↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы и сельхозтехника
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Рабочее оборудование

Рабочее оборудование

К рабочему оборудованию трактора относят гидравлическую навесную систему, прицепное устройство, гидрокрюк, валы отбора мощности, приводные шкивы, увеличители сцепного веса, увеличители крутящего момента.

Унифицированная раздельно-агрегатная   гидравлическая навесная система

Унифицированная гидравлическая навесная система служит для управления из кабины тракториста навесными и полунавесными машинами и орудиями, агрегатируемыми с трактором.

Система состоит из масляного насоса высокого давления золотникового распределителя с дистанционным управлением, силового гидравлического цилиндра, бака с фильтром, маслопроводов, разрывных и соединительных муфт и механизма навески.

Масляный насос служит для нагнетания масла из бака в рабочие полости силовых цилиндров.

На современных тракторах устанавливаются шестеренчатые насосы НШ-50К (тракторы Т-150 и Т-150К), НШ-46У (ДТ-75М), НШ-67К (К-701), НШ-10Е (Т-25А), НШ-32К (МТЗ-82) и другие. Буквы НШ означают, что насос шестеренчатый, цифры показывают его теоретическую производительность (см³/об). Буквы К, У, Е указывают на конструктивные особенности насосов.

Насос НШ-У (рис. 70, а) состоит из корпуса, крышки 5, шестерен 14 и 15, двух пар опорных втулок 11 и деталей уплотнения 3, 4, 7, 9, 12 и крепления.

Между крышкой и корпусом установлена сплошная резиновая манжета 3. На всасывающей стороне корпуса находятся алюминиевый вкладыш 13 и резиновое уплотнение 12.

Работа насоса. При вращении шестерен создается разрежение, увлекающее жидкость из бака в камеру всасывания. Шестерни захватывают жидкость между впадинами и корпусом и подают в камеру нагнетания, а оттуда под большим давлением — в распределитель.

Для уменьшения утечки рабочей жидкости из нагнетательной полости во всасывающую опорные втулки поджимаются к торцам шестерен давлением масла.

Насосы типа НШ-К (рис. 70, б) конструктивно отличаются от насосов НШ и НШУ. Вместо четырех втулок в корпус 9 вставлены подшипниковая обойма 2 и поджимная обойма 8, в которых вращаются ведущая и ведомая 3 шестерни. Торцевое уплотнение шестерен достигается постановкой с обеих сторон шестерен уплотнительных пластин 7 (платиков). В пластинах имеются фигурные углубления под резиновые прокладки 6.

Насос закрыт крышкой 4 с резиновым уплотнительным кольцом 5.

Такая конструкция обеспечивает высокую точность расположения шестерен и их надежное уплотнение, устраняет перекос шестерен, что позволяет повысить рабочее давление до 125 кгс/см² и максимальное — до 160 кгс/см².

Привод масляного насоса у различных тракторов осуществляется по-разному, но в каждом тракторе имеется устройство, позволяющее отключать масляный насос, когда нет необходимости использовать гидросистему.

Распределитель служит для распределения масла, подаваемого насосом по полостям силового цилиндра, поддержания необходимого давления и автоматического переключения гидравлической системы на холостой ход и перепуска масла oi насоса в бак.

На тракторах Т-150, Т-150К, ДТ-75М, ЮМЗ-6Л установлен распределитель Р75-ВЗА (рис. 71) клапанно-золотникового типа, трехсекционный, четырехпозиционный, с автоматическим переводом золотника в нейтральное положение после окончания подъема или опускания орудия.

Распределитель состоит из корпуса 27, в котором установлены три золотника, перепускной 10 и предохранительный 21 клапаны. Каждый золотник управляет одним цилиндром и может занимать четыре положения: «нейтральное», «плавающее», «подъем» и «опускание».

К корпусу крепятся крышка 26 с отверстием для слива рабочей жидкости в бак и крышка 28 с шарнирно установленными в ней рычагами 3. Сферический конец рычага 3 входит в нижнее отверстие золотника. На другой конец рычага устанавливаются рукоятки, передвигающие золотник в одно из четырех положений.

В корпусе имеются резьбовые отверстия для присоединения маслопроводов. К отверстию А присоединяется маслопровод, идущий от насоса, к отверстиям Б — маслопроводы от кад-поршневого пространства силового цилиндра, а к отверстиям В — маслопроводы от подпоршневого пространства.

Золотники 1, обработанные с высокой точностью, по наружному диаметру имеют пять поясков и входят в расточки корпуса, обеспечивая плотность прилегания их поверхностей, чем предотвращаются утечки рабочей жидкости. Полая часть золотника, на которой устанавливается фиксирующее устройство, оканчивается осевым каналом, соединенным двумя отверстиями с нагнетательным каналом.

Осевой канал, служащий для подвода масла к автоматическому устройству возврата золотника в нейтральное положение, закрывается шариковым клапаном 11, поджатым к гнезду плунжером и пружиной 12. Натяжение пружины регулируется винтом.

Фиксирующее устройство золотника состоит из бустера (толкателя) 13, обоймы 14, шариковых фиксаторов 15, втулки фиксатора 16 и пружины 17. Обойма 14 смонтирована на золотнике вместе с пружиной 18, помещенной между верхним и нижним стаканами, закрепленными на золотнике пробкой 19.

Силовой цилиндр служит для подъема и опускания навешенных на трактор сельскохозяйственных орудий. На тракторе установлен один основной цилиндр, который связан с механизмом навески. Выносные цилиндры устанавливаются на боковых навесках или гидрофицированных орудиях.

Силовой цилиндр поршневого типа состоит из корпуса 10 (рис. 72), передней 13 и задней 2 крышек, штока 4 и поршня 9, Крышки крепятся к торцам корпуса с помощью стяжных шпилек .

Во фланец передней крышки 13 ввернуты штуцера 21 для присоединения шлангов.

Поршень 9 закреплен на штоке 4 гайкой 3 и уплотнен с цилиндром резиновым кольцом 8 с пластмассовыми прокладками. На наружный конец штока навернута или приварена головка (вилка) 17.

В расточках верхней крышки установлены стальные шайбы — чистики 19, закрытые крышкой 16. При втягивании штока чистики удаляют с него грязь и пыль. В крышке установлен клапан 14 с уплотнительным кольцом, регулирующий ход поршня.

Для уменьшения скорости опускания навешенного орудия и предохранения его от ударов о почву в штуцере 21 установлен за медлительный клапан, который состоит из шайбы 22 с калиброванным отверстием и трех штифтов 23. При опускании орудия шайба прижимается к седлу и жидкость медленно проходит через калиброванное отверстие в шайбе. При подъеме орудия жидкость движется в обратную сторону, отжимает шайбу от седла и свободно протекает по штуцеру, способствуя быстрому подъему орудия.

На выступающий конец штока установлен упор 18, который при перемещении его вниз и закреплении на штоке уменьшает ход поршня, так как при движении вниз упор давит на клапан 14 и закрывает выход жидкости из под поршневого пространства.

Рис. 72. Силовой  цилиндр поршневого типа:

а —колесных тракторов; б — гусеничных тракторов; в — замедлительный клапан; I — окончание опускания; —бугель; 2— задняя крышка; 3— гайка с фибровым кольцом; 4—шток; 5 — резиновые уплотнительные кольца; 6— шайба; 7— трубка; 8 — резиновое кольцо с прокладками; 9 — поршень; 10 — корпус; — шпилька; 12 — отверстие для подвода масла в штоковую полость цилиндра; 13 — передняя крышка; 14 — клапан с резиновым уплотнительным кольцом; 15 — гнездо клапана; 16 — крышка чистиков; 17 — головка штока; 18 — переставной упор; 19 — чистики; 20 — канал для подвода масла в поршневую полость цилиндра; 21 — штуцер; 22 — звездообразная шайба; 23 — штифты; 24 — шплинт; 25 — палец; 26 — уплотнительное кольцо

С помощью упора предотвращается опускание орудия при транспортных переездах. В этом случае после подъема орудия упор опускается на клапан и его закрепляют на штоке.

К элементам соединительной аппаратуры относятся' запирающие (соединительные) муфты и разрывные муфты. Запирающие муфты позволяют отсоединять шланги, не сливая масла из системы, за счет наличия в них подпружиненных шариковых клапанов. Они устанавливаются в каждом маслопроводе, идущем к цилиндру. Разрывные муфты в случае аварийного отсоединения орудия автоматически разъединяют шланги без их разрыва и без потерь масла из системы, так как шариковые клапаны, установленные в них, надежно закрывают трубопроводы.

Механизм навески служит для присоединения навесных машин и орудий к трактору.

Механизм навески располагается в задней части трактора, обеспечивает присоединение машин и орудий по двух- или трехточечной схеме навески.

Механизм навески трактора ДТ-75М состоит из верхней оси 4 (рис. 73), закрепленной бугелями в головках стоек 2. На оси на втулках размещен полый поворотный вал 7, на шлицах которого закреплены два подъемных рычага 12 и 23.

Концы подъемных рычагов шарнирно соединены с раскосами 13, длину которых можно изменить винтовыми муфтами 10. Нижние вилки 15 раскосов соединены шарнирно при помощи пальцев с шаровыми шарнирами телескопических нижних продольных тяг 16. Внутренние концы тяг 16 присоединяются к боковым кронштейнам 19 при трехточечной схеме навески или к кронштейну 21 при двухточечной схеме. Кронштейны установлены на задней оси 20 укрепленной в кронштейнах лонжеронов рамы.

На оси 22 устанавливается основной цилиндр гидравлической системы, головка которого соединена пальцем с поворотным рычагом 3, свободно надетым на полый поворотный вал 7.

Рис. 73. Механизм навески трактора ДТ-75М (трехточечная схема навески): — основной цилиндр; 2 —вертикальная стойка верхней оси; 3 — поворотный рычаг; 4 — верхняя ось; 5 —наклонная стойка верхней оси; 6 — припепная скоба; 7 — поворотный вал; 8 — муфта центральной тяги; 9 — пружина центральной тяги; 10 — винтовая муфта; — центральная тяга; 12 — правый подъемный рычаг; 13 — раскос; 14 — фиксирующий штифт; 5—вилка раскоса; 16 — нижняя продольная тяга; 17 — ограничительные цепи; 3 — стопорный штифт продольной тяги; 19 — боковой кронштейн продольной тяги; 20 — нижняя ось; 21 — средний кронштейн  продольных  тяг; 22 — ось основного  цилиндра; 23 — левый  подъемный  рычаг; 24 — кронштейн

При  подъеме орудия  шток цилиндра, выдвигаясь, поворачивает рычаг 3, который, упираясь при повороте в левый подъ­емный рычаг 23, поднимает его вместе со вторым рычагом 12 через поворотный вал. При необходимости принудительного опускания поворотный рычаг 3 соединяют пальцем с подъемным рычагом 23.

Верхняя центральная тяга 11 навески с помощью вилки соединена с муфтой 8, закрепленной посередине верхнего вала.

Тяга составная с амортизатором 9 и винтовой муфтой 10 для изменения длины тяги.

Орудие присоединяется к концам нижних продольных и верхней центральной тяге при помощи шарниров и пальцев.

Для устранения раскачивания орудия в транспортном положении, а также при междурядной обработке у пропашных тракторов продольные тяги соединены с кронштейнами 24 ограничительными цепями 17 с регулировочными муфтами 10.

С помощью раскосов и верхней тяги регулируется положение орудия в продольной и поперечной плоскостях.

Работа гидравлической навесной системы. Схема действия гидравлической навесной системы представлена на рис. 74. Каждому режиму работы соответствует определенное положение золотника:

а) орудие находится в транспортном положении, а золот
ник в нейтральном. Масло из бака 3 отсасывается насосом 4 и
нагнетается в распределитель 2 в полость Б.

Из полости Б масло по отверстию ах перепускного клапана идет в отводной канал Е и далее на слив в полость В. Вследствие тормозящего действия отверстия а,\ давление в полости А уменьшается и под давлением масла клапан открывается и масло из насоса идет на слив.

Полости Д и Г, соединенные с цилиндром, перекрыты золотником, и выход масла из обеих полостей силового цилиндра будет закрыт. Положение орудия зафиксировано относительно трактора.

б) В положении «плавающее» (рис. 74, б) золотник соеди
няет обе полости Е и Д, соединенные с гидроцилиндром, со
сливными каналами.

Масло из насоса через открытый перепускной клапан сливается в бак, а орудие свободно опускается вниз и его рабочие органы заглубляются.

При движении трактора орудие свободно перемещается относительно трактора, копируя рельеф местности с помощью опорного колеса.

в) В положении «подъем» (рис. 74, в) происходит подъем
орудия в транспортное положение. Золотник перекрывает от
водной канал Е, и, следовательно, клапан 5 закрыт. Одновре
менно золотник сообщает полость Д с нагнетательным каналом Б, а полость Г — со сливом В и масло от распределителя через полость Д подается под поршневое пространство силового цилиндра, давит на поршень и через шток и механизм навески поднимает орудие. Изпод поршневого пространства цилиндра масло через полость Г сливается в бак.

Как только подъем орудия заканчивается, давление масла под поршнем в полости Д и канале Б распределителя повышается и, когда он достигает 110—125 кгс/см², шариковый клапан (см. рис. 71) открывается под давлением масла, толкатель 13, перемещаясь вниз, отжимает фиксаторную втулку 16, шарики фиксаторов 15 выходят из канавок и под действием пружины 18 золотник автоматически переходит в нейтральное положение.

г) При принудительном опускании орудия (рис. 74, г) отводной канал Е перекрыт золотником. Одновременно надпорш-невое пространство цилиндра через полость Г сообщается с нагнетательным каналом Б, а надпоршневое через полость Д — со сливом.

Масло из насоса подается в распределитель и далее в надпоршневое пространство, заставляя поршень и орудие опускаться. По окончании хода поршня золотник автоматически приводится в нейтральное положение так же, как и в конце подъема.

Принудительное опускание используется при работе с ямокопателями и другими орудиями. В положениях «нейтральное» и «плавающее» золотник удерживается фиксирующим устройством.

Обслуживание гидравлической системы заключается в наблюдении за герметичностью соединений и уплотнений, в своевременной промывке фильтра и замене масла, а также в проведении необходимых регулировок.

Уровень масла в гидравлической системе проверяют через 60 ч работы трактора, одновременно смазывают трущиеся поверхности втулок верхней оси и цапфы центральной тяги навески.

Масляный фильтр бака промывают в дизельном топливе через 480 ч работы.

Смену масла в системе производят через 960 ч работы трактора.

Клапаны распределителя проверяют и регулируют на стендах или с помощью прибора КИ-1097Б с приспособлением КИ-6272.

Предохранительный клапан должен срабатывать при давлении 130—135 кгс/см², а у тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 — при давлении 150—160 кгс/см².

Клапан автоматического перевода золотника в нейтральное положение должен срабатывать при давлении 100—ПО кгс/см², а у тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 — при давлении 130—140 кгс/см².

Прицепное устройство и гидрофицированный  крюк

Для работы с прицепными машинами и буксировки транспортных прицепов тракторы оборудуются прицепным устройством и гидрокрюком.

Прицепное устройство состоит из прицепной скобы, которая присоединяется к вильчатым кронштейнам 24 (см. рис. 73) бугелей нижней оси механизма навески у ДТ-75М, Т-74, Т-150К, Т-150 или к шарнирам продольных тяг механизма навески у тракторов Т-25А, МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-82, К-701. Прицепная скоба имеет ряд отверстий, в одном из которых устанавливается прицепная серьга со штырем.

Отверстия в прицепной скобе позволяют изменять точку прицепа в поперечном к трактору направлении. Вправо смещают орудия, у которых ширина захвата меньше ширины трактора.

По высоте прицепное устройство регулируется или подъемом гидросистемой продольных тяг механизма навески у колесных тракторов Т-25А, Т-40М, МТЗ-50, МТЗ-82, К-701, или поворотом прицепной скобы и поворотом бугелей у тракторов ДТ-75М, Т-74, Т-150.

Буксирный крюк, управляемый гидросистемой трактора, служит для автоматической сцепки трактора с транспортными полуприцепами и разбрасывателями удобрений и буксировки их.

У трактора Т-150К тяговый гидрофицированный крюк прикладывается к трактору и при необходимости устанавливается вместо нижних продольных тяг механизма навески. Гидрокрюк поднимается и опускается рукояткой распределителя гидросистемы.

У трактора МТЗ-82 крюк в сборе крепится к днищу заднего моста болтами и винтовой тягой соединен с подъемным рычагом механизма подвески и, следовательно, также управляется рукояткой распределителя.

У трактора К-701 буксирный крюк крепится к нижним тягам механизма навески двумя пальцами, расположенными в отверстиях нижних тяг и проушинах балки крюка.

Валы  отбора мощности и приводной шкив

Вал отбора мощности предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с трактором машин и орудий.

Все тракторы оборудуются задним валом отбора мощности. Универсальные тракторы МТЗ-80, МТЗ 82 кроме заднего оборудованы и боковым ВОМ. На самоходном шасси Т-16М применен передний ВОМ, размещенный на раме впереди двигателя.

По типу привода на тракторе ВОМ могут быть с зависимым, независимым, полунезависимым, синхронным и несинхронным приводами.

Зависимым называют ВОМ, который передает вращение на рабочие органы сельскохозяйственной машины только при включении главной муфты сцепления, останавливается при ее выключении. Он используется на тракторах ДТ-75М, Т-74, Т-25Л.

Независимый ВОМ связан непосредственно с коленчатым валом двигателя и не зависит от работы муфты сцепления. Независимый ВОМ передает вращение на рабочие органы машин как при движении, так и при остановках. Он устанавливается на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150К. Конструкция привода ВОМ тракторов МТЗ-82, Т-150К представлена на

рис. 42 и 53.

Полунезависимый ВОМ не допускает включения и выключения на ходу, но может работать при остановленном тракторе (ЮМЗ-6Л, Т-16М).

Несинхронный ВОМ имеет постоянные обороты независимо  от скорости  вращения ведущих  колес  трактора.

У синхронного ВОМ частота вращения пропорциональна поступательной скорости трактора.

У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150К ВОМ имеется две частоты вращения выходного вала — 570 и 1000 об/мин.

У трактора МТЗ-82 задний ВОМ состоит из привода, двухступенчатого редуктора, муфты переключения и планетарного редуктора.

У трактора Т-150К механизм ВОМ состоит из редуктора, в котором размещены гидроподжимная муфта с автоматическим тормозом, из агрегатов гидросистемы и понижающей пары шестерен.

Приводными шкивами в основном снабжаются колесные тракторы для работы со стационарными машинами.

Увеличители сцепного веса служат для уменьшения буксования трактора и могут быть механические (Т-25А, Т-40М) или гидравлические (МТЗ-50, МТЗ-82).

Механический догружатель ведущих колес увеличивает нагрузку на ведущие колеса за счет увеличения угла постановки верхней тяги механизма навески и использование для этих целей опрокидывающего момента орудия при его работе.

Гидроувеличитель сцепного веса тракторов МТЗ-82, МТЗ-50 включается в общую гидравлическую раздельно-агрегатную систему.

Принцип его действия заключается в том, что в силовом "Цилиндре создается небольшое давление от 8 до 28 кгс/см², направленное на подъем орудия. При этом вес орудия передается на задние ведущие колеса, хотя рабочие органы орудия не выглубляются, а опорное колесо копирует рельеф местности. Проходимость агрегатов при этом существенно возрастает за счет уменьшения буксования.

Увеличитель крутящего момента (УКМ) устанавливается на комплектации трактора ДТ-75М-С6 и представляет агрегат, состоящий из муфты сцепления и планетарного редуктора. Он крепится к передней стенке коробки передач трактора и служит для преодоления кратковременных перегрузок без переключения передач.

Электрооборудование и органы  управления

Электрическое оборудование трактора объединяет устройство и приборы, предназначенные для пуска двигателя, освещения, световой и звуковой сигнализации, контроля за работой систем и других целей. Все эти устройства и приборы можно разделить на две группы: источники и потребители электрической энергии.

К источникам энергии относятся аккумуляторная батарея и генератор, к потребителям — все остальные приборы и в первую очередь стартер, приборы освещения, сигнализации.

Согласованной работой генератора и аккумулятора управляет специальный прибор — реле-регулятор.

На тракторах применяется однопроводная схема электрооборудования постоянного тока, в которой все приборы соединены одним проводом, а в качестве второго минусового используются металлические части (масса) трактора.

Напряжение в электрической схеме 12 В, за исключением электрической цепи стартера трактора К-701, где напряжение 24 В.

Аккумуляторная батарея служит источником тока, когда двигатель не работает или работает на малых оборотах, а также для питания стартера при запуске двигателя.

На тракторах используются главным образом свинцовые аккумуляторные батареи, состоящие из бака 4 (рис. 75), трех или шести аккумуляторов напряжением 2 В каждый и соединенные последовательно, образуя шести или двенадцативольто-вые батареи. Бак и крышка 2 изготовлены из кислотоупорной пластмассы или эбонита. Дно бака имеет ребра, на которые опираются пластины. Каждый аккумулятор состоит из набора положительных 10 и отрицательных 9 пластин, отлитых в виде решетки из свинца с добавлением сурьмы. Спаянные между собой мостиком 5 пластины образуют блоки, к мостикам полублоков припаяны полюсные штыри 6 и 7.

Решетки пластин заряженного аккумулятора заполнены активной массой — у положительных пластин перекисью свинца (темно-коричневого цвета), у отрицательных пластин — пористым губчатым свинцом. Между положительными и отрицательными пластинами устанавливаются сепараторы 8 из микропористой пластмассы.

Электролитом в аккумуляторе служит раствор серной кислоты и дистиллированной воды. Электролит должен быть определенной плотности (1,25—1,31 г/см³), которая зависит от климатических условий. Уровень электролита должен быть на 10— 15 мм выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов.

Электрическая энергия накапливается в аккумуляторе в результате химической реакции активной массы пластин с электролитом.

При зарядке аккумулятора, когда он подключен к источнику постоянного тока, сернокислый свинец на положительных пластинах превращается в перекись свинца, а на отрицательных — в чистый губчатый свинец.

При зарядке образуется серная кислота, поэтому плотность электролита повышается. Признаком конца зарядки является «кипение» электролита, а его плотность больше не повышается.

При разрядке батареи, когда к ней подключен какой-либо потребитель электрической энергии, активная масса обеих пластин взаимодействует с кислотой и превращается в сернокислый свинец, при этом идет поглощение кислоты и плотность электролита уменьшается.

Химические изменения активной массы пластин и концентрации электролита сопровождаются образованием электрической энергии.

Процессы зарядки и разрядки обратимы, и поэтому аккумулятор можно многократно заряжать и разряжать.

Емкость аккумуляторной батареи выражается в ампер-часах (А«ч) и представляет собой количество электричества, которое отдает батарея при ее разрядке до допустимого напряжения.

От крайних аккумуляторных батарей выведены конические клеммы: одна со знаком +, другая со знаком —. К клеммам подсоединяются потребители электрической энергии.

На тракторах преимущественное распространение получили батареи марок 6ТСТ-50ЭМ (Т-150К, МТЗ-82Л, ДТ-75М), 6ТСТ-165 (К-701), ЗСТ-215ЭМ (МТЗ-80, МТЗ-82), ЗТСТ-135 (Т-16М, Т-25А).

Маркировка расшифровывается так: 3 или 6 — количество аккумуляторов в батарее; ТСТ — тракторная, стартерного типа; число (50, 165, 215, 135)—емкость батареи в ампер-часах; Э обозначает материал бака — эбонит; М указывает на материал сепараторов — мипласт.

Обслуживание аккумуляторных батарей сводится к следующему:

а) ежедневно производят внешний осмотр батареи и ее
крепления;

б) через 240 ч работы трактора очищают батарею от пыли и
грязи, прочищают вентиляционные отверстия в пробках залив
ных отверстий;

в) проверяют стеклянной трубкой уровень электролита в
каждом аккумуляторе батареи. Доливают электролит в блоки
лишь в том случае, если уровень понизился из-за выплескива
ния электролита;

г) в случае ненадежного запуска двигателя, а также при се
зонном техническом обслуживании проверяют степень заряжен-
ности батареи замером напряжения с помощью нагрузочной
вилки или путем определения плотности электролита арео
метром.

При замере нагрузочной вилкой напряжение у полностью заряженной батареи составляет 1,9—2,0 В; у разряженной на 25% — 1,7—1,8 В; у разряженной на 50% — 1,6—1,7 В.

Батарею, разряженную более чем на 25%  зимой и 50%

летом, снимают с трактора и отправляют в зарядную мастерскую на контрольно-тренировочный цикл «заряд—разряд-заряд».

Хранение батарей. Батареи с электролитом устанавливают на хранение в состоянии полной заряженности в прохладном помещении с температурой до минус 25°С. Ежемесячно проверяют плотность их электролита, и при падении плотности до 1,23 г/см³ подзаряжают батареи.

Генератор является источником электрической энергии. Он снабжает потребителей электроэнергией и заряжает аккумуляторную батарею при работе двигателя. ?1а тракторах используются как генераторы постоянного, так и переменного тока.

Генераторы переменного тока проще по устройству, надежнее в эксплуатации и имеют меньшие габариты, что существенно с ростом количества потребителей и увеличением мощности генераторов у современных тракторов.

Вследствие этого, генераторы переменного тока устанавливаются практически на всех выпускаемых сейчас тракторах. Так как второй источник энергии — аккумуляторная батарея вырабатывает постоянный ток, то переменный ток генератора сразу же преобразуется в постоянный при помощи селенового или кремниевого выпрямителя.

В качестве примера рассмотрим устройство и работу генератора Г-304Б1, который устанавливается на тракторы Т-150К, ДТ-75М, на МТЗ-80 и МТЗ-82 под маркой Г-304Д1 и на Т-25А — под маркой Г-304И1.

Генераторы Г-304 (рис. 76) представляют трехфазный генератор переменного тока с двусторонним электромагнитным возбуждением и с внутренним трехфазным кремниевым выпрямителем. Он рассчитан на работу с контактно-транзисторным реле-регулятором РР-362Б.

Генератор состоит из неподвижного статора 10, подвижного ротора 3, передней 9 и задней 11 крышек, двух катушек возбуждения 2 и 4, выпрямителя 8, вентилятора 6, приводного шкива/и клемм 12.

Статор собран из листовой электротехнической стали. На девять выступов с внутренней его стороны надеты катушки трехфазной обмотки. Каждая фаза образована тремя катушками, соединенными последовательно, а сами фазы сведены в схему «треугольник».

Концы фаз выведены к контактным болтам и соединены с выпрямителем.

Ротор набран из листов электротехнической стали в виде диска с шестью выступами и напрессован на вал, вращающийся на двух шариковых подшипниках. На выходном конце вала на шпонке закреплен гайкой приводной шкив 7.

На задней крышке расположена панель с выводными клеммами М, В, III постоянного тока и (~)  переменного тока.

К внутренним торцам крышек прикреплены катушки возбуждения 2 и 4. Начала обмоток соединены с корпусом катушек возбуждения, а концы выведены на клемму Ш.

Принцип действия генератора. При вращении ротора (он приводится во вращение от коленчатого вала двигателя через ременную передачу) магнитное поле, создаваемое системой возбуждения, изменяясь, пересекает трехфазную обмотку статора и индуктирует в ней переменную по величине и направлению электродвижущую силу, в результате чего в цепи протекает переменный ток, который преобразуется выпрямителем в постоянный ток и идет к потребителям.

Трехфазный выпрямитель состоит из корпуса, теплоподво-дящей части и шести кремниевых диодов. Три диода обратной полярности запрессованы в корпус, а три диода прямой полярности — в теплоотвод, изолированный от корпуса. Выводы диодов прямой и обратной полярности попарно соединены в фазы и выведены на клеммы (~) совместно с фазами статора.

Положительный полюс выпрямителя выведен на клемму В, а отрицательный — на корпус генератора.

Реле-регулятор. Частота вращения коленчатого вала двигателя изменяется в широких пределах, следовательно, изменяется и напряжение генератора.

Для поддержания постоянства напряжения, защиты его от перегрузок и автоматического выключения аккумуляторной батареи, когда напряжение генератора меньше напряжения батареи, и служат реле-регуляторы.

Они состоят из трех приборов: реле обратного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения.

На тракторах последних выпусков, как уже было сказано выше, устанавливаются генераторы переменного тока, которые работают с контактно-транзисторным регулятором напряжения.

В этом реле-регуляторе отсутствуют ограничители тока и реле обратного тока.

Функции реле обратного тока выполняет выпрямитель, диоды которого пропускают ток только в одном направлении от генератора к потребителям, что исключает поступление тока из аккумулятора в обмотки статора генератора.

Кроме того, генераторы переменного тока обладают свойством самоограничения максимальной силы тока, благодаря чему защищены от токовых перегрузок. Контактно-транзисторное реле-регулятор РР362-Б состоит из реле напряжения и реле защиты транзистора от коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения генератора.

Реле-регулятор имеет три клеммы В, Ш, М. К клемме В присоединяется плюсовой провод от генератора, к клемме Ш — обмотка возбуждения генератора, к клемме М — минусовый провод генератора.

Реле-регулятор снабжен переключателем сезонной регулировки, предназначенным для регулировки напряжения в зависимости от сезона эксплуатации трактора.

Обслуживание генератора и реле-регулятора сводится к ежесменной очистке их от пыли и грязи, к проверке натяжения ремня привода (через 60 ч работы). Через 240 ч работы проверяют крепление проводов, плавность и легкость вращения ротора генератора.

При недозарядке аккумуляторной батареи или выкипании электролита проверяют величину регулируемого реле-регулятором напряжения с помощью вольтметра.

Электрические стартеры. Стартер предназначен для пуска либо основного двигателя на тракторах Т-25А, Т-16М, МТЗ-82, К-701, либо для запуска пускового двигател'я на тракторах Т-150, Т-150К, МТЗ-82Л, ДТ-75М.

В состав стартера входят электродвигатель постоянного тока, получающий ток от аккумуляторной батареи, механизм привода и системы включения. Стартеры могут быть с механическим включением шестерни привода и с электромагнитным. Электромагнитное включение шестерни привода в последнее время на тракторах получило наибольшее распространение.

Устройство и принцип действия стартера рассмотрим на примере стартера СТ-212А трактора МТЗ-82; аналогичную конструкцию и принцип действия имеет и стартер СТ-352Д, устанавливаемый на пусковых двигателях тракторов Т-150К, МТЗ-82Л, ДТ-75М, Т-150 и отличающийся меньшими размерами и мощностью.

Стартер СТ-212А (рис. 77) объединяет электродвигатель, механизм привода, электромагнитное тяговое реле и включатель ВК316-Б, расположенный на щитке приборов.

Электродвигатель стартера — четырехполюсный, постоянного тока, последовательного возбуждения, мощностью 4,5 л. с.

В неподвижном корпусе статора расположены четыре стальных полюса электромагнита с катушками возбуждения 3. Все катушки соединены между собой и обмоткой якоря последовательно. Якорь стартера состоит из вала, вращающегося на подшипниках скольжения, запрессованных в крышках 8 и 17, сердечника 2, набранного из листов электротехнической стали, обмоток, уложенных в пазы сердечника якоря, и коллектора, собранного из медных, изолированных друг от друга пластин. Щетки 4 закреплены в крышке 8 щеткодержателями и прижимаются к коллектору пружинами. Коллектор со щетками предохранен от загрязнения кожухом 7.

Привод стартера, передающий крутящий момент от электродвигателя на коленчатый вал запускаемого двигателя, установлен на валу якоря и состоит из шестерни 21, роликовой муфты 22 свободного хода, буферной пружины 23 и втулки 24 отводки. Муфта 22 свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении — к валу двигателя, обеспечивая автоматическое расцепление валов стартера и двигателя после запуска двигателя.

Электромагнитное тяговое реле вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика двигателя и включает питание к электрической части стартера.

При включении реле его втягивающая 11 и удерживающая 12 обмотки создают магнитное поле, под действием которого якорь реле 13 втягивается в полость обмоток. Движение якоря передается через тягу на двуплечий рычаг 16, который вводит шестерню 21 в зацепление с маховиком.

В конце своего хода якорь реле нажимает на плунжер 10, контактный диск  которого замыкает  главные контакты  реле,подключая обмотки стартера к аккумуляторной батарее. В этот момент обмотка 11 выключается и якорь тягового реле удерживается во втянутом состоянии только удерживающей обмоткой 12. Как только главные контакты замыкаются, электрический ток от аккумуляторной батареи проходит по обмоткам якоря и возбуждения, вокруг них образуются магнитные поля, в результате взаимодействия которых якорь начинает вращаться, создавая крутящий момент.

Включение тягового реле и стартера осуществляется включателем.

Обслуживание стартера сводится к поддержанию его чистоты, проверке надежности крепления, состояния клемм. Через 2000—3000 ч работы стартер снимают с трактора, очищают от пыли и грязи, проверяют состояние коллектора и щеток. Коллектор шлифуют шкуркой и продувают воздухом, а прилегание щеток к коллектору обеспечивают по всей поверхности с усилием около 1,0 кгс.

К приборам освещения световой и звуковой сигнализации относятся: фары (передние и задние), задний фонарь, включающий стоп-сигнал, указатель поворота, габаритные огни, звуковой сигнал, переключатели света, плафон освещения кабины, контрольные лампы датчиков работы систем и другие.

Органы управления и контрольные приборы располагаются в кабине трактора перед сиденьем тракториста.

Расположение органов управления, пуска и контрольных приборов трактора Т-150К приведено на рис. 78.