↓ Наведите мышкой на рубрику в меню чтобы увидеть каталог техники ↓
Навигатор: Главная > Тракторы и сельхозтехника
На нашем новом сайте вы сможете посмотреть всю технику, оборудование и сделать заказ!


Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов

Ведущие мосты колесных и  гусеничных  тракторов

Общие сведения

Ведущие мосты служат для передачи крутящего момента от коробки передач ведущим колесам (звездочкам) трактора.

В зависимости от конструкции колесные тракторы могут иметь один ведущий мост — задний или два ведущих моста — задний и передний; в этом случае трактор имеет повышенную проходимость.

Основными механизмами ведущих мостов колесных тракторов являются главная передача, дифференциал, конечные передачи, тормоза, полуоси.

У гусеничных тракторов вместо дифференциала устанавливается механизм поворота, которым могут быть рулевые муфты поворота (бортовые фрикционы) или планетарный механизм (у тракторов ДТ-75М, Т-4А).

Главная передача служит для увеличения передаточного числа силовой передачи крутящего момента на последующие механизмы к ходовой части.

Главная передача представляет собой пару конических шестерен или пару цилиндрических шестерен  (Т-25, Т-40, Т-16М).

Дифференциал — это планетарный механизм, передающий вращение с главной передачи к конечной и автоматически обеспечивающий разную скорость вращения ведущих колес при повороте и езде по неровному пути.

Принцип действия дифференциала может быть рассмотрен на примере двух зубчатых реек, 12 (рис. 54), лежащих на одной плоскости и связанных шестерней 9.

Если обе рейки имеют одинаковое сопротивление передвижению по плоскости (рис. 54,6), то при перемещении оси шестерен на расстояние S силой Р обе рейки пройдут (вследствие зацепления зубьев шестерен и реек) одинаковый путь, равный S с одинаковой скоростью, при этом шестерня 9 не будет вращаться вокруг своей оси.

Если же одна из реек (например, правая 12) будет иметь большее сопротивление передвижению (рис. 54, в), то при перемещении оси шестерня 9, упираясь в зубья правой рейки 12, начнет поворачиваться вокруг своей оси, вследствие чего перемещение левой рейки будет ускорено и она передвинется на большее расстояние.

Если же правую рейку прижать к плоскости так, чтобы она не передвигалась совсем, то шестерня 9, перекатываясь по зубьям неподвижной рейки, ускорит свое вращение вокруг оси

Рис. 54. Схема устройства  (а)  и работы  (б, в)  дифференциала: — конечная  передача;  2— полуоси;  3 — конические  шестерни; 4 — ведомая  шестерня; 5 — корпус дифференциала; 6 — муфта механизма блокировки; 7 — рычаг  включения  механизма  блокировки; 8 — крестовина  сателлитов;  9 — сателлиты;  10 ?— ведущие колеса; И,  12 — зубчатые рейки

и перемещение левой рейки, причем левая рейка будет проходить путь в 2 раза больше, чем ось шестерни.

Таким образом, при постоянной скорости перемещения оси шестерни рейки будут перемещаться с разной скоростью в зависимости от их сопротивления передвижению.

Конструктивно дифференциал выполнен следующим образом.

В корпусе 5 закреплена крестовина 8, на которой свободно вращаются конические сателлиты 9. С двух сторон в зацепление с сателлитами входят полуосевые конические шестерни 3. Последние шлицами соединены с полуосями 2. От полуосей вращение передается через конечные передачи на ведущие колеса 10.

В данной конструкции роль оси, к которой прикладывается сила Р, выполняет крестовина, полуосевые шестерни — роль реек, а сателлиты — роль шестерни, заключенной между рейками.

При прямолинейном движении трактора по ровной поверхности ведущие колеса трактора проходят равный путь и их сопротивление одинаковое. Вращение от ведомой шестерни главной передачи 4 передается корпусу 5 и через крестовину 8 сателлитам 9, которые упираются своими зубьями в полуосевые шестерни 3 с одинаковой силой и вращают их с одинаковой скоростью, при этом сателлиты, вращаясь вместе с крестовиной и корпусом, не вращаются вокруг своих осей.

При повороте трактора внутреннее к центру поворота колесо испытывает большее сопротивление почвы и, замедляя движение, проходит меньший путь. Поэтому соединенная с этим колесом полуось и полуосевая шестерня оказывают повышенное сопротивление сателлитам. Сателлиты начинают перекатываться по этой шестерне, вращаясь вокруг своих осей, и сообщают другой полуосевой шестерне дополнительную скорость.

Наружное к центру поворота колесо, соединенное с этой полуосью, также начинает вращаться быстрее.

В этом случае сателлиты вращаются с крестовиной и корпусом и одновременно вокруг своих осей.

Если внутреннее колесо дополнительно притормозить, то скорость наружного колеса увеличится, благодаря чему поворот трактора становится более крутым.

Принцип действия, на основании которого работает дифференциал, такой: колесо, получающее от почвы большее сопротивление, приостанавливается, а другое, имеющее меньшее сопротивление, увеличивает частоту вращения, при определенных условиях вызывает отрицательное явление. Так, если одно ведущее колесо попадает на рыхлый или скользящий грунт, то оно начинает буксовать, так как к другому колесу, находящемуся на твердом грунте, в то время подводится небольшой крутящий момент. В результате трактор может остановиться или его проходимость снижается, поэтому в этих условиях необходимо выключить дифференциал. Для этой цели на тракторах предусмотрены механизмы блокировки дифференциала. Чтобы сблокировать дифференциал, достаточно одну из полуосей соединить с корпусом дифференциала, например, с помощью передвижной зубчатой муфты 6 (рис. 54, а), переключаемой рычагом 7. У некоторых тракторов дифференциал блокируется соединением полуосей ведущих колес.

У отдельных тракторов процесс включения и выключения механизма блокировки дифференциала происходит автоматически. Такая блокировка дифференциала с гидравлическим приводом применяется на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82.

На ряде колесных тракторов с целью уменьшения буксова
ния ведущих колес применяют самоблокирующиеся диААеоен-
циалы (Т-150К, К-701).                                             F

Механизмы поворота гусеничных тракторов. Поворот гусеничного трактора производится отключением от силовой передачи той гусеницы, в сторону которой необходимо повернуть трактор.

Для крутого поворота отключенную гусеницу притормаживают, и трактор поворачивается на месте.

Для отключения гусеницы от силовой передачи на тракторах Т-74, Т-54В, Т-70С используются фрикционные муфты поворота (бортовые фрикционы), на тракторах ДТ-75М, Т-4А — планетарные механизмы, на тракторе Т-150 функции механизма поворота выполняет коробка передач.

Фрикционные муфты поворота представляют собой многодисковые сухие, постоянно замкнутые муфты сцепления, расположенные на концах ведущего вала заднего моста.

На конце вала заднего моста 11 (рис. 55, а; на рисунке показана только левая сторона) на шлицах закрепляется ведущий барабан 6 с наружными зубцами, на которые надеты ведущие диски 12. Между ведущими дисками 12 устанавливаются ведомые диски 13, на наружные зубцы которых надевается ведомый барабан 5, который соединен фланцем 2 с валом ведущей шестерни 1 конечной передачи.

Весь комплект дисков зажимается между фланцем ведущего барабана и нажимной тарелкой 7 посредством пружин 4, надетых на шпильки 3 и закрепленных в сжатом состоянии. Пружины, упираясь одним концом в ведущий барабан и стремясь разжаться, другим концом давят на тарелки шпилек и перемещают нажимную тарелку 7 к дискам. При этом ведущие и ведомые диски оказываются постоянно сжатыми и крутящий момент передается с главной передачи на вал заднего моста, затем с него на ведущий барабан и ведущие диски. За счет трения вращение с ведущих дисков передается на ведомые диски и ведомый барабан и далее на конечную передачу.

Для поворота трактора необходимо отключить соответствующую гусеницу от силовой передачи, то есть выключить правую или левую муфту в зависимости от того, в какую сторону нужно повернуть трактор.

Включение и выключение муфт поворота осуществляются механизмом управления.

Воздействие тракториста на рычаг управления 15 (в кабине трактора) передается через промежуточные рычаги 17 к 19 к тягу 18 на вильчатый выключающий рычаг 8, который через упорный подшипник 9 отводит нажимную тарелку 7 от ведущего барабана 6 и сжимает пружины 4, при этом ведомые 13 и ведущие 12 диски отойдут друг от друга и муфта выключится. При выключении муфты трение между дисками исчезает и крутящий момент на ведомые диски и ведомый барабан не передается.

Отключенная гусеница замедляет свое движение или останавливается полностью, и трактор поворачивается в сторону остановленной гусеницы. Для производства крутого поворота на ведомый барабан муфты надета тормозная лента 14. Управление тормозом осуществляется через тягу 20 и рычаг 21 педалью 16.

Чтобы осуществить крутой поворот, например влево, необходимо выжать левый рычаг управления муфтой 15 и нажать на левую педаль тормоза 16, а после производства поворота отпустить сначала педаль и затем рычаг.

Планетарный механизм поворота (рис. 55,6) представляет два симметрично расположенных одинаковых планетарных механизма управления правой и левой гусеницами. Каждый механизм состоит из корпуса 8, внутри которого за одно целое с ним выполнены две коронные шестерни 7. Снаружи к корпусу прикреплена ведомая шестерня главной передачи 9. В зацепление с коронными шестернями входят сателлиты 3, насаженные  на  осях 5,  водила  6.  Водила  соединены  с внутренними концами полуосей, на наружных концах которых устанавливаются ведущие шестерни конечных передач. На каждой полуоси на шлицах установлены тормозные шкивы 12 (остановочные тормоза). Солнечные шестерни 4, внутри которых проходят полуоси, входят в зацепление с сателлитами.

Таким образом, сателлиты находятся в зацеплении с сол­нечной и коронной шестернями одновременно.

На ступицах солнечных шестерен устанавливаются тормозные шкивы 10. Шкивы тормозов солнечных шестерен охватываются лентами 2, а шкивы остановочных тормозов — лентами .

Тормоза солнечной шестерни включаются и выключаются рычагом 16 через систему тяг и рычагов, а тормоза остановочные — педалью 17. Рычаги и педали установлены в кабине трактора.

Когда рычаг 16 отпущен, то тормоза солнечной шестерни затянуты усилием пружины 15.

На схеме представлен корпус с левым планетарным механизмом, осуществляющий привод и выключение левой гусеницы трактора. Правая сторона имеет аналогичную конструкцию. Планетарный механизм располагается в среднем отделении заднего моста, а тормоза управления — в боковых отсеках.

Работа механизма. При движении трактора по прямой рычаги 16 и педали 17 опущены, при этом тормоза солнечных шестерен 2 затянуты усилием пружин 15 и обе солнечные шестерни (правая и левая) неподвижны. Крутящий момент с с шестерни 9 главной передачи передается на корпус 8 планетарного механизма. При вращении корпуса 8 и коронных шестерен 7 приводятся во вращение сателлиты 3, которые обкатываются по неподвижным солнечным шестерням и передают крутящий момент через оси водилам 6 и далее на полуоси, конечные передачи и гусеницы.

Для поворота трактора необходимо переместить левый или правый, в зависимости от направления поворота, рычаги 16 на себя, при этом лента 2 освобождает тормоз и солнечную шестерню 4 и сателлиты 8 начинают ее вращать в противоположную сторону вращения коронной шестерни 7. Усилие на водило 6 не передается, и оно вместе со своей полуосью останавливается. Гусеница отключается от силовой передачи, и трактор поворачивается, так как вторая гусеница продолжает движение. Для крутого поворота трактора необходимо после выключения тормоза солнечной шестерни (рычагом 16) затормозить полуось остановочным тормозом, то есть нажать на педаль 17.

По сравнению с фрикционными муфтами планетарный механизм более компактный, надежнее в работе и долговечнее.

Конечная передача трактора служит для окончательного снижения числа оборотов и увеличения крутящего момента ведущих колес. Она представляет шестеренчатые редукторы с цилиндрическими шестернями постоянного зацепления или у некоторых тракторов (Т-150К и К-701) выполнена в виде планетарного механизма.

Тормоза служат для быстрой остановки трактора, снижения скорости, выполнения крутых поворотов. По форме трущихся поверхностей тормоза подразделяются на ленточные, дисковые и колодочные  (рис. 56).

Простой ленточный тормоз (рис. 56, а) используется на шасси Т-16М, действует следующим образом. При нажатии на педаль 1 тяга 2, перемещаясь вправо, поворачивает двуплечий рычаг 3, нижний конец которого, перемещаясь в противоположную сторону, затягивает ленту 4 с фрикционной накладкой на шкиве 5 и вал 7 затормаживается при незначительном нажатии на педаль или полностью останавливается при сильном нажатии. Регулировка тормоза производится гайкой 10, а провисание ленты — винтом 6.

У ленточного тормоза плавающего типа (рис. 56, б) оба конца тормозной ленты подвижны и соединены с трехплечим рычагом пальцами 12 и 14.

Верхнее плечо рычага соединено тягой 2 с педалью.

При нажатии на педаль трехплечий рычаг поворачивается и в зависимости от направления вращения один из пальцев становится неподвижным, а другой палец, вращаясь вместе с рычагом вокруг неподвижного пальца, затягивает ленту 4 и затормаживает шкив 5 и вал 7. Тормоза плавающего типа устанавливаются на тракторах Т-25А, ДТ-75М, Т-4А.

Колодочные тормоза (рис. 56, в) используются на тракторах К-701, Т-150К, ЮМЗ-6Л. Тормоз состоит из барабана 5, жестко укрепленного на валу 7. Внутри барабана установлены две колодки 16 с фрикционными накладками, каждая из которых одним концом закреплена на неподвижных шарнирах 17, а другими упираются в разжимной кулак 15. Колодки стянуты пружинами 18 и удерживаются в расторможенном состоянии.

При нажатии на педаль усилие передается через тягу 2, поворотный рычаг 3 и кулак 15 разводит колодки 16 и прижимает их к внутренней стенке барабана 5 и затормаживает барабан и вал 7. Колодочные тормоза могут иметь механический, гидравлический и пневматический приводы.

Дисковые тормоза (рис. 56, г) применяются на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82. На шлицах вала 7 установлены два соединительных диска 19 и 22 с фрикционными накладками, между которыми помещены нажимные диски 20 и 21. Диски 20 и 21 соединены с механизмом управления тормозами. Между нажимными дисками установлено по три разжимных шарика 23, равномерно расположенных по окружности. Шарики входят в наклонные гнезда, выполненные на внутренних поверхностях нажимных дисков. Ушки каждого нажимного диска серьгами 24 и тягой 10 соединены с педалью.

При нажатии на педаль тяга 10 перемещается вверх и через серьги 24 поворачивает нажимные диски 20 и 21 относительно друг друга, что вызывает перекатывание шариков 23 по наклонным поверхностям гнезд, при этом шарики, выходя из углублений, разжимают нажимные диски. Нажимные диски прижимают фрикционные накладки соединительных дисков 19 и 22 к неподвижным поверхностям картера 9 и затормаживают их и вал 7 силовой передачи. Регулируется тормоз гайкой тяги 10.

Устройство ведущих мостов колесных тракторов

Задний мост трактора МТЗ-82 (рис. 57). Все механизмы заднего моста помещены в корпусе 12, представляющем чугунную отливку, к передней стенке которого прикреплена коробка передач, а к задней — редуктор заднего вала отбора мощности. В корпусе помещены главная передача, дифференциал с муфтой автоматической блокировки (АБД), конечная передача, тормоза и вал отбора мощности.

Главная передача представляет пару конических шестерен. Ведущая шестерня 9 установлена на шлицевом конце вторичного вала 8 коробки передач, а ведомая 10 прикреплена к фланцу корпуса 7 дифференциала.

Дифференциал состоит из корпуса 7, крышки, крестовины 6, сателлитов 4 и полуосевых шестерен 3. Крестовина закреплена между корпусом и крышкой, и на нее надето четыре сателлита. Сателлиты входят в зацепление с двумя полуосевыми шестернями 3, ступицы которых насажены на шлицы валов ведущих шестерен 14 и 47 конечных передач.

Собранный дифференциал вращается вместе с ведомой шестерней главной передачи на двух роликовых подшипниках 11, внутренние обоймы которых насаживаются на корпус 7 и крышку U а наружные входят в расточки стаканов 13.

Дифференциал имеет автоматическую блокировку, состоящую из исполнительного механизма, установленного на кожухе 46, левого тормоза и датчика, управляющего блокировкой. Датчик расположен в корпусе гидроусилителя рулевого управления.

Исполнительный механизм представляет дисковую фрикционную муфту с гидравлическим управлением. Ведущие и ведомые диски 34 и 41 соответственно соединены со шлицами наружного конца левой ведущей шестерни 47 конечной передачи и пазами корпуса 44 муфты блокировки.

Блокировочный вал 45, проходящий внутри полой шестерни 47 конечной передачи, жестко связан с корпусом 44 и шлицами соединен с крестовиной дифференциала.

При срабатывании датчика масло под давлением подается от гидроусилителя руля в полость между крышкой 39 и диафрагмой 40, далее усилие через нажимной диск 41 передается дисками 42 и 34 муфты. Сжатые диски блокируют шестерню 47, левую полуосевую шестерню 3, блокировочный вал 45 и крестовину 6 в одно целое, так как сателлиты не могут проворачиваться относительно левой полуосевой шестерни.

Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) может быть включена и выключена. При выключенной блокировке дифференциал работает как обычно. При включенной АБД дифференциал выключается и автоматически включается при повороте направляющих колес на угол 8°.

При работе на скоростях выше 10 км/ч работать с включенной блокировкой запрещается, так как это может вызвать аварийные заносы трактора.

Конечные передачи представляют одноступенчатые редукторы с цилиндрическими шестернями. Ведущие шестерни 14 и 47 выполнены как одно целое с валами, на внутренних концах которых установлены на шлицах полуосевые шестерни дифференциала, а на наружных — соединительные диски 16 тормозов. Каждая шестерня вращается на роликовых подшипниках 15, посаженных в стаканах 13 и 48.

Ведомые шестерни 26 установлены на шлицы полуосей 28 задних колес. Полуоси вращаются в шариковых подшипниках 24. От осевых перемещений полуоси удерживаются стопорными кольцами 30 и крышками 31 рукавов 27 и уплотнены сальниками 32.

Тормоза сухие дисковые состоят из двух соединительных дисков 16 с фрикционными накладками и двух чугунных нажимных дисков 18, между которыми установлено три разжимных шарика 17. Все детали установлены внутри кожуха 19.

Обслуживание заднего моста трактора МТЗ-82 заключается в регулярной подтяжке креплений, своевременной доливке и замене масла, регулировке отдельных механизмов. Зубчатое зацепление и конические роликовые подшипники главной передачи и дифференциала в процессе эксплуатации регулировки не требуют. Эта необходимость может возникнуть при ремонте.

Подшипники дифференциала регулируют прокладками 23 и 49 (см. рис. 57), которые устанавливаются под стаканы ведущих шестерен 13 и 48. Осевой зазор допускается 0,05— 0,1 мм.

Регулировка зацепления главной передачи. Положение ведущей шестерни 9 на вторичном валу 8 коробки передач определяется размером от задней стенки коробки до наружного торца шестерни 9. Этот размер должен быть равным 58±0,15 мм и обеспечивается подбором регулировочных прокладок 17, которые устанавливаются между фланцем стакана 18 подшипника и задней стенкой коробки передач (см. рис. 49).

Боковой зазор между зубьями шестерен устанавливается в пределах 0,25—0,5 мм и регулируется теми же прокладками 23 и 49 (см. рис. 57). В этой регулировке прокладки не выбрасывают, а переносят с одной стороны на другую, то есть из под стакана 13 выбрасываются, а под стакан 48 ставятся.

Работу тормозов проверяют ежедневно, а их регулировка производится по мере необходимости.

Полный ход каждой педали должен быть 70—90 мм, а тормозной путь до полной остановки не должен превышать 6 м при начальной скорости 20 км/ч.

Ведущие мосты трактора Т-150К. Конструктивно передний и задний мосты одинаковы и отличаются в основном картерами. К картеру переднего моста с двух сторон сверху приварены накладки для стремянок крепления рессор. К картеру заднего моста приварены кронштейны для крепления заднего моста к раме.

В месте крепления редуктора главной передачи картер расширен приваренным фланцем, в котором выполнена центрирующая расточка и имеются резьбовые отверстия под шпильки крепления корпуса главной передачи.

Главная передача собрана в литом корпусе 3 (рис. 58). Ведущая шестерня главной передачи выполнена заодно с валом, установленным в стакане 4 на двух конических роликовых подшипниках 2 и 6*. Между торцевой плоскостью стакана и корпусом поставлены регулировочные прокладки 5. На хвостовике вала установлен фланец 10 для соединения с карданным валом привода моста.

В корпусе сальников 8 запрессованы каркасный самоподжимной сальник 14 и войлочный пыльник 12.

Ведомая коническая шестерня 20 главной передачи прикреплена двенадцатью болтами к корпусу дифференциала.

Дифференциал самоблокирующийся собран в корпусе, состоящем из двух чашек 29 и 32, стянутых фланцами 28 и бол­тами 31.

Дифференциал состоит из четырех сателлитов 22, вращающихся на двух пальцах 21, и двух конических полуосевых шестерен 35, соединенных шлицами с полуосями. Между торцами шестерен 35 и фланцами установлено по четыре диска трения 36 и 37. Диски 37 наружными шлицами соединены с фланцами, диски 36 — с полуосями и шестернями 35.

Работа самоблокирую щегося дифференциал а. При движении по прямой, когда колеса трактора имеют одинаковое сопротивление, сателлиты 22 остаются неподвижными относительно пальцев 21 и крутящий момент распределяется поровну между колесами.

Если сопротивление колес неодинаково (при пробуксовке одного из колес), то сателлиты начинают вращаться вокруг пальцев. В зацеплении между зубьями сателлитов и полуосевых шестерен возникает осевая сила, которая воздействует на шестерни и сжимает диски трения, и шестерни блокируются с корпусом дифференциала. В результате оба колеса начинают вращаться с одинаковой частотой.

Самоблокирующийся дифференциал увеличивает проходимость трактора.

Конечные передачи. У трактора Т-150К конечными передачами являются колесные редукторы, представляющие собой планетарные механизмы, прикрепленные к фланцам картеров мостов.

Колесный редуктор (рис. 59) смонтирован на ступице 15, прикрепленной болтами к фланцу заднего моста. Между фланцем и ступицей зажат тормозной щит 13.

Ведущей частью планетарного механизма является солнечная шестерня , ведомой — водило 3 с тремя сателлитами 30, которое связано с колесами, неподвижной частью — эпициклическая шестерня 5. Солнечная шестерня установлена на шлицах полуоси 17 и закреплена гайкой 37. Сателлиты, входящие в зацепление с солнечной шестерней, устанавливаются на осях 29 на двух рядах цилиндрических роликовых подшипников. Ось сателлитов установлена в водиле, которое прикреплено к корпусу редуктора 6 посредством двадцати одной шпильки. С торцевой части к водилу крепится крышка 35 с контрольной пробкой 36. Между водилом и корпусом, водилом и крышкой установлены уплотнительные прокладки 2 % 4.

Корпус 6 сцентрирован и прикреплен шпильками 27 к картеру редуктора 12, вращающемуся на двух конических роликовых подшипниках и 14, опорой которых является ступица 15.

Теми же шпильками 27 к картеру редуктора 12 прикреплены тормозной барабан 23 и диск 8 ведущего колеса.

Внутренняя обойма подшипника установлена на зубчатой ступице 24, надетой на шлицы ступицы 15. С помощью гаек 20, 22 и стопорной шайбой 21 ступица 24 удерживается в осевом направлении. С помощью этих же гаек регулируют подшипники.

С зубчатой ступицей 24 входит в зацепление эпициклическая неподвижная шестерня 5.

Работа механизма сводится к следующему. При вращении полуоси солнечная шестерня, вращаясь, перекатывает сателлиты по неподвижной эпициклической шестерне, при этом сател­литы через свои оси водят водило; последнее связано с корпусом и колесом, и, следовательно, крутящий момент передается с полуоси на колесо.

Обслуживание ведущих мостов и колесных редукторов:

1) своевременно (через 240 ч работы) проверяют уровень масла и при необходимости доливают его. Смену масла производят через 960 ч работы;

2) в процессе эксплуатации следят за затяжкой гаек крепления мостов, главной передачи, дисков колес и других крепежных деталей;

3) при ТО-3 проверяют и при необходимости регулируют зазор в конических подшипниках главной передачи и колесных редукторов.

Задние мосты гусеничных тракторов

Задний мост трактора ДТ-75М включает главную передачу, планетарный механизм поворота с тормозами и конечную передачу.

Главная передача и планетарный механизм размещены в центральном отсеке литого корпуса 42 (рис. 60) заднего моста.

Ведущая коническая шестерня главной передачи выполнена заодно с вторичным валом коробки передач, входит в зацепление с большой конической ведомой шестерней 46 главной передачи, которая крепится к фланцу корпуса 13 планетарного механизма.

Между шестерней и фланцем установлены регулировочные прокладки 48, с помощью которых осуществляется регулировка зацепления  шестерен  главной  передачи.

Корпус 13 вращается на двух шариковых подшипниках 49.

На внутренней поверхности корпуса 13 имеются два зубчатых венца 47 коронных шестерен, с которыми входят в зацепление по три сателлита 12, вращающихся на игольчатых подшипниках на осях 11.

Оси сателлитов запрессованы в стенки водила 43, со шлицами которого соединены полуоси . С внутренней стороны сателлиты находятся в зацеплении с солнечными шестернями 45, к фланцам 51 солнечных шестерен привернуты тормозные шкивы 4 солнечных шестерен.

Шкив остановочного тормоза 2 полуосей устанавливается на шлицах ступицы, ведущей шестерни конечной передачи, сидящей на шлицевом конце полуоси 1.

На тракторе установлены ленточные самозатягивающиеся тормоза. На каждой ленте закрепляется по 13 колодок твердого фрикционного материала.

Тормоза солнечных шестерен постоянно удерживаются в заторможенном состоянии пружиной 5 и управляются рычагами, установленными в кабине и соединенных тягой 15 с рычагами 23 и 22.

Тормоза остановочные, используемые для крутых поворотов, управляются педалями.

Конечные передачи трактора размещены в отдельных литых корпусах, прикрепленных с обеих сторон к корпусу заднего моста.

Обслуживание заднего моста сводится к проверке уровня масла (через 240 ч работы) в картере и замене масла (через 960 ч работы), проверке и при необходимости регулировке тормозов солнечных шестерен.

Свободный ход рычагов управления тормозов солнечных шестерен должен быть в пределах 60—80 мм, и его регулируют гайкой 35. Гайку заворачивают до отказа и отпускают до совмещения кольцевой проточки на контрольном штифте 9 с плоскостью проушины 8. Если при этом свободный ход больше или меньше допустимого, то укорачивают или удлиняют тягу 15. Провисание ленты в нижней части регулируют болтом, ввернутым в корпус заднего моста снизу. Болт заворачивают до отказа и отворачивают на 1 —1,5 оборота.

Кроме .того, проверяют и при необходимости регулируют гайкой 33 ход педалей остановочных тормозов.

Ход педали считается отрегулированным, если при нажатии на педаль ленты затягивают шкив, а защелка горного тормоза устанавливается в первую впадину сектора.

Задний мост трактора Т-150 в отличие от задних мостов других гусеничных тракторов не имеет механизма поворота.

Как уже было указано выше, управление тракторами Т-150 осуществляется выключением гидроподжимных муфт вторичных валов коробки передач, поэтому в заднем мосту помещены две главные передачи, независимые друг от друга (по одной на гусеницу).

Крутящий момент от соответствующего вторичного вала передается через карданный вал на главную передачу, полуоси и колесные редукторы.

Ведущий мост состоит из корпуса 17 (рис. 61), к которому приварены валы 15 ступицы заднего моста, и двух главных передач.

Каждая главная передача состоит из ведущей 9 и ведомой 2 шестерен, собранных в корпусе .

Ведущая шестерня 9 выполнена заодно с валом и установлена в стакане 7 на двух конических роликовых подшипниках 8 и 5. Ведомая шестерня 2 закреплена на ступице болтами. Ступица вращается на двух конических роликовых подшипниках и внутренними шлицами соединена с полуосями. Подшипники установлены в гнездах, образованных корпусом главной передачи и. крышками подшипников 12. Наружные кольца подшипников ограничиваются от осевых перемещений регулировочными гайками 13.