилиндра; 3 - уплотнение 4 7 —полости; 5-дроссельное отверстие; 6- поршень; 10- гильза пружины//- rmv-жина; б-золотник вибратора в крайнем правом положении; в-золотник вибратора в крайнем левом положении; -верхняя полость; 2 - поршень- 3 4 —каналы5-нижняя полость; (У- золотник; 7, 9 -торцовые полости золотника; S-камера'10 — толкатель;   — нагнетательная   магистраль  пшень    6 вправо. При этом поворачиваются клапаны щает    пор  духозаборника, сжимается пружина  и масло из

гтпггости 7 идет на слив.

Fc-ih оукоятку распределителя установить в другое положение то масло поступит в полость 7 гидроцилиндра и переместит поршень 6 влево.

После    того,  как золотник займет нейтральное положение, ление в полостях 4 и 7 выравнивается за счет дроссельного отверстия 5 и поршень под действием пружины 11 установится в нейтральное положение.

Вибратор

Вибратор предупреждает сводообразоваыие в зерновом бункере и ускоряет выгрузку зерна. Работает он следующим образом. Когда золотник 6 (рис. 122, б) находится в крайнем правом положении, то масло поступает по каналу 11 в нижнюю полость 5 и давит на поршень снизу. Поршень 2 поднимается вверх, а масло из полости выдавливается в сливную магистраль. После этого через канал 4 открывается доступ масла из нагнетательной магистрали в правую полость 7 золотника. Золотник смещается влево (рис. 122, в), и масло, поступающее в верхнюю полость , перемещает поршень вниз. Поршень, совершая возвратно-поступательное движение, передает колебания стенкам бункера.

Гидросистема рулевого управления

Гидросистема рулевого управления может работать по двум схемам: при работающем и неработающем двигателе. При работающем двигателе и правом повороте (рис. 123, а) насос-дозатор 1 перекачивает масло из левой полости 2 распределителя в его правую полость 5. В результате этого золотник, преодолевая сопротивление пружины 4, перемещается влево, и масло от насоса через канал в золотнике, левую полость 2, насос-дозатор , правую полость 5 поступает в полость гидроцилиндра. Шток гидроцилиндра поворачивает колесо влево, а комбайн разворачивается вправо. Это длится до тех пор, пока вращается рулевое колесо. При остановке рулевого колеса давление в левой полости 2 становится выше, чем в правой. Золотник под действием этого давления и давления пружины 4 перемещается вправо. Доступ масла в полость 6 цилиндра перекрывается, и поворот колес прекращается.

1о же самое, только в обратном порядке, происходит при левом повороте рулевого колеса (рис. 123,6). При неработающем двигателе масло насосом-дозатором перекачивается из полости 7 в полость б гидроцилиндра   (правый   поворот)  или из полости 6 в полость 7 (левый поворот).

Надежная работа гидросистемы комбайна обусловливается чистотой масла, плотностью всех соединений и отсутствием воздуха. В гидросистеме нового или отремонтированного комбайна масло меняют через 50 ч работы. В дальнейшем смена масла производится через 240 ч. Для удаления воздуха на штуцерах гидроцилиндров откручивают на 1,5—2 оборота накидные гайки. Рукояткой распределителя переводят гидроцилиндр в крайнее положение до тех пор, пока из штуцеров не прекратится выход воздуха. Затем гайки закручивают и доливают масло в гидробачок.

Приборы   электрооборудования

Приборы электрооборудования обеспечивают запуск двигателя, освещение, контроль и сигнализацию.

На комбайнах СК-5 и СК-6 применена однопроводная электрическая сеть постоянного тока с напряжением 12 В.

В качестве источников тока используются аккумуляторные батареи и генератор. На комбайне СК-6 установлена одна батарея 6ТСТ-50 ЭМС, а на комбайне СК-5 — две батареи 6ТСТ-132 ЭМС, генератор мощностью 400 Вт переменного тока с выпрямителем.

Двигатель комбайна СК-5 запускается стартером СТ-100. Стартер СТ-352Д на комбайне СК-6 служит для запуска пускового двигателя, которым запускается основной двигатель.

Для освещения на комбайне установлены две передние фары ФГ-305 и две задние ФГ-304. Впереди и сзади комбайна закреплены габаритные фонари, которыми можно подавать сигнал поворота и «стоп».

Сигнальные устройства имеются в бункере комбайна, в копнителе, зерновом и колосовом шнеках, а также на соломотрясе. Они контролируют уровень зерна в бункере, закрытие копнителя, нормальную работу шнеков и соломотряса.